Технологическая карта урока литературного чтения по произведению М.Зощенко "Ёлка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Ежова Марина Викторовна

Этот материал для учителей, работающих по программе "Школа России", не перешедших пока на ФГОС, но желающих применить новые технологии. Особенно. составление технологической карты урока, которая составлена с учётом современных требований по ФГОС к оформлению плана-конспекта урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_14.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Цель-результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Мотивация

(Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)

Положительный настрой на учебный процесс, интерес к изучаемой теме

Мобилизует внимание детей:

- Прозвенел звонок.

  Начинается урок.

  Если хочешь много знать,

  Многого добиться,

  Обязательно читать

  Должен научиться!

Включаются в познавательную деятельность

Девиз в стихах

Введение в тему урока

(Постановка учебной задачи на урок, проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.)

Актуализация ранее изученных знаний и умений

Проверяет домашнее задание:

  -Прочитайте выразительно понравившийся отрывок, представьте свой рисунок и озаглавьте его.

  -Представьте  «Синквейны» по те-мам: «Рояль», «Дагни Педерсен», «Эдвард Григ».

  (Вариант «Синквейна»- «Дагни Педерсен»:

  Дагни (тема – 1 слово-сущ-ное).

  Нетерпеливая, смущённая (2слова-прилагат.)

  Мечтает, упрашивает, хмурится (3 глагола).

  Маленькая любопытная девочка (обычно 4 слова-отношение автора к персонажу).

  Детство (1 слово,синоним, обобщающий или расширяющий тему/предмет).

Использует слайдовую презентацию.

Слайд 1-3

Речевая разминка.

1.Развитие внимания:

         кёлкайтснегывц

       щэморозфяпургаж

  -Найдите слова, ребята!

  -Найдите общее понятие. Почему?

 

  -Познакомимся со скороговорками.

  У ёлки иголки колки.

  Сыплет снегопад с неба снег.

Представляют рисунки, защиту «Синквейнов»

Участвуют в речевой разминке

-Общее понятие «Зима»! Эти явления природы бывают в это время года.

 «Яркое пятно»

(презентация, рисунки, ярко оформленные «Синквейны»)

Открытие нового (знания , способа действия)

(Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах), формулирование вариантов выводов. Обобщение.)

Получение новых знаний.

 Коллективное пошаговое первичное закрепление

Знакомит с автобиографией писателя через эвристическую беседу.

Предлагает прослушивание текста.

-Как вы думаете, о чём, о ком будет произведение  М.Зощенко?

Звучит музыка.

Проводит фронтальный опрос по содержанию текста.

-Понравился ли рассказ?

-Кто главные герои рассказа?

-Чем наряжали ёлку в те времена?  И т.д.

Слайды 4-8.

-Подтвердились ли ваши предположения?

Физминутка

Словарно-лексическая работа.

  - Какие новые редко встречающиеся в нашей жизни слова вы услышали?

_-Можете ли объяснить смысл новых слов:

золотушный ребёнок,

длинновязая,

пастилка,

церемонится?

Прослушивают текст.

Делают предположения.

Сопоставляют заголовок, рисунок и музыку. Предполагают тему рассказа.

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы.

Проводят сопоставление, делают вывод.

Возможно, называют такие слова.

Возможно, объясняют смысл новых слов.

Работают со словарём.

 Эвристическая беседа.

«Прогнозиро-вание»

Поисковый метод работы

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным

Самостоятельная работа, в группах. Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание  нового. включение будущего нового материала.

Тренировка полученных знаний. Включение в систему знаний.

Организует самостоятельную работу.

- У каждого есть листочек с вопросами, ответьте на них, работая с учебником. Пронумеруйте места ответов по номеру вопроса.

Организует работу в малых группах: сопоставление двух главных героев Лёли и Миньки.

- Сейчас девочки по вопросам, которые даны на листочках, составят ответы и запишут их в таблицу «Характеристика Лёли», а мальчики поработают с таблицей «Характеристика Миньки».

Игра «Доскажи словечко».

Учитель задаёт новые вопросы по тексту.

- Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет …(разбойником).

-Что хотела мама подарить Миньке?

-Придумайте свои вопросы.

Слайды 9-13.

Физминутка для глаз

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

Работают самостоятельно (аналитическое чтение),, находят ответы на вопросы.

Работают  в группах, сопоставляют ответы, договариваются и заполняют таблицу про Лёлю и про Миньку. Группа девочек и группа мальчиков ачитывают результат

Самостоятельная работа

Поисковый метод работы

Изучающее (углубленное чтение) с элементами творчества

Итоговая рефлексия

(Самоанализ и самооценка: личностные приращения.)

  Задание на дом

(Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности)

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-В каких словах отражён главный смыслэтого произведения? (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я такой сравнительно весёлый и добродушный.)

-Чему учит этот рассказ?

- От чего зависит хорошее отношение всех членов семьи друг к другу?

-Знаете ли вы пословицы о семье?

Раздаёт карточки с пословицами.

-Домашнее задание: приготовить пересказ от лица Лёли и от лица Миньки;

 нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

- А сейчас оцените свою работу (карточки «Светофор»):

зелёный сигнал - «Всё понятно было на уроке»,

жёлтый – «Есть вопрос».

красный – «Ничего не понял»,.

-Все подняли зелёные карточки! Молодцы, отлично прошёл урок! Спасибо за работу!

Работают с текстом;

карточками.

Дают себе самооценку. Выявляют причины неуспе-

ха.

Оценивают работу всего класса

Поисковый метод работы.

Побуждающий к выводам диалог через умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением.

Игровой момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению А.П.Чехова "Каштанка". УМК "Начальная школа XXI века" (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Данный материал может быть использован при проведении урока литературного чтения, при составлении технологической карты урока. Представленный урок был проведен с учащимися 4-го класса МБОУ СОШ №...

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...