Рассказ А. П. Чехова «Белолобый»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Чеснокова Ольга Алексеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc297.71 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель. Чеснокова О.А.,

школа № 22

Литературное чтение

Рассказ А.П. Чехова «Белолобый»

Цели:

Продолжить знакомство с биографией и творчеством А.П.Чехова;

Провести литературный анализ главных героев произведения «Белолобый».

Задачи урока:

Образован ильные:

продолжить знакомиться с биографией и творчеством А.П.Чехова; продолжать работ над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и  выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, анализировать «Вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтение; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устное речи.

Развивающие:

развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление; развивать словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять; развивать артистические способности детей.

Воспитательные:

воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения; воспитание интереса к миру детской художественной литературы, воспитание взаимовыручки; создание ситуации успеха для каждого ребенка.


Оборудование:

1 .Портрет А.П.Чехова.

  1. Выставка А.П.Чехова
  2. Рисунки учащихся по частям.
  3. Дополнит ильная литература.

1. Орг. момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу ...

  • Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Начинаем урок литературного чтения.

2 . Но прежде чем, начать урок, я хочу вам рассказать историю, которая произошла со мной сегодня утром.

Молодцы, вы правильно бы поступили в этой ситуации.

2. Сообщили темы уроки. Постановка цели.

Что мы делали на прошлом уроке?

(познакомились текстом, составили план, провели анализ словарных слов).

  • А сегодня мы продолжим работу над рассказом А.П.Чехова «Белолобый», поработаем над каждой частью, посмотрим на мир глазами героя, проанализируем образы главных персонажей. Выскажем свое мнение и отношение к этим героям.
  1. Проверка первичных знаний о творчестве А.П.Чехова

- с произведениями, какого писателя вы познакомились на прошлом уроке.

Давайте вспомним; что мы знаем об А.П.Чехов?

А.П.Чехов - знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860 г. на берегу Азовского моря в Г.Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лайку. Мать, Евгения Яковлевна - домохозяйка. Открытая лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и она дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Правда Антон блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться, Мальчик был занят в церковном хоре и отцовском лавке.

В  1879 г. окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета.        

В 80-е г.г. Чеков сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: «Стрекозе», «Будильнике», «Зрителе», «Москве», «Осколках». После окончания в 1884 г.   университетского курса в знании уездного врача, писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина - главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала главным образом на средства, поступавшие от литературной, работы и врачебной  практике Чехова. В 1892 г. он купил недалеко от Москвы прекрасное имение Мелихово, где, наконец, обосновались все его ближайшие родственники. Там он и написал рассказал «Белолобый» в 1895 году в журнале «Детское чтение».

В круг детского  чтения  вошли рассказы и  повести  «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка». «Налим» и др.

Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898-1904 г. он жил на собственной даче Ялте.

Его здоровье резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Банденвейлер. Здесь 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Тело его было перевезено  в Москву и похоронено   на   Новодевичьем   кладбище   недалеко   от   могилы его отца.

МОЛОДЦЫ!!! 

  1. Рассматривание выставки книг.        

Обратите внимание на выставку книг для дополнительного чтения А.П.Чехова, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.

Ну, a сейчас переходим работать с текстом по плану, составленному  на прошлом уроке. Откройте тетради по литературному чтению.

5. Работа с произведением А.П.Чехова «Белолобый».

Прочитайте на доске словарные слова (про себя), вспомните как они правильно читаются и что образуют.

На доске.

  1. Чтение рассказа.

Дети читают, по ходу чтения идет словарная работа.

  1. Словарная работа.

Ярка - молодая овца.

Падаль - труп павшего животного.

Хлев - помещение для скота.

Верста - старая русская мера длины, равная 1,6 км.

Логово - место, где обитает зверь ( на земле, в неглубокой яме).

Зимовье - место, жилье, где зимуют люди, животные.

Механик - специалист, наблюдающий за работой машин.

Невежа - грубый, невоспитанный.

Слега - толстая жердь, брус.

1 часть.

Перед тем, как читать 1 часть, подберите эпитеты к слову волчиха, (серая, хищная, злая, зубастая, жесткая и т.д.)

-подберите эпитеты к словосочетанию «Глаза волчихи (блестящие, злые, пронизывающие).

Вопрос к 1 части. Логово волчихи.

Совпадает ли образ волчихи с образом, который создал автор.

Выборное чтение.

1 часть нам прочитает Авраменко Алина.

Вопросы.

Ответьте на вопросы строчками из рассказа 1 части.

Описание образа волчихи и повадки.

(голодная, мнительная, не молодая, слабая здоровьем и т.д.)

- совпадает ли образ волчицы с образом, который создал автор?

 (волчица совсем другая, она заботливая мать, умная, спокойная)

- как выдумаете автор понимает заботы ее и трудности. (Да.)

- какие у нее заботы?

(объясните себе и волчатам прочитанное, не попасться человеку)

- А какие у нее трудности?

А.П.Чехов говорит «по слабости здоровья». А когда так говорят? (Когда сочувствует, жалеют, уважают)

(плохое здоровье, утрата чутья, чувство голода, страх за волчат)

- Какое чувство у вас вызывает волчиха?

- все эти чувства, какими награждает автор волчицу, в литературе как называют прием?

(олицетворение)

- подумайте , как же автору удается так писать о животных? (Автор сумел встать на место волчихи и увидеть мир ее глазами. Он ее жалеет, очеловечивает. У читателей возникает сочувствие и жалость. В то же время, автор пишет о волках с юмором,)

2 часть. Зимовье сторожа Игната.

  • прочитайте про себя 2 часть.
  • с каким героем мы познакомились?
  • попробуйте описать его и его жилище.

- кто как воспринимает сторожа Игната: автор? Волчиха?

Найдем подтверждение в части.

(волчиха да мала, что это от ветра, волчиха помнила, соображала, думала и т.д.):

Зимовье, где жил Игнат и куда отправилась волчиха, находясь в верстах чет логова. Посчитайте, какое расстояние бежала волчиха до зимовья и обратно.

Ответ.

1 верста равна 1 км 67 м, 4 версты = 1 км 67м х 4= 4км 268м. Обратно 4 км значит 4км 268 х 2 - 8 км 536м. Приближенно равно 8,5км.

3 часть. Первое ночное путешествие волчицы.

Продолжаем работу с 3 частью.

- найдите слова в тексте, где говорится, как проникла волчиха в хлев?

-сегодня на уроке у нас присутствуют зоолог.

Здравствуйте. Вас приветствует ведущий программы «Разговор о животные»

Сегодня в нашей студии гость - зоолог Часто можно услышать вопрос: вредный или полезный зверь волк?

Зоолог.

Такой вопрос задавать неверно, ведь многие животные могут быть и вредными и полезными одновременно. Волк, который нападает на домашних овец и оленей, приносит вред людям. Но этот же волк в лесу или тундре охотится за слабыми, больными животными - ведь таких животных легче поймать. Уничтожая больных животных, волк приносит пользу лесу и его обитателям. Поэтому его называют санитаром леса.


Вопрос из класса.

Скажите, пожалуйста, как же быть – истреблять  волка или брать под защиту?

Зоолог.

Там, где волков много и от них страдают стада домашних овец и оленей, за волками начинают охотиться. А там, где волков не очень много, где они все время проводят в глухом лесу, к ним надо относиться бережно.

Вопрос из класса.

Волк это семейство хищных животных? Где они проживают? Спасибо.

Зоолог.

Волчьи, псовые, собачьи - семейство хищных. Всего насчитывается 35 видов, а у нас встречается 8 видов. Проживают на всех материках, кроме Антарктиды

Расскажите, что случилось в хлеву?

Как вела себя волчиха? (испугалась, шарахнулась).

Прочитайте, что она заметила, несся добычу! Как она несла (волокла).

Зоолог.

Волк. Корень слова тот же, что и в словах волоку, волочить, т.е. тащить. Волк  - хищное животное, которое уволакивает скот.

  • Что е она увидела. Опишите, словами из текста.

Вопрос из класса: в рассказе «Белолобый» А.П. Чехова читаем: «Судя по манерам был невежа, простой дворняжка». Внимание, вопрос.

Объясните, что значит «дворняжка».

Зоолог. 

Дворняжка - самая распространенная «порода» собак. Их видишь в каждом дворе. И хотя у них нет никакой родословной, их любят ничуть меньше.

  • как поступила волчиха со своей добычей?
  • (зарычала от него и побежала от него)
  • 4 часть. Игры волчат и щенка.

Прочитаем эту часть цепочкой с пояснениями. Что же произошло дальше...

  • сейчас мы будем разбирать одновременно образ волчицы и Белолобого.
  • найдите слова в тексте, в которых говорится о чем думала волчиха. (дети читают… зачем oн бежит за мной .... съела)        
  • может ли волчиха думать и рассуждать как человек?
  • зачем автор ввел этот прием сравнения с человеком?
  • «Д » - показать нам, что волчица добрая и нежестокая.
  • как вы понимаете выражение «с досадой», подберите синонимы- близкие по значению слова. 9 вывешиваю слово на доске).

«Д.» - с сожаленью, с огорчением.        

А давайте заглянем в логово:

Среди волежен меж корней,        

Отрывши яму для жилья,

Росла волч иная семья.

  1. Давайте нарисуем 1 словесную картину описание логова волчихи.
  2. Какая будет следующая картина. Волчата сосут свою мать.

Дети из класса: Я знаю, что волк хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Владислав, что вы можете рассказать об этом.

Зоолог.

Да. Волк скрытен и осторожен. Порой даже самые опытные следопыты не могут отличить логово волчицы, где подрастают волчата. Узнав об опасности, волчица уводит волчат в надежное место. К осени волчата подрастут и отправятся вместе с взрослыми в зимние походы.

Вопрос из зала.

Давайте вспомним отношения Белолобова и волчат, момент первого впечатления щенка от волчат от щенка (щенка волчат не обращали внимание, а он лаял до хрипоты; пересказать отрывок текста).

- кто наблюдает за игрой малышей'

(За игрой малышей, с одной стороны, с беспокойством наблюдают вороны, а с другой стороны, спокойно наблюдает волчиха.) Почему она спокойна?

- кто считает, что Белолобый глупый? Найдите описание щенка в тексте. (если бы щенок в этом описании был увиден глазами автора, то уточнения «теперь», при дневном свети» были бы абсолютно излишни: автор видел щенка при любом освещении, а вот  волчиха – нет. Она видела сначала только ночью! Значит, то восприятие волчихи, а не автора.)

- согласны ли вы с таким восприятием волчихи?

 (Белолобый скорее маленький, чем просто глупый.)

3) А сейчас нарисуем самую интересную на мой взгляд картину «Игры Белолобого и волчат» 1 картинка «Драка Животных».

5.Момент неожиданности на уроке. Проблемный вопрос.

Активация работы. Возможность высказываться каждому.

  • Ребята, скажите мне честно, бывали или бывают у вас в классе проблемы с поведением.

(Драки: ссоры).

- У меня в 1 классе дети часто ссорились, когда еще плохо знали друг друга

- А вы?...Молодцы! (Правда)

  • Мы не просто читаем и разбираем каждое произведение, ведь книги учат нас находить верное решение, общаться друг с другом.

- Посмотрите внимательно на стр. 107 и попробуйте найти строчки, которые учат нас дружить, понимать друг друга. (Дети читают... Волчата погнались за ним.. стало шумно и весело).

- Значит, играть надо так, чтобы играть хотелось всем, и чтобы никому не было больно Волчата и щенок, маленькие и глупые, и то понимают как надо играть. Ну, а уж мы с вами, подавно.

Хорошо, молодцы!!!

Физ. мин.

А теперь все тихо встали,

дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперед.

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись вправо - влево!

Тихо сели. Вновь за дело.

6. Часть5. Возвращение щенка.

- докажите мне словами из текста, что волчица не просто хотела кушать, a была зверски голодна.

Какое чувство вызывает у нас волчица?

Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

- Почему волчица не съела Белолобова?

- Она была в первую очередь мать. Белолобый хоть и был щенком, но для волчицы был детенышем. Собаки произошли от волков.

Зоолог.

Тексты, взятые из статьи «О волке и волках» в книге И.И. Акимушкина «Мир животных: млекопитающие». М.,1990

Зоолог.

а) Вообще волки обладают ангельским терпением по отношению к малышам. Вернется отец с охоты, усталый, хочет спать, но не будет ему покоя! Приходится развлекать своих чад. А отношение волков к малышам, даже чужим заслуживает не только похвалы - подражания! Если погибнут родители, другой волк, найдя волчат вскормит их, вспоит, научит жить. У волков дружная семья, но их щедрость простирается не только на своего брата. Волк не тронет песца, ворующего припрятанную волком добычу. Он добр к вороне, сороке, лисе. Он способен исторгнуть из своего желудка кусок мяса и для собаки. Горе собрата их трогает. Однажды нашли волки ежа - один исколол морду в кровь. Другие поглядывают на раненного и тихонько скулят, выражая сочувствие.

- написав рассказ «Белолоббый» А.П.Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. Он учит нас понимать животных, понимать окружающий мир. Чехюв «очеловечивает» (волчица думает, рассуждает) животных, чтобы показать нам, что жестокость волчицы вынужденная.

Вопрос класса: Уважаемый Антон. Говорят, что волки охотятся по-особому, ведь по глубокому снегу им тяжело шагать. Что вы можете рассказать об этом?

Зоолог.

У волка чутье отличное. Он чувствует под снегом запах металлического капкана ему не удалось никого поймать, он ложится на землю. Слушает, не застрекочет ли где сорока, следит за полетом ворон. По крикам птиц старый волк определяет, что они обнаружили погибшее животное, вся стая бежит скорее туда. Волк может не есть 5-7 суток. Нередко селится неподалеку от человеческого жилья, около пастбищ домашнего скота и держится на одном месте голами.

Правильно.

Часть. Выразительное чтение. Второе неудачное путешествие волчихи.

- Удалось ли волчице во следующий раз добыть ягненка?

  • Если нет, то почему? (Ответы детей)

Игровой момент на уроке. Активация творческих способностей детей.

  • А сейчас, как я вам и обещала, вы сможете побывать в роли волчицы и Белолобова.
  • Какой разговор мог бы состояться между ними на крыше сарая? Не забывайте, что  свои эмоции, кроме слов, герои могут очень хорошо передавать с помощью жестов.

Молодцы, кроме всех прочих достоинств, у вас у всех присутствует талант артиста!

Часть7. Незаслуженное наказание. Сейчас мы прочитаем эту часть по ролям.

  • Какое событие главное в этой части?
  • В этой части кто считает Белолобого глупым (Второй раз щенка обвиняют в глупости странник и сторож Игнат.)
  • Неужели щенок действительно очень глупый? Найдите диалог сторожа и странника.

(Щенок совершенно не виноват в том, за что его наказывает Игнат)

- A как бы вы поступили на месте сторожа? (Ответы детей).

Учитель. - К каждому жанру относится произведение «Белолобый» (Это рассказ). Докажите, одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.)

Учитель.

Являются ли события, о которых рассказал А.П.Чехов, очень значительными в жизни?

(Выслушиваем мнение детей. События не значительные.) А что же делает рассказ Чехова интересным и трогательным? (Волчица вела себя, как человек? Была   мнитеельная, он думала, помнила, вспоминала, замечала, у нее болела голова, решила съесть, тревожилась, напрягала зрение и слух, чуть дышала, узнавала.)

Учитель.

- Кто по-вашему, является главным героем рассказа? Докажите свою мысль. (Волчица и щенок - главные герои рассказа, остальные - действующие лица).        

Учитель

Рассмотрим, традиционно ли построил свой рассказ А.П.Чехов? Докажите. (Выслушиваем ответы детей. Рассказ построен традиционно. Выделяем все части рассказа: вступление, завязка; кульминация, развязка, заключение.)        

в) Подбор пословиц к произведению.

Вот так-гласит народная мудрость о старых и малых, прочитайте пословицы.

  1. Старый, что малый, а малый, что глупый.
  2. Старый, что собака, а малый, что щенок.
  3. И стары!, и малый, хотят спать да баловать.
  4. Что старый, что малый-то весел, то угрюм.

Какая пословица понравилась?

А какую запомнили?

Повторите друг другу.

Эти пословицы отражают не только народную мудрость, но и красоту родного языка.

6. Итог.

- Видите ли вы какое-нибудь сходство в рассказе «Гриша» и «Белолобый»: трудно ли в мире быть маленьким? (Ответы детей)

- Можно ли сказать, что рассказ «Гриши» написан от лица Гриши, а рассказ «Белолобый» от лица волчицы?

 (Конечно, нет. Рассказ «Гриша» написан от лица автора, но мир в этом рассказе увиден глазами ребенка. Рассказ «Белолобый» написан от лица автора, но на мир автора старается смотреть глазами волчицы.)

5.Домашнее задание.

  • Подумайте, а этот рассказ красивый?
  • В чем же А.П. Чехов увидел красоту? (в природе и в чувствах волчихи).
  • Перечитать рассказ
  • Нарисуйте рисунки, подпишите словами текста и создайте диафильм.

Выставление отметок.

Спасибо за урок! Вы много знаете и умеете. Вы очень хорошо работали! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).

1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;          2. Учить устан...

Викторина по рассказам А.П. Чехова

В презентации представлена викторина по рассказам А.П. Чехова "Каштанка", "Ванька", "Лошадиная фамилия", "Мальчики", "Белолобый"....

Урок по литературному чтению на тему: «Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к «братьям нашим меньшим» (по рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)».

Пояснительная записка.       1.Название номинации.       Конкурс методических разработок по духовно-нравственному воспитанию детей и подрост...

Урок литературного чтения 2 класс по А.П.Чехову "Белолобый".

Урок литературного чтения по А.П.Чехову "Белолобый". 2 класс...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Разработка урока по литературному чтению в 4 классе по теме "Мир "детей" и мир "взрослых" в рассказе А.Чехова "Белолобый".  На уроке ведётся литературный анализ   с точки зрения героя произв...

Тест по произведению А.П.Чехова "Белолобый"

А.П.Чехов "Белолобый"3 класс...