И.А.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Андрианова Александра Сергеевна

Урок проводится в 4 классе, рассчитан на проведения с использованием ИКТ.

Цель урока: помочь учащимся познать красоту природы, её основные формы, взаимосвязь природы с разными видами искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_listopad.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

А.С.Андрианова И.А.Бунин «Листопад»

План-конспект урока

по литературному чтению

с применением ИКТ в 4 классе

на тему:

«И.А.Бунин «Листопад»

Урок разработала:

учитель начальных классов

Андрианова А.С.

г. Москва

Пояснительная записка

Урок русского языка в 4 классе  по теме «И.А.Бунин «Листопад»» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Цель урока: помочь учащимся познать красоту природы, ее основные формы, взаимосвязь природы с разными видами искусства .

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

  • Личностные и коммуникативные: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
  • Познавательные:

- познакомить со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»;

- пробудить интерес к произведению Бунина

- научить видеть, слышать, чувствовать автора лирического произведения

- работать над выразительным чтением стихотворения

- продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста

- учить соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматривание картины русского художника и чтение лирического текста

  • Регулятивные:

- развивать творческие способности

- развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному

- развивать внимание к образным средствам языка, прививать любовь к русскому языку

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение. 4 кл», автор. Л.Ф.Климанова
  • презентация;

Оборудование:

  •  АРМ учителя
  •  Проекционный аппарат
  •  Экран

Программное обеспечение:

  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация Power Point

Этапы урока

Ход урока

Примечание

I. Организационный момент

II.Актуализация знаний

Пришла без красок и без листьев

И перекрасила все листья.

- А каком времени года идёт речь?

- Почему вы решили что это осень? Какие слова помогли вам отгадать загадку?

- Вспомните, какое стихотворение об осени мы изучали недавно?

(И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…».

З ученика по абзацам выходят к доске и рассказывают его наизусть)

- А теперь я предлагаю вам с помощью теста ответить на некоторые вопросы по содержанию.

(устно находят правильные ответы)

- Молодцы!

Слайд 2-6

III. Беседа по картине русского художника И.И.Левитана «Золотая осень»

- Осень…Это чудесное время года привлекало многих. Во многих видах искусства можно уловить осеннюю нотку.

- Скажите, в каких видах искусства можно изобразить осеннее настроение?

(литература, музыка, живопись)

- Вот и мы сегодня обратимся к этим трём видам искусства.

- Начнём!

- Посмотрите на слайд, вы видите картину И.И.Левитана, а сопровождает показ музыка Вивальди с одноимённым название «Осень»

- Ребята, И.И.Левитана называли «певцом русской природы, ведь только он мог передать (описать) всю красоту русской природы, что находится рядом с нами.

- Давайте закроем глаза и представим, что находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам.

- Каким вы увидели осенний лес?

- Вот мы остановились и …

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

- Что вы видите в лесу? Что нас окружает? Чем вы любуетесь? Назовите три предмета, которые привлекли ваше внимание. Что вам особенно нравится?

- Что вы чувствуете? Какое настроение охватывает вас?

- Как вы думаете, какое название мог дать художник своей картине? Почему?

Слайд 7

IV. Знакомство с содержанием стихотворения

- После такой виртуальной прогулки по осеннему лесу, хочется предложить вам познакомиться ещё с одним произведение, в котором тоже можно услышать осенние нотки, автором которого является поэт и прозаик И.А.Бунин.

И.А.Бунин родился  в Воронеже, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Впитывая от родителей предания и песни, он рано обнаружил в себе поэтические способности и редкую впечатлительность.

Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая  в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу.

- Прослушайте стихотворение и определите примету золотой осени.

(читает ученик наизусть)

- Отгадайте загадку

Утром мы во двор идём

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

- О каком явлении природы идёт речь?

(листопад)

- Сегодня мы познакомимся с произведением И.А.Бунина «Листопад»

- Давайте с вами посмотрим, как поэт описывает листопад? И какие чувства при этом выражает?

(выразительное чтение учителем наизусть)

Слайд 8

Слайд 9

V. Беседа по содержанию

- Какое настроение выражено автором?

- Чем восхищается автор?

VI. Чтение стихотворения с анализом

- А сейчас будем читать текст ещё раз и проследим, какие картины изобразил Бунин и как?

- Но чтобы всё это увидеть, надо читать выразительно, то есть с …

(интонацией)

- О чём надо помнить, чтобы произведение прочитать с нужной интонацией?

(после обсуждения, дети читают стихотворение)

- Были ли в тексте слова или выражения, малознакомые вам?

Терем – дворец

Лиловый – фиолетовый, сиреневый

Багряный – тёмно-красный

Лазурь – синева (светло-синий цвет)

Пурпурный – ярко-красный

- О чём это стихотворение?

- Какие картины вы увидели?

- Какие изобразительные средства языка использовал автор, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

(сравнения, эпитеты, олицетворение)

- Что такое «сравнение»? Когда автор использует сравнение? Найдите сравнения в тексте.

- Что такое «эпитет»? Для чего автор использует эпитеты? Найдите эпитеты в тексте.

- Что такое «олицетворение»? Найдите олицетворение в тексте. 

- Автор рисует лес. И он его сравнивает с теремом. А почему он расписной? Кто его расписал?

(его расписала осень разными цветами красок)

- А как вы понимаете выражение : «лес стоит весёлой, пёстрою стеной»?

(когда смотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену)

- Посмотрите, на картине И.И.Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, и он тоже похож на стену.

- «Берёзы  жёлтою резьбой

    Блестят в лазури голубой…»

Как это? Почему И.И.Левитан и И.А.Бунин используют жёлтый цвет?

(жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба)

- Какие просветы мы видим сквозь золотую листву клёнов? Подтвердите фразой из текста.

(«А между клёнами синеют…»)

- Очень интересно : и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились.

(просто красивое в природе привлекает любого человека, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно)

- Какие ещё картины рисует автор? Подтвердите фразами из текста.

(рисует паутину, …)

- Прочитайте последнее четверостишие : какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

(услышал «мёртвую» тишину : « … такое мёртвое молчанье…»)

- А разве тишину можно услышать?

- Давайте тоже послушаем тишину.

(дети тихо сидят одну минуту, учитель обращает внимание на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног)

- А почему автор говорит о тишине, что она «мёртвая»?

(чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков : ни шума ветра, ни птичьих голосов)

- Но что-то же поэт предлагает нам расслышать в этой тишине? Подтвердите фразой из текста.

(«… листика шуршанье…»)

- А можем ли мы услышать эти звуки? Найдите слова, в которых есть звуки, передающие шуршание листика

«молчанье» -[ч]

«вышине» - [ш]

«можно» - [ж]

«тишине» - [ш]

«расслышать» - [ш]

«шуршанье» - [ш]

Слайд 10-14

VII. Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа  на картине и в стихотворении

- А теперь давайте ещё раз посмотрим на картину : какие цвета использовал в ней художник? Какие цветы здесь преобладающие?

- А теперь посмотрим, какая богатая цветовая гамма была использована Буниным для изображения осенней картины. Подтвердите фразой из текста.

«лиловый»

«золотой»

«багряный»

«жёлтый» - «жёлтою резьбой»

«голубой» - «в лазури голубой»

«синий» - «в синей вышине»

«серебристый» - «как сеть из серебра»

«белый» - белый лепесток»

VIII. Физминутка для глаз 

IX. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами  и настроением поэта.

- В словах автор выражает свои чувства и настроение. Давайте попробуем прочитать стихотворение так, чтобы выразить те чувства и то настроение, с которым поэт писал это произведение, обратив внимание при чтении на подчёркнутые слова.

(дети читают стихотворение, с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и своё отношение к изображённым в тексте картинам)

Слайд 15-19

X. Определение главной мысли стихотворения. Моделирование.

- Давайте нарисуем «обложку» к произведению.

- Скажите, что мы сегодня читали? Определите жанр. Почему?

(стихотворение, есть рифма)

- Вспомните, какой геометрической фигурой мы заменяли при моделировании?

(треугольник)

- О чём это стихотворение?  Определите тему.

(об осени, о красоте осенней природы)

- Какой цветовой заменитель мы использовали?

(зелёный)

- Назовите автора.

(И.А.Бунин)

- Прочитайте заголовок.

(«Листопад»)

- Сделайте вывод, что мы сегодня читали?

(мы читали стихотворение о природе И.А Бунина «Листопад»)

- А как вы думаете. Для чего Бунин написал это стихотворение?

(чтобы обратить наше внимание на красоту природы, заставить нас ею любоваться, выразить свои чувства и настроение, своё душевное состояние, свою любовь к природе)

- Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, то есть основная тема стихотворения?

(автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые)

- Попробуйте дать своё название данному  стихотворению

(ребята пробуют по-своему назвать это стихотворение)

Слайд 20

XI. Подведение итогов

- Но, а в конце урока хочу предложить вам интересное задание «Вставь слово»  

У меня записано стихотворение, в нём пропущены слова, их надо вставить.

- Молодцы!

(оценивание детей)

Слайд 21-22

XII. Домашнее задание

- Выучить стихотворение наизусть

Спасибо за урок!