К.Д.Бальмонт "Снежинка"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Некрасова Елена Леонидовна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_k.d.balmont_snezhinka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр» с. Сергиевск

муниципального района Сергиевский Самарской области

Методическая разработка

урока по литературному чтению

в 4 «А» классе.

Учитель: Некрасова Елена Леонидовна

Класс: 4

Урок: Литературное чтение

Тема: Стихотворение К.Д.Бальмонта «Снежинка»

Цели урока:

- продолжить знакомство учащихся с творчеством К.Д.Бальмонта;

- развивать интерес к художественному слову;

- учить выявлять авторскую позицию и формировать своё отношение к                                  

   прочитанному.

Оборудование: Электронное приложение.

Ход урока

1. Введение в тему урока

У. Послушайте стихотворение и скажите, о чем идет речь?

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Бело ока, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

У. О какой царице идет речь? (Зима)

- Нравится ли вам зима? Чем?

- Как ее описывают? (Бело ока, Белолица)

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему сравнивают с белым?

- Почему именно на тройке? (Зимние месяцы)

- О каком серебре говорится? (Снег)

- Что такое снег?

Д. Снег – это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда.

- Из чего он состоит? (Снежинки)

 

2. Определение темы урока

У. – Ребята, вам нравится рассматривать снежинки? Какие они?

Любил рассматривать снежинки и русский поэт К.Д.Бальмонт. Каждый, кто прочтет его стихотворение, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту, и, возможно, его охватят те же чувства, что и поэта. И когда он сам будет разглядывать снежинку, душа его откликнется, и человек восхитится прелестью снежинки.

Учитель показывает слайд «Зимний пейзаж»

3. Работа по теме урока

1.Учитель показывает слайд «Константин Дмитриевич Бальмонт (1867- 1942)»

2. Чтение учителем стихотворения

У. А вот какая бывает снежинка, вы узнаете, прослушав стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».

- Какие чувства испытывали вы, когда слушали стихотворение? (Светлое, лирическое, мечтательное, радостное)

- Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?

- Что нравится поэту в снежинке?

- Какие слова рассказывают о красоте снежинки? (Светло- пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)

Учитель показывает слайд.

3. Чтение стихотворения учениками

- Найдите прилагательные, с помощью которых описывается снежинка.

- Куда стремится снежинка?

- Что такое лазурная высь?

- Что значит для снежинки небо и земля?

- Почему автор называет снежинку умелой?

- Что происходит с другими снежинками?

- Найдите слова, относящиеся к ветру.

- Каким может быть ветер?

4. Физминутка

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками и покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.

А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

У. – Какое слово автор использует вместо слова «снежинка»? (Звезда)

Поэт не говорит «снежинка, как звезда». Он просто называет ее звездой. Как называется такое скрытое сравнение?

- Какие природные явления описаны в стихотворении? (Метель. Ветер. Лучи солнца. Снежинка. Тающие хлопья. Земля)

- Какие слова одушевляют снежинку, изображают ее как разумное существо? (Чистая, смелая, умелая, просится, покинула, дрожит).

- Похоже ли первое и последнее четверостишия? Почему в первой строфе интонация восклицательная, а в последней повествовательная? (В первой строфе поэт удивляется красоте снежинки, а в последней – немного грустит о ее скором конце).

- Прочитайте первую и последнюю строфы стихотворения, выражая разные чувства.

- Как будем читать стихотворение? (Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе).

5. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений.

6. Выявление главной мысли.

Свой идеал красоты поэт увидел в чудесном творении природы – снежинке. Для него она символ чистоты. В одном мгновении полета снежинки поэт увидел целую жизнь: от рождения до скорой смерти.

7. Моделирование обложки к стихотворению.

Выполнение упражнений в тетради.

8. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение.