Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».

Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России»)    

 по теме   « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

  1. Предмет: литературное чтение.
  2. Форма мероприятия: урок-обобщение.
  3. Тема: «Урок-обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
  4. Цели: 1) создать условия для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся  в ходе повторения и обобщения знаний по разделу «Сказки, загадки, небылицы»; 2)прививать интерес к произведениям фольклора 3) упражнять в выразительном чтении;  3) развивать творческие способности учащихся.
  5. Планируемые результаты:

Знания: учащиеся  научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного.

Умения: анализировать и сравнивать произведения различных жанров,   развивать навыки правильного осознанного чтения текста, ориентироваться в структуре книги

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: определять   цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

  1. Оборудование, наглядность: компьютер, медиапроектор, слайдовая презентация, учебник  «Литературное чтение» под ред. Л.Ф. Климановой.
  2. Ход урока:

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Необходимое время для реализации этапа м/медийное сопровождение

м/медийное  сопровождение (н-р, № слайда, видеоролик и т.д.)

I.

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к началу урока.

Здравствуйте, ребята!Давайте наш сегодняшний урок начнем с приветствия

 

Внимание на слайд- прочитайте про себя данное высказывание.

Давайте все вместе произнесем эти замечательные слова на слайде  .Попробуйте произнести их с восторгом, как бы хвастаясь  

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки,   затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, гостям! (вперед руки, вытянув ладошки)

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Чтение про себя

Мы  умные!

Мы  дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

В 1 классе учимся!

Все у нас получится!

1 мин.

Слайд 1

II.

Актуализация знаний, постановка целей урока.

Играет за окошком солнечный денёк,

А у нас сегодня необычный урок!

О видах творчества поговорим,

Всё, что читали, с удовольствием повторим.

- Ребята, с произведениями из какого раздела мы с вами познакомились?

 

Какие учебные задачи мы ставили перед собою?

Раздел «Сказки, загадки, небылицы» подошел к концу, значит  какую задачу поставим перед собою?

Каким образом будем это делать?

 

 

- Мы познакомились с произведениями из раздела «Сказки, загадки, небылицы».

 

Познакомиться с различными жанрами УНТ, научиться их узнавать;

научиться различать сказки народные и авторские, определять последовательность событий;  познакомиться не только с творчеством русского народа, но и других народов

 

Проверить свои знания и оценить свои достижения

Будем вспоминать все те произведения, с которыми познакомились в разделе «Сказки, загадки, небылицы», отвечать на вопросы

2 мин.

слайд № 2

 

III.

IV

V

 

Работа по теме

урока

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Что же такое устное народное творчество?

Если эти произведения создавались устно, передаваясь из уст в уста, то, как они оказались в этих замечательных книгах?

Кто знает слово, близкое по значению?

Посмотрите ,какое  фольклорное дерево у нас выросло? Что необычного на этом дереве?

Как вы думаете, почему листочки на нем разного цвета?

У нас с вами впереди еще увлекательное знакомство с остальными жанрами УНТ

Для выполнения нашей задачи (проверить свои знания) разделимся на две группы. В своей команде выберите групповода

Повторим правила работы в группе

(раздает листочки)

На листочке напечатаны : небылица, загадка, песенка, потешка.

Задания 1 команде выбрать небылицу, загадку

Задания 2 команде выбрать песенку, потешку.( выбранное отметить галочкой)

После защитить свою точку зрения

( в процессе защиты задаются вопросы)

 

Что такое потешка?

- Почему потешки называют народными?

 - Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками?

 

 

Что такое песенки?    

Можете назвать виды песенок  ?

Что такое небылицы?

Что такое загадки?

Выделите свойства предмета и докажите отгадку

- А сейчас, давайте поиграем:

 

- Перед вами зашифрованное слово, чтобы прочитать его, вы должны расположить данные числа в порядке возрастания.

- А что значит в порядке возрастания? (От меньшего к большему).Что общего у всех чисел?

- Если вы правильно справились с заданием, то у вас должно получиться слово. Давайте проверим.

 О чем будем говорить? А что такое сказки?

На какие группы можно разделить все сказки?

Сейчас поиграем. С помощью нашей волшебной указки будем распределять героев сказок в разные группы.

А сейчас отгадайте загадки:

  1.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

2.Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.

3. Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

4 Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.

5.Вроде птица - не летает,
Ходит, зерна собирает.

6.Крыластый, горластый, красные ласты. (Гусь)

По каким признакам можно разделить этих героев на группы?

 

А сейчас отдохнем –гимнастика для глаз.

Следите за движением объектов, при мигании моргайте глазками.

Куда собрались наши матрешки? Все ли спортсмены будут выступать в Сочи. Что нужно делать, чтобы быть самими сильными, ловкими?

Давайте вспомним, с какими сказками познакомились в этом разделе?

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и кричит.

«Влез и этот – семеро стало, да так тесно, что того гляди разорвется».

Чем они похожи? Чем различаются?

По вашим глазкам я вижу, что вы хотите попасть в сказку.

А давайте сочиним свою сказку. И ответим на вопрос можно ли нашу проектную работу причислить к народному творчеству и почему?

Для того, чтобы придумать сказку, что нужно сделать?

Одна группа детей ( те у кого было день рождение в этом году) будет  придумывать сказку и сразу её инсценировать.  Что нужно сделать? Подумайте ,как вы будете   передавать  характер своего героя

Один ребенок будет фотокорреспондентом, другой рассказчиком

Другой группе я  предлагаю открыть мастерскую по изготовлению книг . Вы  у нас будете   художники- иллюстраторы( все, у кого нет героя) Перед вами заготовка книги, картинки героев. Вам  нужно в последовательности  наклеивать героев около сундучка( на первой странице- один, на второй-два и так далее) Прежде чем приступить к работе, что нужно сделать?

Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите.
– Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?
– Чему учит сказка?

Как вы считаете,можно ли нашу проектную работу причислить к народному творчеству и почему?

Рассказ о прикладном народном творчестве.

- В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла – матрёшка.  

- Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева, кто-то сплетал из бересты лукошки и короба.  

( Словарная работа: береста – это кора берёзы)

- Девушки шили и вышивали. Вот, что у них получалось.  

- Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни.

 

из уст в уста, автор – народ ,создано в результате труда

Автор-составитель

фольклор

Что уже знаем - желтого цвета

В шкатулке кружки разного цвета ,рассаживаются по группам

 отмечают нужное, выступают

 

Потешка — это маленький стишок, который не только развлекает малыша, но еще и развивает.

  Это также  игры с пальчиками, руками и ногами.

Часто составлены в виде диалога

Автором потешек является народ

 Детей

Какие потешки вы помните?( сорока-сорока, )

Под песней понимают стихи, положенные на музыку . Песни бывают народные и авторские.

Колыбельные, песенки-пестушки( водичка-водичка, умой мое личко),песенки- заклички( дождик-дождик, веселей,капай,капай, не жалей,божья коровка..), частушки,  плясовые .

 Небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

  Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.  Сам предмет не называется.

Это картофель, потому что клубни растут под землей. Они растут вместе, как будто в одном гнезде,а сами картофелины похожи по форме на яйца птиц

Они четные

Слово сказки

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом

 

Народные и авторские

Красная Шапочка
из сказки Шарля Перро  

«Колобок»- р.н.с.

«Дюймовочка»  ГХ Андерсен

«Бременские музыканты» Братья Гримм

«Курочка Ряба»  р.н.с.

«Гуси-лебеди»-р.н.с.

Герои народных и авторских сказок

 

  Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.

Дети отвечают на вопросы

Дети читают отрывки на слайдах и отгадывают.

 «Теремок» Е.Чарушин

Русская народная сказка «Рукавичка»

Главные герои-звери

По -разному заканчиваются

1. Определить о чем пойдет речь

2.Выбрать героев

3. Подумать чем закончится сказка

( идет обсуждение вариантов)

( Р.С. на день рождения мы дарили каждому ребенку мягкую игрушку-рукавичку, использовали для кукольного театра)

договорится, какой герой пойдет первым.

Голосом, мимикой

(Идет обсуждение в коридоре)

Выходят по желанию

Договориться, кто что будет делать

Идет выполнение работы

Прием  драматизации

Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас.

Так как  мы  являемся частью русского народа , проявили свою фантазию, воображение, приложили знания, старания, т. е. потрудились творчески, нашу  работу  можно считать народным творчеством.

Дети слушают, просматривают слайды

20 мин.

 

1 мин

13 мин

3 мин

Слайд № 3

Слайд № 4

 

Слайд 5

Отдельные слайды

 

Слайд 6

Слайд 7 -8

Работа с доской

( АРМ)

Слайд 9-10

Слайд 11-12

Слайд 13-15

VI

 

Подведение итогов урока

 

Наш урок подходит к концу, что мы должны еще сделать?

О каких жанрах устного народного творчества мы говорили?

Какое бывает творчество? (народное и авторское)

  Какое творчество можно назвать авторским?

Чему мы учились на уроке?

Что особенно вам понравилось при изучении  этого раздела?

Захотелось вам  самим придумывать различные произведения?

Если вы сами придумаете потешку, песенку, загадку,что можно сказать о таком творчестве?

  Подвести итоги

Сказки,  потешки, загадки, небылицы

если сам сочинил

мы научились   читать, различать произведения разных жанров, понимать их мудрость, передавать свои чувства, отношение к героям и событиям

его можно назвать авторским

 

4  мин.

 

Слайд № 9

Слайд 10

VII

Рефлексия    

Вы, ребята, молодцы, спасибо за активную работу на уроке! Все здорово справились с заданиями!

Сейчас я каждому раздам шаблон матрешки . Что можете сказать?

  Вы должны дорисовать ротик. 

- Ребята, нарисуйте на лице матрешки, какое настроение было у вас на занятии.

Давайте посмотрим- какое настроение у наших матрешек?

нет ротика

1 мин

.