Тематическое поурочное планирование (примерное) эстетического интегрированного курса по литературному чтению в 3 классе
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Титова Татьяна Петровна

Рассмотрено преподавание интегрированного эстетического курса в 3 классе - связь учебного материала на уроках литературного чтения с изобразительным искусством и музыкой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое поурочное планирование (примерное)

эстетического интегрированного курса по литературному чтению

в 3 классе

Каждый учитель волен выбирать форму урока, но самым коротким путём к результативности обучения и высокому уровню обученности на уроке, считаю интеграцию, метапредметную связь, которая поможет глубоко и всесторонне изучить предмет, окружающую действительность.

Чтобы наглядно представить, как осуществляется интеграция трёх предметов (литературное чтение, изобразительное искусство, музыка) на каждом этапе урока, представлю поурочное тематическое планирование эстетического интегрированного курса по литературному чтению в 3 классе в виде таблицы. В эстетический курс включены общеизвестные произведения поэтов, художников – живописцев и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию и логически взаимосвязана. Однако включены и дополнительные, внепрограммные произведения, которые можно использовать на внеклассном чтении или же на внеклассных мероприятиях.

Взаимосвязь предметов

Литературное чтение

ИЗО

Музыка

Русские народные песни.

«Во поле берёза стояла…»

  1. Беседа по картине И. Шишкина «Пейзаж»
  2. Рисование по представлению берёзы или берёзовой рощи – по выбору учащихся (краски, гуашь)

Русская народная песня «Во поле берёза стояла…» - слушание;  беседа с учащимися.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  1. Беседа о красоте мира сказок по картине В. Васнецова «Алёнушка» и рисункам художника А. Константинова  к сказке.
  2. Иллюстрирование сказки.

«Коллекция» (учащиеся «собирают» музыку про детей и животных)

Былины.

 «Добрыня Никитич»

Беседа по картине художника В.Васнецова «Богатыри».

А.Гречанинов «Проводы Добрыни» (хор из оперы «Добрыня Никитич») – слушание; беседа с учащимися.

В. Бианки «Сентябрь»

1. Сюжетное рисование на тему: «Осенние картинки» (работа в парах).

2. Беседа по картине художника Н.Ромадина «Осень».

П.И.Чайковский «Времена года» - слушание; беседа с учащимися.

К.Бальмонт «Осень». А.Майков «Люблю дорожкою лесною…». Г. Скребицкий «Осень» (по выбору учителя и желанию учащихся)

Сюжетное рисование на тему «Как художник Осень всё вокруг разукрасила» (работа в парах или групповая)

Ю.Чичков «Осень» - слушание; беседа с учащимися.

А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок об осеннем лесе), А. Плещеев «Осень» (по выбору учителя и желанию учащихся)

1. рисование на тему: «Осенний лес»

2. Беседа по картине И.Левитана «Золотая осень».

Ц.Кюи «Осень» - слушание; беседа с учащимися.

И. Соколов Микитов «Рябина»

Рисование с натуры ветки рябины (гуашь или акварель)

Русская народная песня «Тонкая рябина» - слушание; беседа с учащимися (возможно исполнение одного – двух куплетов песни).

А.Чехов «Первый снег»

Беседа по картине А. Пластова «Первый снег».

«Коллекция» (дети «собирают» музыку, соответствующую радостному событию – первому снегу)

М. Исаковский «В дни осени», Э. Шим «Тяжкий труд». (По выбору учителя)

Рисование на темы «Ёж готовится к зиме», «Осенние картинки» (по выбору учащихся) – работа в парах

«Композиторы» (импровизация мелодий разного настроения)

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы»

Иллюстрирование стихотворений А.С. Пушкина (по выбору учащихся) – работа в парах

П.И. Чайковский «Времена года» - слушание; беседа с учащимися.

К. Бальмонт «К зиме»

Рисование по представлению «Скоро зима»

Русская народная песня «Здравствуй, гостья – зима!» - слушание; исполнение песни; беседа с учащимися.

С.Маршак «Двенадцать месяцев».

Иллюстрирование сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» (работа в парах или групповая)

П.И. Чайковский «Времена года» («Подснежник»)- слушание; беседа с учащимися.

И. Никитин «Встреча зимы», Е.Трутнева «В лес прилетели, запели метели»

1. Беседа по иллюстрациям зимнего пейзажа.

2. Беседа по картине И.Шишкина «Лес зимой» о красоте зимней природы.

Русская народная песня «Уж ты, зимушка – зима» - слушание; беседа с учащимися.

Н.Сладков «Суд над декабрём» (сказка)

1. Рисование персонажей сказки (животных).

2. Е. Чарушин «Рисунки животных (иллюстрации)» - беседа с учащимися.

П.И. Чайковский «Времена года» («Декабрь»)- слушание; беседа с учащимися.

Н. Саксонская «Зимний праздник», Г.Бойко «Новогодняя» (по выбору учащихся»

Сюжетное рисование по представлению на тему «Зимний праздник» (групповая работа)

А. Филиппенко «Новогодняя» - слушание; исполнение; беседа с учащимися.

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Иллюстрирование стихотворения (работа в парах, или групповая)

П.И. Чайковский «Вальс Авроры» из балета «Спящая красавица» - слушание; беседа с учащимися.

И. Суриков «Зима»

1. Сюжетное рисование по представлению на темы: «Зимний лес», «Зимнее поле», «Зимние забавы детей».

2. Беседа по картинкам И.Шишкина «Лес зимой», К.Коровина «Зимой», А. Рябушкина «Зимнее утро» и о том, какие краски преобладают на них.

1. Музыкальные импровизации на темы зимы.

П.И. Чайковский «Времена года» - слушание; беседа с учащимися.

С. Есенин «Поёт зима, аукает»

Иллюстрирование стихотворения.

Г.Свиридов «Поёт зима, аукает» (из поэмы «Памяти Сергея Есенина») - слушание; беседа с учащимися.

И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?», И. Соколов – Микитов «Снегири»

Рисование снегиря

«Коллекция» («собирание» музыки разного настроения)

Н. Саксонская «Разговор о маме»

1. Рисование праздничной поздравительной открытки к Дню 8 Марта.

2. Выполнение декоративной работы «Весёлые узоры»

М. Парцхаладзе «Мамина песенка» - слушание; беседа с учащимися.

Н. Кукольник «Жаворонок», А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье»

Рисование жаворонка – весенней птицы.

М.Глинка «Жаворонок» - слушание; исполнение; беседа с учащимися.

Л. Некрасова «Пришла весна»

Беседа по картинам А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Март», К. Юона «Мартовское солнце».

З. Левина «Пришла весна» - слушание; беседа с учащимися.

Я. Аким «Апрель»

Сюжетное рисование на тему «Апрель»

А. Александров «Дождик накрапывает» - слушание; беседа с учащимися.

Ю. Гагарин «В космическом полёте» (отрывки из рассказа), «Солнечный ветер» (по А. Леонову, отрывок) – по выбору учителя.

Рисование композиции «Полёт на другую планету»

«Коллекция» » (дети «собирают» музыку на тему о космосе и космонавтах).

С. Есенин «Черёмуха»

1. Беседа по картинам И. Левитана «Первая зелень», К. Петрова – Водкина «Натюрморт с черёмухой».

2. Рисование ветки цветущей черёмухи.

«Композиторы» (музыкальная импровизация веселой радостной песни)

Стихотворения об участниках Великой Отечественной войны и о городах – героях (по выбору)

Беседа по иллюстрациям на тему «Памятники, посвящённые участникам ВОВ в городах России»

С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» (кантата «Александр Невский»), Д. Шостакович «Новороссийские куранты» - слушание музыки; беседа с учащимися.

И. Бунин «Полевые цветы».

1. Беседа по картине А. Лигачёва «Полевые цветы».

2. рисование на тему «Солнечный букет».

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») - слушание; беседа с учащимися.

Л. Ошанин «Пусть всегда будет солнце!».

Сюжетное рисование на тему «Прекрасное вокруг нас» (солнце, цветы, праздничная родная улица и т.д.)

А. Островский «Пусть всегда будет солнце!» - слушание; исполнение; беседа с учащимися.

Литература:

Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы: Пособие для учителя



Предварительный просмотр:

Тематическое поурочное планирование (примерное)

эстетического интегрированного курса по литературному чтению

в 3 классе

Каждый учитель волен выбирать форму урока, но самым коротким путём к результативности обучения и высокому уровню обученности на уроке, считаю интеграцию, метапредметную связь, которая поможет глубоко и всесторонне изучить предмет, окружающую действительность.

Чтобы наглядно представить, как осуществляется интеграция трёх предметов (литературное чтение, изобразительное искусство, музыка) на каждом этапе урока, представлю поурочное тематическое планирование эстетического интегрированного курса по литературному чтению в 3 классе в виде таблицы. В эстетический курс включены общеизвестные произведения поэтов, художников – живописцев и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию и логически взаимосвязана. Однако включены и дополнительные, внепрограммные произведения, которые можно использовать на внеклассном чтении или же на внеклассных мероприятиях.

Взаимосвязь предметов

Литературное чтение

ИЗО

Музыка

Русские народные песни.

«Во поле берёза стояла…»

  1. Беседа по картине И. Шишкина «Пейзаж»
  2. Рисование по представлению берёзы или берёзовой рощи – по выбору учащихся (краски, гуашь)

Русская народная песня «Во поле берёза стояла…» - слушание;  беседа с учащимися.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  1. Беседа о красоте мира сказок по картине В. Васнецова «Алёнушка» и рисункам художника А. Константинова  к сказке.
  2. Иллюстрирование сказки.

«Коллекция» (учащиеся «собирают» музыку про детей и животных)

Былины.

 «Добрыня Никитич»

Беседа по картине художника В.Васнецова «Богатыри».

А.Гречанинов «Проводы Добрыни» (хор из оперы «Добрыня Никитич») – слушание; беседа с учащимися.

В. Бианки «Сентябрь»

1. Сюжетное рисование на тему: «Осенние картинки» (работа в парах).

2. Беседа по картине художника Н.Ромадина «Осень».

П.И.Чайковский «Времена года» - слушание; беседа с учащимися.

К.Бальмонт «Осень». А.Майков «Люблю дорожкою лесною…». Г. Скребицкий «Осень» (по выбору учителя и желанию учащихся)

Сюжетное рисование на тему «Как художник Осень всё вокруг разукрасила» (работа в парах или групповая)

Ю.Чичков «Осень» - слушание; беседа с учащимися.

А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок об осеннем лесе), А. Плещеев «Осень» (по выбору учителя и желанию учащихся)

1. рисование на тему: «Осенний лес»

2. Беседа по картине И.Левитана «Золотая осень».

Ц.Кюи «Осень» - слушание; беседа с учащимися.

И. Соколов Микитов «Рябина»

Рисование с натуры ветки рябины (гуашь или акварель)

Русская народная песня «Тонкая рябина» - слушание; беседа с учащимися (возможно исполнение одного – двух куплетов песни).

А.Чехов «Первый снег»

Беседа по картине А. Пластова «Первый снег».

«Коллекция» (дети «собирают» музыку, соответствующую радостному событию – первому снегу)

М. Исаковский «В дни осени», Э. Шим «Тяжкий труд». (По выбору учителя)

Рисование на темы «Ёж готовится к зиме», «Осенние картинки» (по выбору учащихся) – работа в парах

«Композиторы» (импровизация мелодий разного настроения)

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы»

Иллюстрирование стихотворений А.С. Пушкина (по выбору учащихся) – работа в парах

П.И. Чайковский «Времена года» - слушание; беседа с учащимися.

К. Бальмонт «К зиме»

Рисование по представлению «Скоро зима»

Русская народная песня «Здравствуй, гостья – зима!» - слушание; исполнение песни; беседа с учащимися.

С.Маршак «Двенадцать месяцев».

Иллюстрирование сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» (работа в парах или групповая)

П.И. Чайковский «Времена года» («Подснежник»)- слушание; беседа с учащимися.

И. Никитин «Встреча зимы», Е.Трутнева «В лес прилетели, запели метели»

1. Беседа по иллюстрациям зимнего пейзажа.

2. Беседа по картине И.Шишкина «Лес зимой» о красоте зимней природы.

Русская народная песня «Уж ты, зимушка – зима» - слушание; беседа с учащимися.

Н.Сладков «Суд над декабрём» (сказка)

1. Рисование персонажей сказки (животных).

2. Е. Чарушин «Рисунки животных (иллюстрации)» - беседа с учащимися.

П.И. Чайковский «Времена года» («Декабрь»)- слушание; беседа с учащимися.

Н. Саксонская «Зимний праздник», Г.Бойко «Новогодняя» (по выбору учащихся»

Сюжетное рисование по представлению на тему «Зимний праздник» (групповая работа)

А. Филиппенко «Новогодняя» - слушание; исполнение; беседа с учащимися.

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Иллюстрирование стихотворения (работа в парах, или групповая)

П.И. Чайковский «Вальс Авроры» из балета «Спящая красавица» - слушание; беседа с учащимися.

И. Суриков «Зима»

1. Сюжетное рисование по представлению на темы: «Зимний лес», «Зимнее поле», «Зимние забавы детей».

2. Беседа по картинкам И.Шишкина «Лес зимой», К.Коровина «Зимой», А. Рябушкина «Зимнее утро» и о том, какие краски преобладают на них.

1. Музыкальные импровизации на темы зимы.

П.И. Чайковский «Времена года» - слушание; беседа с учащимися.

С. Есенин «Поёт зима, аукает»

Иллюстрирование стихотворения.

Г.Свиридов «Поёт зима, аукает» (из поэмы «Памяти Сергея Есенина») - слушание; беседа с учащимися.

И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?», И. Соколов – Микитов «Снегири»

Рисование снегиря

«Коллекция» («собирание» музыки разного настроения)

Н. Саксонская «Разговор о маме»

1. Рисование праздничной поздравительной открытки к Дню 8 Марта.

2. Выполнение декоративной работы «Весёлые узоры»

М. Парцхаладзе «Мамина песенка» - слушание; беседа с учащимися.

Н. Кукольник «Жаворонок», А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье»

Рисование жаворонка – весенней птицы.

М.Глинка «Жаворонок» - слушание; исполнение; беседа с учащимися.

Л. Некрасова «Пришла весна»

Беседа по картинам А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Март», К. Юона «Мартовское солнце».

З. Левина «Пришла весна» - слушание; беседа с учащимися.

Я. Аким «Апрель»

Сюжетное рисование на тему «Апрель»

А. Александров «Дождик накрапывает» - слушание; беседа с учащимися.

Ю. Гагарин «В космическом полёте» (отрывки из рассказа), «Солнечный ветер» (по А. Леонову, отрывок) – по выбору учителя.

Рисование композиции «Полёт на другую планету»

«Коллекция» » (дети «собирают» музыку на тему о космосе и космонавтах).

С. Есенин «Черёмуха»

1. Беседа по картинам И. Левитана «Первая зелень», К. Петрова – Водкина «Натюрморт с черёмухой».

2. Рисование ветки цветущей черёмухи.

«Композиторы» (музыкальная импровизация веселой радостной песни)

Стихотворения об участниках Великой Отечественной войны и о городах – героях (по выбору)

Беседа по иллюстрациям на тему «Памятники, посвящённые участникам ВОВ в городах России»

С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» (кантата «Александр Невский»), Д. Шостакович «Новороссийские куранты» - слушание музыки; беседа с учащимися.

И. Бунин «Полевые цветы».

1. Беседа по картине А. Лигачёва «Полевые цветы».

2. рисование на тему «Солнечный букет».

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») - слушание; беседа с учащимися.

Л. Ошанин «Пусть всегда будет солнце!».

Сюжетное рисование на тему «Прекрасное вокруг нас» (солнце, цветы, праздничная родная улица и т.д.)

А. Островский «Пусть всегда будет солнце!» - слушание; исполнение; беседа с учащимися.

Литература:

Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы: Пособие для учителя