Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Сергеева Наталья Анатольевна

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_rodnogo_kraya_programma_2_kl._sergeeva_n._a.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Быковская средняя общеобразовательная школа имени А.С. Джурко

Шипуновского района   Алтайского края

Согласовано

Методическим Советом школы

Протокол №…… от ……………. 2013 г.

Председатель…………………….……..

                           /В.Ф. Портнягина/

«……..»………………………. 2013 год.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Быковской СОШ

имени А.С. Джурко

Приказ №…… от …………… 2013 г.

…………………………………...............

/С.И. Журавлева/

«……..»……………………… 2013 год.

Рабочая программа

начальной ступени общего образования

учебного курса

«Литература родного края»

2 класс

 

                                                                             

                                                                         

                                                                       Срок реализации программы: 1 год

Составитель:

Сергеева Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

2013

Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В. - «Литература родного края. 2 класс: методические рекомендации»  - Барнаул. БГПУ – 2008 г.

Программа разработана для работы во 2 классе общеобразовательной школы по курсу «Литература родного края».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В. - «Литература родного края. 2 класс: методические рекомендации»  - Барнаул. БГПУ – 2008 г.

Программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы рассчитана на три года обучения (2-4 классы). На изучение курса отводится 102 часа, по 34 ч. в каждом классе (1 урок в неделю).

Введение регионального компонента в предмет «Литературное чтение» необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании.

Целью программы является формирование когнитивных, ценностных и дея- тельностных единств для освоения гражданских и творческих позиций младшими школьниками.

Задачи программы:

  • Формирование системы первоначальных знаний и умений по литературе Алтайского края.
  • Формирование коммуникативных компетентностей у учащихся младшего школьного возраста в процессе знакомства:
  • с людьми, прославившими Алтайский край;
  • с литературой и искусством Алтайского края;
  • с природой окружающей местности;
  • с историей и достопримечательностями Алтайского края.
  • Формирование креативных способностей учащихся через развитие:
  • гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
  • позиции «Я и мой край» через развитие интереса и воспитания бережного отношения к родному краю;
  • творческих способностей при знакомстве с произведениями литературы и искусства писателей и художников Алтайского края.

Ожидаемый результат заключается в том. что у учащихся младшего школьного возраста по окончанию начальной школы будут сформированы следующие компетентности:

  • гражданская позиция и умение проявлять ее в своих поступках;
  • способность быть полезным в обществе;
  • умение проявлять себя в позиции поэта, музыканта, художника, спортсмена, исследователя и т.д.

В основе программы регионального компонента по литературному чтению лежат два направления:

  1. знакомство с литературно-художественными ценностями Алтайского края:
  2. воспитание позиции «художник слова».

Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия малых народностей Алтайского края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами алтайского фольклора. Развивает художественный кругозор учащихся. Предполагает знакомство с биографиями и творчеством поэтов и писателей Алтайского края (В. Нечунаева, В. Новичихиной. В. Свинцова, Г.Рябченко и др.) и людьми, которые прославляют своим творчеством край.

Второе направление позволяет развивать интерес к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (встречи с писателями. художниками Алтайского края, посещение библиотек, литературного музея. Дома литераторов, спектаклей в театрах города и др.)

Работа в этом направлении способствует развитию креативных способностей учащихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений и отношений к искусству.

Содержание программы регионального компонента по литературному чтению

Содержание программы регионального компонента позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена алтайских поэтов, писателей, понять особенности поэтики их произведений

При знакомстве с произведениями рекомендуется обращать внимание на единство формы и содержания: рассматривать особенности построения произведения и языковые средства художественной выразительности.

Внедрение регионального компонента предполагает, вслед за базисными учебными программами по литературному чтению, развитие четырёх видов речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо.

Отбор содержания учебного материала в программе базируется на понимании категории «содержание образования» как выражения отношения внешнего мира и познающего этот мир ребёнка (Л.С. Выготский). Понятие «содержание образования» в современной дидактике раскрывается во взаимосвязи с основными элементами социальной культуры, которая должна быть передана подрастающему поколению: совокупностью знаний, опытом осуществления известных способов деятельности, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-целостного отношения к миру.

При этом рамки «внешнего мира», согласно программе, не ограничиваются литературными произведениями, а включают в себя как художественные, так и музыкальные произведения (фотографии, картины и иллюстрации, народный промысел и т.д.).

Принципы отбора круга чтения:

  1. Эстетический принцип. Предметом изучения на начальном этапе является литературное произведение как эстетическая ценность.
  2. Принцип целостности. Данный принцип базируется на концепции современного литературоведения о художественном произведении как о целостности, сложном единстве многообразных и разнообразных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Принцип целостности может быть реализован, если художественное произведение воспринимается ребенком целиком, без сокращений и адаптации, при которой нарушается художественная ценность текста.
  3. Принцип доступности. Смысл данного принципа можно определить как готовность, учащихся-читателей адекватно воспринять основное художественное ядро произведения, которое определяет своеобразие, неповторимость его содержания и формы.
  4. Принцип учета читательских интересов учащихся. Предлагаемые произведения должны вызывать яркие эмоции у младшего школьника, желание читать самостоятельно.
  5. Принцип целесообразности изучения произведения для литературного развития школьников. В психологии установлено, что близость темы и материала к жизненному опыту младших школьников облегчает эмоциональное «заражение», но воспитание только на такой литературе задерживает литературное развитие. В этих условиях легко возникают эмоции на содержание, но тормозится эмоциональная реакция на форму. Этот факт говорит о том, что необходимо включать в круг чтения первоклассников произведения, расширяющие жизненный и читательский кругозор ребенка. Тексты, имеющие потенциал смысла, доступный детям, но требующий специальной работы, усилий читателя влекут за собой литературное развитие учащихся.
  6. Принцип тематического разнообразия произведений. Необходимость выделения данного принципа обусловлена психологическими особенностями младших школьников, целиком поглощенных вниманием к внешнему миру. Потребность во внешних впечатлениях становится основной движущей силой развития психики младшего школьника. Но ребенок этого возраста способен проявлять максимальную активность до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны. Разнообразие тематики изучаемых произведений будет способствовать поддержанию эмоциональной и интеллектуальной активности ребенка.
  7. Принцип яркой выразительности художественной формы изучаемого произведения. Художественная форма произведения должна обязательно содержать хотя бы один яркий элемент, который бы привлек внимание ребенка - ритм, рифма, звукопись, оригинальные тропы, и композиционные приемы - оригинальное название, загадка и т.п.
  8. Принцип соответствия теоретико-литературных знаний литературному материалу и возможностям их освоения младшими школьниками. Сообщение детям теоретико-литературных знаний и обучение детей их практическому применению необходимы для адекватного понимания произведения и его интерпретации в устной и письменной речи. Теоретико-литературные понятия позволяют проникнуть в природу словесного образа, а образ является одним из «ключей», открывающих двери в тайны поэзии. Значит, необходимо определить круг тех теоретико-литературных знаний, которые нужны школьникам для понимания изучаемых произведений, установить, на каком литературном материале овладение этими знаниями будет проходить наиболее успешно.
  9. Принцип возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми произведениями. Смысл этого принципа понимается как постоянное обращение на уроках литературы к уже изученным произведениям, нахождение близких тем, образов, настроений. По мере обучения ребенка происходит постепенное накопление им необходимых знаний. Это позволит уже в рамках начальной школы устанавливать отдельные связи между отдельными текстами писателя, текстами разных писателей и создаст предпосылки для изучения произведений на историко-литературной основе в средней школе. Введение этого принципа позволит преодолеть конкретность мышления первоклассника, будет способствовать развитию умственной операции обобщения, необходимой для образного обобщения.
  10. Принцип усложнения аналитической и художественной деятельности учащихся при изучении произведений. За счег расширения жизненного опыта, культурного поля, накапливания читательских впечатлений изменяется восприятие художественного произведения. Усложнение художественной идеи, формы произведения, усложнение деятельности школьников на уроках являются необходимым условием для их литературного развития. При этом происходит ориентация на зону ближайшего развития детей.

Последовательность изучения произведений определяется сложностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, особенностями восприятия произведения учащимися. Программа изучения художественных произведений выстроена как система роста читателя-школьника с учетом усложнения, как самого художественного текста, так и деятельности учащихся.

Методы и приёмы изучения произведений

  1. Метод чтения. Реализуется в следующих приемах: чтение учителя, самостоятельное чтение ученика вслух и про себя, коллективное чтение вслух (по ролям, по частям текста), работа над выразительным чтением.
  2. Метод анализа литературного произведения. Приемы анализа: литературоведческие: анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей, сопоставительный анализ образов или других художественных элементов произведения; творческие: словесное рисование; составление диафильма или комикса; составление киносценария; драматизация и инсценирование.
  3. Метод комментирования литературного произведения внетекстовыми материалами. Приемы: работа с книгами писателя (организация выставки книг писателя), рассказ о писателе и его книгах, заочная экскурсия.
  4. Метод литературного творчества школьников. Приемы: сочинение-отзыв о герое, сочинение по аналогии с изученным произведением, сочинение в заданном жанре, сочинение на тему изучаемого произведения (до знакомства с ним), сочинение продолжений к произведениям с открытым финалом или входящим в тематический сборник или цикл.

2 класс

Круг чтения

Устное народное творчество

Алтайские загадки. Алтайские песни: Заинька.

Алтайские сказки: Две одежки. Сто умов. Горностай и заяц.                              

Алтайская легенда: О медведе.

Сказки писателей Алтайского края

Атаманов Иван Алексеевич. Заяц-путешественник.                                        

Ередеев Александр Янганович. Чертышке.                                                            

Пирогова Зоя Тимофеевна. А ты для чего?

Злывко Иван Силыч, Головина Наталья. Как у ежа иглы появились.

Рябченко Георгий Сергеевич. Маленькая сказка о большой дружбе.

Свинцов Владимир Борисович. Опять обманула. Нахальный лягушонок. Цветок шиповника.

Хрусталева Людмила. Ручеек.                                                                                            

Цхай Ирина. Улыбка грустного ёжика.

Проза писателей Алтайского края

Горыгиин Глеб Александрович. Алтай.                                                                    

Никольская Анна. Тобик.                                                                                                  

Пирогова Зоя Тимофеевна. Хитрая радуга.

Свинцов Владимир Борисович. Усыновление. Сенька растет. Мама Вася.

Поэзия писателей Алтайского края

                                             

Башунов Владимир Мефодьевич. Чуки-чок. Дождик.

Гусев Александр Васильевич. Дождь.

Денисов Александр Степанович. Наш край. Хитрая лиса.

Мокшин Михаил Михайлович. Зайка. Медведь. Радуга.

Нечунаев Василий Маркович. Танюшкины слезки. Ленивая игрушка. Юла. Дождь.

Николенко Наталья. «Мой кот — непоседа...». Стихи про любимого кота.

Новичихина Валентина Александровна. Радуга. Песенка-считалка. Считалки. Дразнилки. Загадки. Страна Играния. Рева. Зеленый ежик. «Мой папа самый сильный». Моя ровесница. Не могу понять. Про Аленку и ее щенка. Проказник,

Павликова В. Юла.

Рябченко Георгий Сергеевич. «Две румяные ватрушки...».

Чариков Григорий Васильевич. Зачем ежу иголки. Дождь. Самый золотой. Рыжик.

Произведения детей

Анисимова Наташа Загадка.

Блохина Кристина Мини-сказки.

Еремина Ксения. Ежик.

Зенкова Наташа. Шла собака.

Попова Настя Любимый край.

Саруева Саша Ручеек.

Смородская Мария. Малыш. Моська.

Чевычелова Юля Загадка.

Техника чтения

Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Формирование приёмов понимания прочитанного

Формирование умения осмысливать заглавие произведение, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Формирование умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.

Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу

чтения.

Формирование умения делить текст на части, самостоятельно их озаглавливать.

Формирование умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

Эстетическое переживание прочитанного.

Элементы литературоведческого анализа текста.

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т. д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описание его жилища, речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Эстетическое переживание детьми прочитанных произведений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Формирование умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

Речевое развитие

Обучение:

  • подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
  • выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
  • устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
  • составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать по итогам чтения сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений, отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы — сочинение сказок, загадок, считалок.


Календарно-тематическое планирование учебного курса «Литература родного края» во 2 классе (34 ч)

п/п

Дата

проведения

Тема урока

Читательские умения

Примечание

Раздел «С любовью к Алтаю»

1.

06.09.13

Г. Горышин «Алтай»

А. Денисов «Наш край»

Настя Попова «Любимый край»

  • умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные авторами;
  • выявлять эмоциональную тональность стихотворений и выражать её в своём выразительном чтении с помощью интонационных средств;
  • наблюдать над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слов в художественном тексте;
  • выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
  • обучать сопоставительному анализу произведений разных жанров и авторов.

Раздел 2. «Что такое перед нами»

2.

13.09.13

Алтайские народные загадки

В. Новичихина. Загадки.

 Наташа Анисимова. Загадка.

Юля Чевычелова. Загадка.

  • умение узнавать загадки среди других жанров устного народного творчества;
  • умение объяснить, как составлены загадки (с учётом каких признаков объекта);
  • обучать умению сравнивать предметы загадки и отгадки находить в них общее,
  • учить видеть и ценить образность в изображении предмета загадки;
  • выявлять средства создания художественного образа отгадки;
  • уметь отличать авторскую загадку от народной;
  • учить отгадывать загадки;
  • учить сочинять загадки.

Раздел 3. «Кто как считает?»

3.

20.09.13

В. Башунов «Чуки-чок»

В. Новичихина. Считалки.

Г. Рябченко  «Две румяные ватрушки»

Наташа Зенкова. Шла собака.

 В. Новичихина «Песенка- считалка»

  • узнавать считалки среди других жанров устного народного творчества;
  • выделять структурные компоненты считалки;
  • обращать внимание на звуковой и ритмический рисунок считалок;
  • устанавливать связи между жанрами с целью выявления их общих и различных признаков;
  • умение объяснять название считалки;
  • уметь очинять собственные считалки;

Раздел 4. «Рёва-рёва-рёвушка...»

4.

27.09.13

В. Новичихина «Рёва»

В. Новичихина. Дразнилки.

В. Нечунаев «Танюшкины слёзки»

  • узнавать дразнилки среди других литературных жанров;
  • определять роль повторов в создании образов в дразнилках;
  • устанавливать связи между жанрами с целью выявления их общих и различных признаков;
  • выделять слова с оценочным значением;
  • сочинять произведения для этого жанра.

Раздел 5. «Жили-были...»

04.10.13

Алтайские народные сказки

«Две одёжки», «Горностай и заяц»

  • выделять содержательные особенности алтайских народных сказок и авторских (литературных) сказок;
  • устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь;
  • представлять и характеризовать персонажи сказок, выявлять мотивы их поведения;
  • характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
  • сравнивать художественные образы в произведениях разных жанров (сказка, легенда, загадка, песня);
  • умение находить изобразительно- выразительные средства в текстах и объяснять их роль в создании образов;
  • осознавать принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
  • выявлять общность одножанровых народных и авторских текстов.

11.10.13

И, Атаманов

«Заяц-путешественник»

18.10.13

Алтайская народная песня «Заинька»

М. Мокшин «Зайка»

25.10.13

Алтайская народная сказка

«Сто умов»

01.11.13

А. Денисов «Хитрая лиса»

15.11.13

В. Свинцов «Опять обманула»

22.11.13

Алтайская легенда «О медведе»

29.11.13

М. Мокшин «Медведь»

06.12.13

А. Ередеев «Чертышке»

13.12.13

И. Злывко, Н. Головина «Как у ежа иголки появились»

20.12.13

Г. Чариков «Зачем ежу иголки»

27.12.13

Мария Смородская «Малыш»

Раздел 6. «Страна Играния»

17.

17.01.14

В. Новичихина «Страна Играния»

В. Нечунаев «Ленивая игрушка»,  «Юла»

  • выявлять эмоциональную тональность произведения;
  • выявлять изобразительно- выразительные средства создания образов (олицетворение, сравнение, звукопись) и определять их функцию тексте;
  • учить сравнивать тексты разных авторов.

Раздел 7. «Чудеса природы»

24.01.14

Г. Чариков «Дождь»

А.Гусев «Дождь»

В.Башунов «Дождик»

  • уметь воссоздавать в воображении картины природы, созданные поэтами, писателями;
  • уметь воспринимать изобразительно- выразительные средства языка в соответствии с их функцией в произведении;
  • развивать представление о звукописи, сравнении как средствах создания образа;
  • обучать сопоставительному анализу произведений разных авторов и разных жанров;
  • составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть
  • (коллективно);
  • оценивать интонирование и чтение в соответствии с выбранными критериями выразительности.

31.01.14

В. Новичихина «Радуга»

М. Мокшин «Радуга»

3. Пирогова «Хитрая радуга»

07.02.14

Саша Саруева «Ручеёк»

Л. Хрусталёва «Ручеёк»

Раздел 8. «Мама + папа + я + …»

14.02.14

Г. Чариков «Самый золотой»

В. Новичихина «Мой папа самый сильный...»

  • выявлять эмоциональную тональность стихотворений и выбирать адекватные интонационные средства для её реализации;
  • воспитывать внимательное отношение к авторскому слову в художественном тексте;
  • понимание значения слов и выражений в контексте;
  • различие простейших случаев многозначности слов; - отыскивание в тексте слов и выражений, характеризующих событие действующих лиц;
  • сравнивать героев стихотворений разных авторов с целью выявления их сходства и различия.

21.02.14

В. Новичихина «Моя ровесница»,  «Не могу понять»

Раздел 9. «Жизнь собачья и кошачья»

28.02.14

В. Новичихина «Про Алёнку и её щенка»

  • умение целостно воспринимать образ «персонажа» в эпических текстах;
  • выявлять и осознавать авторское и собственное отношение к персонажам и их поступкам;
  • определять от какого лица (автора или

персонаж) ведётся повествование; - выявлять способы изображения персонажей: изображение поступков, чувств, переживаний, внешности персонажей, его отношение к другим героям произведения и их отношение к персонажу, речевая характеристика, использование прямой речи.

07.03.14

Г. Чарков «Рыжик»

14.03.14

В. Свинцов Усыновление»,  

 «Сенька растёт»

21.03.14

А. Никольская «Тобик»

Мария Слободская «Моська»

04.04.14

Н. Николенко «Мой кот - непоседа...» , «Стихи про любимого кота»

11.04.14

В. Новичихина «Проказник»

18.04.14

В. Свинцов «Мама Вася»

Раздел 10. «Уроки сказки»

25.04.14

В. Свинцов «Нахальный

лягушонок»

  • выделять содержательные особенности авторских (литературных) сказок;
  • устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь;
  • представлять и характеризовать персонажи сказок, выявлять мотивы их поведения;
  • характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
  • сравнивать художественные образы в произведениях разных авторов;
  • умение находить изобразительно- выразительные средства в текстах и объяснять их роль в создании образов.

02.05.14

Г. Рябченко «Маленькая сказка о большой дружбе»

16.05.14

З. Пирогова «А ты для чего?»

23.05.14

В. Свинцов «Цветок шиповника»

30.05.14

И. Цхай «Улыбка грустного ёжика»

Учебно-методическое обеспечение.

- Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В. «Литература родного края» - программа. БГПУ – 2008 г.

- Батакова О.Д. и др. Методические разработки уроков. БГПУ – 2008 г.

- Учебник для 2 класса

Материально-техническое обеспечение.

  1. Кабинет начальных классов.
  2. Компьютеры школы.
  3. Проектор, принтер, сканер.
  4. Магнитная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мой родной край"

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...

Рабочая программа по литературе для 1 класса. Школа 2100.

Рабочая программа по литературе для 1 класса содержит пояснительную записку и тематическое планирование. Соответствует ФГОС....

рабочая программа по литературе родного края

Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива

Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...

Рабочая программа кружка "Экология родного края"

Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....

Рабочая программа курса «Азбука родного края»

Предназначен для УМК "Школа Росии", соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....