Урок литературного чтения "Два брата" Е. Шварца
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Алексеева Ирина Викторовна
Урок литературного чтения "Два брата" Е. Шварца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_shvarts_dva_brata_.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сказка Е.Л. Шварца «Два брата».

Цели: 

1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки ,определять тему.

2.Способствовать формированию коммуникативно – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.

3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.

4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Оборудование: учебники, Толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Форма урока: творческая литературная мастерская.

Ход урока.

1.Стадия «Вызов».

А) Актуализация знаний.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

- Чему нас учат уроки литературного чтения? – Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

-Каким вы хотите видеть наш урок? – Интересным, творческим, полезным.

-Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить? – Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.

Итак, начинаем наш урок.

Б) Проверка домашнего задания.

Каждая группа готовили сообщение о писателе Е.Л. Шварце. (слайд с портретом писателя) по темам:

1. Язык произведений Е.Шварца.

2.Каким человеком был Е.Шварц

3.Чему учат произведения Шварца.

(выступают 3 человека от каждой группы)

-Что – же писал Шварц для детей? – Сказки.

-Дайте характеристику этому жанру и уточните какая это будет сказка. – Авторская литературная сказка. – В сказках есть волшебство, превращения, добро побеждает зло. Вымысел. магические числа (3). В авторской сказке автор переживает за добрых героев, сами герои похожи на живых людей, каждый со своим характером.

2. Стадия «Осмысление».

А)  Работа с текстом до чтения.(На экране: иллюстрация, название сказки, автор)

– Сегодня нас ждет встреча с произведением Е.Шварца «Два брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?

- О братьях…

- Знаете ли вы другие сказки с таким названием? – Л.Н.Толстой «Два брата».

-Чем закончился спор двух братьев? Как вы думаете. похожи ли эти сказки?

-После знакомства с текстом, вы сможете проверить свои предположения.

Б) Работа с текстом во время чтения.

Девизом нашей работы возьмем слова «Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

- Как вы его понимаете?

- Откройте стр.62 , мы начнём знакомиться с произведением. (чтение части1 по частям)

Вопросы к 1 части.

- Можно ли начало сказки назвать сказочным?

-Что заставило Старшего дать честное слово?

–Почему Старшему не хотелось играть с Младшим ?

- Можно ли Старшего назвать жестоким? Почему? Охарактеризуйте Старшего брата.

-Сейчас вы в группах самостоятельно прочитаете 2 главу. Решите самостоятельно, как вы будете читать (вполголоса, по абзацам, «по цепочке», с сокращением). Слова с непонятным значением выделяем, чтобы потом узнать, что они означают. Во время чтения вы будете сразу выполнять следующую работу:

Группа 1

Составит толковый словарик части 2.

Группа 2

Тестовые вопросы (не менее 5).

Группа 3

Восстановит последовательность событий прочитанного текста.

Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Семья лесничего.

Дальше и дальше от дома.

Возвращение родителей.

Ссора братьев.

Дальше и дальше от дома.

Обещание Старшего.

Поиски брата.

Старший в ледяном лесу.

В) Работа с текстом после чтения.

Вопросы после чтения 2 главы:

-Что нового узнали о Старшем? Изменилось ли ваше мнение о нём?

- Как автор относится к Старшему брату?

-Красив ли ледяной лес?

- Что сказочного, а что реального в сказке?

Физминутка для глаз.

-Ребята, какое чтение вам нравится? Какие средства выразительности вы знаете? Вам понадобятся эти знания для выполнения следующих заданий нашей творческой мастерской:

Группа 1

Придумает свою версию финала сказки.

Группа 2

Составит описание реального и ледяного леса.

Группа 3

Найдёт в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и подготовит чтение

3. Стадия «Рефлексия»

- Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?

- Молодцы. А вот какова версия автора мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание ( слайд)

Выберите себе домашнее задание:

1. Пересказывать 1 и 2 части и подобрать пословицы о семье.

 2. Дочитать сказку до конца и составить словесный портрет братьев.

Метод «Шесть шляп».

- Вспомните весь сегодняшний урок и скажите, примеряя разноцветные шляпы:

-только факты;

-какие позитивные мысли вас посетили?

-у кого возникли внутренние проблемы, противоречия?

-какие эмоции вы испытали;

-что получилось на уроке;

-какой вывод для себя сделали?

Закончи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».

Урок литературного чтения по теме: Е.Л. Шварц «Два брата».Цели урока:дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным мирупробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружаютразв...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Евгений Шварц. Два брата.

Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».Автор: Кравченко Анастасия Николаевна.Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.Задачи:·       ...

Урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" 3 класс

Урок литературного чтения по теме Е.Шварц «Сказка о потерянном времени.» 3 «б» класс Антоновская средняя школа       учитель: Никулова Л.Е.  Цели: формирование литер...

Урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" 3 класс

Урок литературного чтения по теме Е.Шварц «Сказка о потерянном времени.» 3 «б» класс Антоновская средняя школа       учитель: Никулова Л.Е.  Цели: формирование литер...

Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 1 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.Дидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 2 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)

Тип урока: открытия “нового” знанияЦель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном вр...