Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Селина Татьяна Васильевна

Урок литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._selina_t.v._chtenie.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тема: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

Цель: обобщение знаний обучающихся по разделу «Поэтическая тетрадь»

Задачи: расширить кругозор обучающихся о жизни и творчестве поэтов серебряного века, создать условия для развития грамотной, выразительной речи обучающихся, развивать творческие способности, воспитывать любовь к книге, интерес к чтению поэзии.

Оборудование. Компьютер, проекционный экран, сборники стихов; учебник "Родная речь" для IV класса (сост. Л.Ф. Климанова и др.)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, работа в парах, в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки.

У. Начинаем наш урок.

Теме подведём итог.

Будем знания обобщать

И на вопросы отвечать.

II. Сообщение темы и задач урока.

У. На уроке мы обобщим полученные знания, расширим свой  кругозор - познакомимся с интересными фактами из жизни поэтов.

 Будем читать стихотворения наизусть, говорить об их поэтических особенностях, отвечать на вопросы, работать в парах, обмениваясь мнениями, сочинять, развивать память, мышление, творческие способности.

III. Подготовка к восприятию материала.

У. Вспомните как назывался раздел, произведения которого мы закончили изучать?

Д. Поэтическая тетрадь.

У.  Какое название вы дали "Поэтической тетради № 2"?

Д. "Мне вспомнились детства далекие годы", «Воспоминания о детстве».

У. Какие произведения вошли в нее?

Д. Стихотворения В.Я. Брюсова "Опять сон", "Детская", С.А. Есенина "Бабушкины сказки", М.И. Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства".

У. Что объединяет эти произведения?

Д. Авторы делятся с нами своими яркими воспоминаниями из своего далекого детства.

У. Может ли взрослый человек снова попасть в мир детства?

Д. - Думаю, что нельзя, как бы нам этого ни хотелось.

- А я думаю, что можно, через воспоминания, рассматривая фотографии.

У. Поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Им для этого нужны лишь бумага, ручка или карандаш.  Сможем ли мы с вами перенестись в Страну Чужого Детства? Что нам необходимо для этого?

Д. Книги и немного фантазии.

IV. Детские годы поэтов.

  1. Сообщение и показ презентации заранее подготовленными учащимися о В.Я. Брюсове.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам.

 Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.

Выступающий ученик задаёт вопрос классу:

 - Каким вы увидели маленького Валеру Брюсова?

Д. Подвижным, любознательным мечтателем.     

     Чтение наизусть стихотворения «Детская» 

У. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

Д. Весёлым, задорным … Все дети любят играть, и поэт передал настроение ребят во время любимой ими игры «Палочка-выручалочка» или «Догонялки», «Пятнашки»

      У. Какую рифму использовал поэт в этом стихотворении?

Д. Опоясывающую в 1 и 4 четверостишии, параллельную во 2 и 3.

    Чтение наизусть стихотворения «Опять сон» 

У. Какой сон приснился автору?

Д. Страшный.

У. Какие картины вам представились?

Д. Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви которого подняты вверх. Гиппопотам…

У. Хотели бы вы увидеть такой сон?

Д. Нет

У. Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

Д. Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём

       У. Какую рифму использовал поэт в этом стихотворении?

Д. Перекрёстную

2. Сообщение и показ презентации заранее подготовленными учащимися о С.А. Есенине.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Ему шел третий год, когда отец уехал в Москву. Сережа рос под присмотром деда и бабки по материнской линии. Но гораздо больше времени он проводил со своими дядьями. Один из них старым дедовским способом учил мальчика плавать: бросал в воду с лодки. Для другого он был "охотничьей собакой" и доставал подстреленных уток. Сережа стал отчаянным сорванцом: отважно лазил по деревьям, дрался и вечно был в царапинах. Бабушка его ругала, но при этом любила внука. От нее и услышал будущий поэт задушевные песни, народные сказки, духовные стихи. С пяти лет Сережу учили читать, и за короткое время он "освоил" любимых писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Толстого. В девять лет уже сочинял сам, а начальную сельскую школу окончил с похвальным листом.

Выступающие ученики задают вопрос классу:

-  Каким предстал перед вами маленький Сергей Есенин?

Д. Отчаянным сорванцом, ловким, умеющим постоять за себя, умным.

Чтение наизусть стихотворения «Бабушкины сказки» 

У. О ком вспоминает поэт в этом стихотворении?

С каким чувством он вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?

Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)

На какие хитрости  шли дети, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?

3. Сообщение и показ презентации заранее подготовленными учащимися о М.И. Цветаевой.

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Ее отец - основатель московского Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, мать - пианистка. Стихи Марина начала сочинять с пяти лет. Но больше всего на свете она любила читать.  В 1910 году (в 18 лет) на собственные деньги издала первую книгу "Вечерний альбом", в которой прощается со своим детством. Здесь и детское понимание мира, и детская мудрость, ощущение волшебства жизни, переливы фантазии и реальности.

Счастливая пора детства, связанная с рождественскими елками, рассказами матери, волшебством книжных открытий была прервана смертью матери.

Выступающие ученики задают вопрос классу:

- Какой вы представили маленькую Марину Цветаеву?

Д. Любознательной, начитанной, целеустремленной, стремящейся к одиночеству. 

Чтение наизусть стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»

У. Какими чувствами наполнено стихотворение?

Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

Д. Под детскими ногами, о детском времени

У. Найдите олицетворения

Д. Тропинка бежит, Ока лениво движется

Чтение наизусть стихотворения «Наши царства»

У. Какие два мира противопоставляются автором?

Д. Мир взрослых и детей. Взрослые не понимают детей.

У.  С чем связан счастливый мир детства?

Д. С природой родного края

У. Какое чудо происходит в этом царстве?

Д. Девочки ощущают себя феями

У. О каких девочках здесь идёт речь?

Д. О Марине Цветаевой и ее сестре Анастасии.

Анастасия Цветаева  была писательницей .

ФИЗМИНУТКА «Мы маленькие дети»

V. Символ творчества поэта. Работа в парах.

У вас на партах лежат картинки, вам нужно определить символ творчества каждого поэта. Свой ответ обосновать.

1. Мы считаем, что символом творчества В.Я. Брюсова может стать звезда. Поэт был многогранным человеком: он писал о природе, о любви, о человеке, и творчество его было многогранным: он был и поэтом, и прозаиком, и критиком, и переводчиком, и литературоведом, и историком.

Три с небольшим десятилетия продолжалась его творческая жизнь. За эти годы он прошел необычайно яркий путь. Он считается классиком символизма. Он твердо верил в свою звезду.

2. Мы считаем, что символом творчества Сергея Есенина может стать клен. Поэт всю жизнь считал, что нет ничего лучше родных раздолий, родительского дома. Его образ он хранил в сердце, будучи далеко от дома - в Петербурге, в Москве, за границей.

Есенин боялся, что пока он находится вдалеке от родного дома, там что-то изменится. Вот и просил поэт клен, росший неподалеку от его избы, посторожить ее, сохранить все вокруг таким, каким запомнил. И казалось ему, что кудрявый клен его понимает как человек.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

А еще Сергею Есенину казалось, что они с кленом похожи.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

 3.Мы думаем, что символом творчества Марины Цветаевой является рябина. Марина Цветаева родилась в ночь с субботы на воскресенье, в полночь, накануне церковного праздника - Иоанна Богослова.

О своем рождении она написала такие строки:

Красною нитью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

У. Рябина станет символом цветаевских стихов и самой ее жизни - горькая, яркая. В 1992 году был открыт первый  в России памятник Марине Цветаевой. Автор памятника, уфимский скульптор Ю.Ф. Солдатов, запечатлел юную Марину с веточкой рябины.

VI. Творческая мастерская

  1. У. Ребята, вы уже достаточно взрослые и у вас тоже есть воспоминания. Наверное, нередко расспрашиваете родителей о том, как вы сделали свой первый шаг, какое первое слово вы сказали. Некоторые ребята несмотря на то что сами ещё дети уже пишут стихи о своем детстве.

– Ученики читают свои стихи о детстве.

  1. Работа в группах:

Задание для 1 группы:

- Перед вами начальные строки из стихотворения М. Цветаевой «Мирок». Опираясь на знания о видах рифм, составьте правильное четверостишие и прочитайте его.

Разрезанные строки на карточке

Правильный вариант

Целый мир гипотез радостных наук.

Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,

Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.

Задание для 2 группы:

- У вас заключительные строки стихотворения «Мирок». Вам нужно дописать последнее слово в каждой строке, подобрав рифму, и прочитать получившееся четверостишие.

Дети - это отдых, миг покоя …,                                      
Богу у кроватки трепетный …..,
Дети - это мира нежные …….,
И в самих загадках кроется ……!

Слова для справок: краткий, ответ, обет, загадки.

Стихотворение М.И. Цветаевой "Мирок".

Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети - это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане блестки фонарей,
Мерный голос сказки о Салтане,
О русалках - сестрах сказочных морей.

Дети - это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети - это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!

У. С какими образами ассоциирует автор детей?

Д. С солнцем, ласковыми овечками, мирными картинками, сказками, нежными загадками.

Задание для 3 группы:

Составьте синквейн на тему «Детство» и прочитайте его.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Всё ли удалось выполнить нам на уроке?

- Какие задания вам понравились больше всего?

На партах у вас лежат разноцветные листочки. Если вы хорошо работали на уроке возьмите зелёный листочек, если в чём-то испытывали затруднения – жёлтый, если у вас ничего не получалось – оранжевый. На выбранном вами листочке напишите одно слово, которое связывает вас с воспоминаниями о детстве и приклейте его на «Дерево детства».

Дети исполняют песню «Куда уходит детство» (муз Александра Зацепина, сл. Леонида Дербенёва) и наклеивают листочки.

VIII. Домашнее задание.

  1. Сочинить четверостишие о своём детстве.
  2. Составить список стихотворений поэтов серебряного века о детстве, которыми вы бы дополнили «Поэтическую тетрадь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок чтения в 4 классе Школа России "Мне вспомнились детства далёкие годы"

Урок литературного чтения с компьютерной презентацией.file:///home/nachklas/Documents/...

Презентация к обобщающему уроку "Окружающий мир" 3 класс.

Данный урок является обобщающим по теме "Экологическая безопасность" (учебник Плешакова "Окружающий мир"). Так как данный урок включает в себя большой материал для закрепления, то целесообразно провес...

Викторина по разделу "Кто родителей почитает, тот век не погибает" для обобщающего урока чтения в 3 классе (программа "Гармония")

Викторина по разделу "Кто родителей почитает, тот век не погибает" для обобщающего урока чтения в 3 классе (программа "Гармония")...

Обобщающий урок I полугодия 1 класса

Статья по обобщению опыта работы...

Презентация к повторительно-обобщающему уроку математики в 3 классе по теме: "Числа от 1 до 100" УМК "Школа России" по ФГОС (часть 1).

Данная презентация поможет повторить и обобщить учебный материал по теме "Числа от 1 до 100"....

Презентация к повторительно-обобщающему уроку математики в 3 классе по теме: "Числа от 1 до 100" УМК "Школа России" по ФГОС (часть 2).

Данная презентация поможет повторить и обобщить учебный материал по теме: "Числа от 1 до 100"....