Мама, папа, я - читающая семья.
классный час по чтению по теме

Схаляхо Эмма Зауркановна

Систематическое общение "вокруг книги" способствует эмоциональному и духовному сплочению родителей и их детей, взаимопониманию и общению. В книгах заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости. открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas._mama_papa_ya_-_chitayushchaya_semya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание условий для осмысления детьми важности семейного чтения и формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению ребенка.

Задачи:

  1. Осмысление важности приобщения ребенка к систематическому осознанному чтению.
  2. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
  3. Освоение детьми приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.

Учитель: Дорогие дети! Заявленная тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы он научился бегло читать. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга.

   Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг нет конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению.

 «Почему чтение – это важно?». Для этого рассмотрим словесную «лесенку» и прокомментируем.  

        Побуждает к

        нравственным

        Формирует        поступкам

                самообразовательные

        Помогает                навыки

                 в учебе

        Повышает

        интеллект

Будит эмоции

        

   Еще И. П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая

Книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребенок живет в состоянии постоянного эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стекла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», - говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального голода.

Ч т е н и е  п о в ы ш а е т  и н т е л л е к т

   Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. То есть, если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной информации. Заметьте: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал всю жизнь. Итак, чтение сегодня – способ способствовать времени, его скоростям, жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать.

Ч т е н и е   п о м о г а е т   в   у ч е б е

   Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

К н и г и  ф о р м и р у ю т  с а м о о б р а з о в а т е л ь н ы е  н а в ы к и

   Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно. Ребенок идет в библиотеку, учиться разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.

Ч т е н и е   п о б у ж д а е т   к   н р а в с т в е н н ы м   п о с т у п к а м

   К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают. Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. Это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер.

СОВЕТЫ для родителей.

1. На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их «чадо» будет книгочеем.

Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если они сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются где попало, используются как подставка под что-то, то вряд ли ребенок поймет их истинную ценность. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребенок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

2. Действительно, ваше участие в процессе чтения ребенка бесценно. Однако нельзя переусердствовать. Иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.

  1.  Могут помочь маленькие родительские «хитрости», например: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне некогда! Я пока помою посуду».

Хороший прием: чтение не должно быть «в пустоту», если ребенку оно еще трудно дается. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребенка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперед – естественно и ненавязчиво.

  1. Надо дарить ребенку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Нужно чаще ходить с ним в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам».

Действительно, от того, настолько интересными оказались первые книги, зависит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и приносите их своему ребенку.

  1. Надо запастись терпением, не упрекать ребенка за то, что у него с чтением «туго», подбодрить его, хвалить за маленькие «шажки» вперед. Помните, что и у вас не сразу получилось.
  2.  Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивляться и заинтересоваться тем, что читает ребенок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чем-то, очень ободряет ребенка и помогает ему закрепить читательский интерес.

Памятка для родителей «Как воспитать книгочея?»

- Первые книги ребенка должны быть красочно оформлены, тогда они до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадет.

- Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Повествование, состоящее из множества страниц, психологически как бы «давит» на ребенка, он понимает, что прочесть он сразу не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий.

- Взрослые должны понимать, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно говорите о прочитанном. Похвалите, даже если не все было «гладко».

- Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, то дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно понять о прочитанном все. А если что-то осталось неясным, спросить.

- Взрослым не стоит прекращать читать ребенку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами увлекаясь содержанием, читают ребенку – это замечательный способ духовного с ним единения, общения и естественного развития.

- Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.

- В доме обязательно должна быть детская библиотека, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребенок их оценит.

- Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребенку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.

- Внимательно следите за программой по внеклассному чтению. Возможно, обязательнсть отторгает ребенка от чтения таких книг. Попробуйте прочесть (или хотя бы просмотреть) их  и заинтересовать

Ребенка их содержанием.

- Заведите «семейный дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно даже в одно предложение) запишет свое впечатление о прочитанном.

Учитель: Следующий этап нашего разговора – «Учимся читать рационально и осмысленно». В начале нашего разговора мы подчеркнули мысль о том, что совершенствовать технику чтения, развивать быстро ориентировать в тексте нужно на протяжении всей жизни, а особенно на таком трудном этапе, как начальная школа. Сегодня, дети вы получите большое количество интересных упражнений, выполнение которых развивает интерес к чтению и способствует развитию его техники в условиях семейного воспитания.

Упражнение «Пословицы». Нужно воссоединить части пословиц из левой и правой колонок, фиксируйте время.

Первая половина пословицы

Вторая половина пословицы

1

У страха

людей насмешишь

1

2

Поспешишь

добра не ищут

2

3

Первый блин

благородное дело

3

4

От добра

глаза велики

4

5

Риск

век учись

5

6

Мал золотник

комом

6

7

Век живи

да дорог

7

Упражнение «Антонимы». Нужно сгруппировать слова в пары, подбирая противоположные по значению, записать решение цифрами.

1

Добро

Плакать

1

2

Мокрый

Ложь

2

3

Кричать

Зло

3

4

Смеяться

Молчать

4

5

Здоровый

Сухой

5

6

Вход

Больной

6

7

Истинна

Выход

7

Упражнение «Вставка букв».

Бр.гада, обл.ко, книг., пш.ница, ст.кан, м.лина, т.лант, б.тон, п.нал, в.р.бей, сол.ма, ласт.чка, л.сица, ска.ка, с.бака.

Упражнение «Слова на тему»

- Записать слова на тему «Зима», «Космос», «Музыка», «Библиотека», «Магазин», «Спорт» и т. д.

Упражнение «Составьте пословицы».

- И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку.

- Не, платок, всякий, роток, на, накинешь.

- Во, еды, приходит, время, аппетит.

Упражнение «Мини-бестселлер»

-  Составьте текст, используя слова: кукла, платье, игрушка, цвет, сон, глаза, кроватка.

- Составьте текст, используя слова: семья, книга, пап, вечер, лампа, радость, сказка.

Упражнение «Лабиринты».

Определить правильную последовательность строк в этих четверостишиях, записать в рабочей тетради.

-Все равно его не брошу –

Оторвали мишке лапу.

Уронили мишку на пол,

Потому что он хороший.

-Причешу ей шерстку гладко,

Я люблю свою лошадку,

И верхом поеду в гости.

Гребешком приглажу хвостик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мама, папа, я - читающая семья!"

Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера ...

"Мама, папа, я - читающая семья"

Внеклассное мероприятие с участием родителей,. посвящённое Книге....

"Мама, папа, я - читающая семья"

Родительское собрание на тему "Мама, папа, я - читающая семья"...

Мама, папа, я - читающая семья.

Родительское собрание...

Родительское собрание "Мама, папа, я - читающая семья!"

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьюторов и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют. что замедленность процесса чтения, отсут...

Родительское собрание"Мама, папа, я - читающая семья!"

родительское собрание для родителей первоклассников о пользе чтения...