Новицкая "Береза"
материал по чтению на тему

Тудупова Евгения Цырендашиевна

урок литературного чтения по стихотворению Новицкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bereza_novitskaya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Г.М. Новицкая «Береза»

Цель урока: Знакомство учащихся со стихотворением Новицкой.

Задачи: 1. Способствовать образному восприятию стихотворения; активизировать чувственное восприятие художественного слова;

2. Способствовать развитию воображения, связной речи, навыков формулирования выводов, умения анализировать;

3. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.

1. Вступительная беседа перед чтением  стихотворения Г. М. Новицкой «Береза»

Учитель. А сейчас мы будем читать стихотворение. Автор его — Г. М. Новицкая. Это стихотворение о березе — оно так и называется. (Прикрепляет к доске картинку или фотографию с изображением березы.) Где вы видели это дерево?

Дети. В лесу. В парке. Возле нашей школы. А я видел у нашего дома.

Учитель. Да, береза — распространенное дерево в России. Недаром оно употребляется в выражении «русская береза». А какие слова пришли бы вам на память, если бы вас попросили охарактеризовать березу?

Дети: Стройная! Кудрявая! Красивая!  Высокая! Нарядная! Белоствольная! Лесная красавица!

(Учитель записывает эти определения на доске по ходу высказываний ребят.)

Учитель. А кого в народе сравнивают со стройной березкой?

Ученик. Красивую девушку.

Учитель. А теперь давайте прочитаем стихотворение Г. М. Новицкой и посмотрим, какая береза у автора.

Когда будете читать текст, подчеркните карандашом слова, которые покажутся вам непонятными, необычными или даже странными.

2. Чтение учащимися текста с карандашом в руке  (дети читают про себя)

 3. Повторное чтение текста с анализом

Учитель. Итак, ребята, что вам показалось необычным, странным в этом стихотворении?

Ученик. То, что автор рассказывает о березе, как о человеке, как о девушке.

Учитель. А из чего вы сделали такой вывод?

Ученик. А здесь такие слова: «забрала», «жила»,  «на плече».

Учитель. А теперь прочитаем вслух первые две строчки. Какое слово «оживляет» березу, делает ее похожей на человека?

Ученик. «Забрела».

Учитель. А как надо было бы сказать применительно к дереву?

Ученик. «Выросла».

Учитель. А какое значение у слова «забрела», как можно сказать по-другому?

Ученики. — Забежала! — Пришла.

(Учитель записывает цепочку слов на доске: «зашла — забежала — забрела».)

Учитель. Но почему из этой цепочки автор взял именно это слово: «забрела»? В каком случае так говорят о человеке?

Ученики. — Когда он идет медленно, устало.

— Когда этот человек старый или больной. — Когда человек идет не спеша и о чем-то думает.

Учитель. Значит, какая здесь береза?

Дети. — Усталая.— Задумчивая.— Неторопливая.— Старая.

(Учитель все определения, высказанные детьми, выписывает на доске.)

Учитель. А с чем автор сравнивает березу?

Ученик. С зеленым облаком.

Учитель. А как вы представляете себе эту картину? Передайте ее своими словами.

Дети. — Я представляю поле, и во ржи стоит старая береза.

—   Деревьев рядом с ней нет, она одна, и на фоне голубого неба напоминает зеленое облако.

—   У нее листики мелкие, тоненькие и поэтому кажутся лёгкими, воздушными.

Учитель. Читаем следующую картину. О чем в ней говорится?

Дети. — У березы нет подружек, они остались в лесу. Но стрекозы приносят березе новости из ее родного дома.

— Береза, наверное, скучает по дому, а стрекозы стараются ее развеселить.

Учитель. Значит, какой здесь вам показалась береза?

Дети. — Невеселой.— Грустной.—   Скучающей по дому.—   Одинокой.

Учитель. Читаем следующую картину. Как вы себе ее представляете? Расскажите!

Дети. — Береза стоит на перекрестке двух дорог. Рядом течет ручей, и она в него глядится, как в зеркало.    — Это ее немножко забавляет.   — А на ее «плече», на ветках, — грачиное гнездо.

Учитель. Дима нам сказал, что береза стоит на перекрестке, а вот автор говорит — «на перепутье». Почему же именно — «перепутье», а не «перекресток»?

Ученик. Наверное, потому, что это слово более красивое.

Учитель. И еще автор, наверное, этим словом хочет что-то рассказать о березе... Что?

Ученик. Может быть, то, что береза перепутала место и выросла не там, где надо: не в лесу, а во ржи...

Учитель. Может быть, и так. Но я хочу вам сообщить, что у этого слова есть еще одно значение: перепутье — распутье.

Часто люди говорят: «Я сейчас нахожусь на распутье». В каком же случае так говорят?

Дети. — Когда человек растерялся.

— Когда он не знает, что ему делать.

Учитель. Верно, быть на распутье значит быть в нерешительности, не знать, как поступить. Следовательно, береза не просто стоит на перекрестке, она растерянная, оттого, что она одна, она — на перепутье жизни, своей судьбы.

О чем же говорится дальше? Читаем.

Дети. Березе грустно.

Учитель. А какая эта грусть? Как об этом говорит автор?

(«Наполненная светлой грустью».)

Учитель. Так почему же эта грусть — «светлая»? Ведь она — одна?

Ученики. — Да, она одна. У нее нет подружек — берез. Но рядом с ней стрекозы, которые ей приносят новости из леса.

— А еще рядом протекает ручей, в котором она отражается.

— А на ее ветках — грачиное гнездо. Грачи с ней дружат.

— У нее есть друзья, а с ними не бывает очень грустно.

Учитель. Ну а теперь давайте прочитаем на доске слова, которыми автор характеризует березу: «старая», «усталая», «одинокая», «грустная», «растерянная», «задумчивая», «скучающая».

А теперь посмотрим, совпадает ли образ этой березы с тем традиционным образом стройной белоствольной лесной красавицы, которую вы увидели на рисунке перед чтением стихотворения.

Дети. Нет! Не совпадает.

4. Работа над главной мыслью стихотворения

Учитель. Так почему же береза у Г. М. Новицкой другая, не такая, какой мы привыкли ее видеть и  представляли по фотографии?

Дети. — Потому что на фотографии береза такая, как на самом деле, а в стихотворении — как ее себе представляет автор.

— Потому что автор говорит не только о березе, а еще и о человеке.

Учитель. Что хотел сказать нам автор? Какую мысль о людях заложил он в образ  березы? Вспомним все, что мы говорили на сегодняшнем уроке об этом.

Дети. — Наверное, он хотел показать, что плохо жить в одиночестве.

— О том, что одинокий человек грустит, ему хочется с кем-либо пообщаться.

— И что грусть бывает светлой, если рядом окажутся друзья.

Учитель. Чему же учит стихотворение?

Дети. — Быть внимательными к окружающим людям.

— Помогать тем, кому плохо и одиноко.

— Дарить людям радость.

— Делать их счастливее добрыми делами.

Учитель. Молодцы! Вы хорошо поняли главную мысль автора.

5. Заключительная беседа

Учитель. Какой новый секрет вы узнали о художественном тексте, читая стихотворение «Береза»?

Учащиеся. То, что автор описывал березу, как человека. Он как бы «оживил» ее.  

Учитель. Дома вы будете готовиться к выразительному чтению стихотворения «Береза».  Или дома или на уроке: Нарисовать свою березу и рассказать о ней, какая у вас береза написать на рисунке.