Конспект урока чтения для 3 класса по произведению Т.Собакина "Игра в птиц"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Гуляева Ольга Николаевна

Урок был проведён мною во 2 четверти 3 класса в разделе литературного чтения "Пытаемся понять, почему люди фантазируют". На уроке формировались умения и навыки осознанного и выразительного чтения. А также универсальные учебные действия: познавательные (перечитывание текста с разными задачами, работа с маркированными в тексте словами и строчками, поиск нужной библиографической и содержательной информации); личностные (формирование базовых нравственно-этических ценностей); коммуникативные. Использовался учебник Н.А.Чураковой и тетрадь О.В.Малаховской из УМК "Перспективная начальная школа". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Урок чтения в 3 классе.

Тема: Тим Собакин «Игра в птиц»

Цели:

     Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям.

      При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного  фрагмента, для подтверждения своего ответа.

     Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создается впечатление,  что чудесные, необычные способности могут обнаружиться у любого человека.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение» (1 часть) Н.А.Чураковой,

хрестоматия по литературному чтению О.В.Малаховской,

тетрадь для самостоятельных работ (1 часть) О.В.Малаховской,

презентация к уроку

Ход урока.                                                                                    СЛАЙД 1

I. Организационный момент.  

II. Актуализация знаний.

- Ребята, как называется глава, с которой мы сейчас работаем?

(«Пытаемся понять, почему люди фантазируют»)              СЛАЙД 2

- Мы прочитали уже достаточное количество произведений из этой главы. И вы уже, наверное, разобрались, почему же люди фантазируют?

(Чтобы сделать скучные и неприметные вещи живыми и одушевленными, чтобы все вокруг становилось живым и радостным.)

- Ребята, вам уже известен поэт Тим Собакин?                        СЛАЙД 3

(Сообщение об авторе)

- Помните, в первом классе вы читали «немножко необычное стихотворение» про  бегемота и муху?

- Перед вами на слайде стихотворение Т.Собакина.                 СЛАЙД 4

- Давайте его прочтем хором. Звуки ж не надо считать во время чтения! Вы просто пожуж-ж-ж-ите немнож-ж-жечко!

(Чтение стихотворения Т. Собакина « Как ловкий бегемот гонялся за нахальной  мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды» учащимися).        

III. Постановка  целей урока.

-Сегодня мы будем читать еще одно произведение этого автора.

- Прочитайте, как оно называется? («Игра в птиц»)

- Поставьте для себя задачи на урок:

  • учиться осознанно и выразительно читать, используя чтение    по ролям с опорой на цветные пометки в тексте
  • отвечать на вопросы, используя текст                           СЛАЙД 5

    -    понять, почему люди фантазируют.

IV. Работа по теме урока.                                        

- Какой знак вы заметили при чтении рассказа?                                         (Работа со словарем устойчивых выражений)        

- Какое выражение мы должны объяснить?                                     СЛАЙД 6

Застыл как вкопанный». (Совершенно неподвижно, замерев на месте)

1. чтение 1 части по ролям.

- Давайте попробуем прочитать первую часть по ролям.

- Какие роли вы заметили в этой части?   (Роли автора, Кати и папы.)

Чтение 1 части по ролям.

- Ребята, найдите в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете.

(Дети находят слова: «-Конечно, уверенно, сказал папа. – Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!»)                     СЛАЙД 6 (а)

- Вы согласны с этим высказыванием?

( Да, только упорный человек может достичь  поставленной цели.)

2. - Прочитайте 2 часть.

- По- разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь?      (да, по- разному)

- Как папа отнесся к своему полету?

(Он растерялся, слегка перепугался)

- Прочитайте строчки, где об этом говорится.

( Чтение строчек «А когда заметил, что ноги его шагают по воздуху, слегка перепугался, перестал размахивать руками  –  и чуть не свалился в лужу.)

- Ребята, папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло,           и обращает внимание на бытовые мелочи. Прочитайте, на какие.

(Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли. )                                                        

--Как реагирует Катя? (Удивленно, восторженно)

- Прочитайте строки, где об этом говорится.

( Катя рот раскрыла от восторга: - Папа!  У тебя же получилось!              Ты же летал! )

3. Чтение 3 части по ролям.

-Посмотрите третью часть текста.

- Сколько понадобится человек, чтобы прочитать ее по ролям?

-Назовите роли.  (Папа, автор, старушка)

Чтение 3 части по ролям.

-Быстро ли папа привык к тому, что его дочь научилась  летать?

(не очень)

-Почему ты так думаешь? Что в тексте подтверждает твое мнение?

- Кто помог папе отнестись к полету дочери как к проявлению обычных земных способностей?  (Старушка)

- После разговора со старушкой папа смог отнестись к полету дочери,   как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришел в себя и даже стал давать дочери советы, как если бы она каталась на велосипеде.

- Прочитайте советы папы.

(- Дочка! Над водою прохладно. Долго не летай! И шарфик потуже завяжи.   – А то простудишься.)

V. Динамическая пауза.

- Ребята, а вы  сами хотите полетать?

- Давайте поиграем в игру «Летает – не летает». Встали, вы будете «махать крыльями» в том случае, если я называю предмет, который обозначает летающее насекомое или птицу, а если это нелетающий предмет - стойте на месте.

- Готовы?    - Стрекоза,  парта, дом, вертолет, книга, самолет, портфель, бабочка, кошка, лебеди, воробей, трактор.  

VI. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

-«Игра в птиц»- это рассказ или сказка?

-Давайте обратимся к учебнику и откроем страницы 116-117 и вспомним, в чем же заключается отличие сказки от рассказа.              СЛАЙД 7

(Это рассказ, потому что в нем рассказывается случай из жизни,  пусть даже выдуманный, чтобы раскрыть характеры конкретных людей и показать их взаимоотношения. События же в этом тексте развиваются так, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю,  а не строгим сказочным законам.)

-  Ребята, а как вы думаете, почему автор нафантазировал именно полеты людей в небе?

- Он придумал такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий  может произойти чудо:  можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.

- Ребята, а какова же главная мысль этого произведения?  СЛАЙД 8

(При очень большом желании и старании можно научиться самым сложным и, казалось бы, невыполнимым вещам)

- А сейчас  небольшой сюрприз. В ваш адрес пришло письмо от автора этого произведения Тима Собакина.    Послушайте его.

МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ

Главное — избегайте внутренней пустоты. Тогда вам нигде и никогда не будет скучно. Занимайтесь всякими полезными делами и старайтесь добиться в них успеха! Помните, что «побеждает не сила, а постоянство усилий» (это сказали древние). И, конечно же, читайте! Книга — она ведь существо духовной природы. А еще — учитесь быть счастливыми! Хоть это и трудно…       Тим Собакин

VII.  Работа по хрестоматии

- Ребята, в нашей хрестоматии по литературному чтению тоже есть раздел «Почему люди фантазируют».

- Откроите стр. 35 и найдите стихотворение М. Яснова «Мы и птицы».

- Прочитайте это стихотворение про себя.

- Прочитайте первую часть стихотворения.

- Как вы думаете, где находится герой стихотворения? (в школе, в классе)

- Чем необычны рассуждения героя во второй части стихотворения?

- О чём размышляет герой в третьей части? Каким фантазиям он предаётся?

VIII. Физкультминутка.

- Ребята, а хотели бы вы полетать как птички?                  Звучит музыка

(Дети выбирают картинки птиц, летают по классу под весёлую музыку и прикрепляют картинки птиц на веточку, нарисованную на магнитной доске)

IX. Самостоятельная работа в тетради

Стр. 34 – 35 стихотворение С Козлова «Декабрь»  (работа в парах)

Самооценка самостоятельной работы на «волшебной линеечке»

IX. Домашнее задание: написать сочинение "Чудо в моей жизни"  

X.  Подведение итогов урока.

Рефлексия.  

Оцени по критериям свою работу на уроке:

Я хорошо могу …                                                                                               Я умею …                                                                                                       Мне ещё надо поучиться …                                                                             Было интересно …                                                                                       Было трудно …                                                                                              Мне ещё надо поработать над …                                                                                              

Оценки за урок

- За работу на уроке я хочу вам подарить птичек, которые летали с вами.



Предварительный просмотр:

                                                     

                                                                               Сообщение про автора

            У Андрея Иванова очень много псевдонимов. Их появление писатель объяснял так: «Когда я почувствовал, скоро мои стихи могут опубликовать, задумался над псевдонимом. Но ничего путного мне в голову не приходило.

            И вот случайно увидел по телевизору детский фильм. Там в конце мальчик стоит перед строем, а командир за мужество и героизм объявляю благодарность мальчику. « А фамилия-то у тебя как?» Тот отвечает: «Да Собакины мы...» И ему сразу понравилась эта фамилия.    

              Особенно когда мама напомнила, что он родился в год Собаки.

    К тому же он любит этих верных существ, которые не предают.

    В Японии собака — символ справедливости.

             А потом я был и Тихон Хоботов, и Терентий Псов, и Савва Бакин, Ника Босмит (Тим Собакин наоборот), Андрушка Ыванов, Сидор Тяфф, Степан Тимохин, Сим Тобакин и др.

  - Казалось бы, зачем одному человеку так много псевдонимов?

Такое их количество он объясняет тем, что иногда сразу несколько его произведений публикуются в одном номере журнала. Не подписывать же их все одинаково? Вот и пришлось придумать разные псевдонимы.



Предварительный просмотр:

МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ

     Главное — избегайте внутренней пустоты. Тогда вам нигде и никогда не будет скучно. Занимайтесь всякими полезными делами и старайтесь добиться в них успеха! Помните, что «побеждает не сила, а постоянство усилий» (это сказали древние).

     А я придумал такой афоризм: «Лучше ничего не делать, чем делать НИЧЕГО». Но это вам — на будущее.

     И, конечно же, читайте! Книга — она ведь существо духовной природы (бумага-то делается из живого дерева). Прочие «железяки» — лишь инструменты для познания. В том числе и компьютеры (без которых я уже и не представляю себе работы).

     А еще — учитесь быть счастливыми! Хоть это и трудно…

                                   Тим Собакин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Цели урока:Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.Развивыть монологическую речь учащихся.Прививать чувство сострадания,...

План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России

Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...

Конспект урока чтения 2 класс С.Я. Маршак "Кот и лодыри".

Данный урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока чтения. 1 класс "Звуки [т]. [т’]. Буквы Т, т."

Вид урока: изучение нового материалаЦели урока:   1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные   буквы; формировать навык чтения сочетаний бук...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...