открытый урок Литературное чтение 1 класс
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

Кулебякина Светлана Павловна

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»

Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения словарного запаса; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                «На пути в волшебный лес»        1 «а»класс

Тема: СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «ТЕРЕМОК».
          С. МАРШАК «БАГАЖ»

Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения словарного запаса; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:

личностные УУД:  оказание помощи сквозным героям учебника , которые в этом нуждаются  при решении трудных задач. проявляют интерес к чтению; имеют первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах;

метапредметные УУД:

  • регулятивные – оценивать результат своей работы на уроке
  • познавательные – работать с хрестоматией; формулировать понятие « сказка –цепочка» через анализ фрагментов – «звеньев»текста  и изучение дидактической иллюстрации; анализировать композиционные особенности сказки цепочки с целью обнаружения её жанровых признаков; выполнять сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок  с целью обнаружения сходства и различий; искать и выделять необходимую информацию; перечитывать текст с разными задачами.
  • коммуникативные – уважают мнение собеседников; работать в группе; читать и пересказывать текст; допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

предметные УУД: научатся глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, различать фольклорные произведения и авторские;

получат возможность научиться определять сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказка-цепочка).

Образовательные ресурсы:

                                                       Сценарий урока

 I.Мотивация (самоопределение) учащихся к учебной деятельности

Все что создано умом,

Все к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится

Песня «В гостях у сказки 1 куплет»

(поёт Баздырева Настя (МАША) и Мамедов Нурлан (МИША)

II. Этап актуализация и пробного учебного действия

– С незапамятных времен играют дети России с деревянными куклами. Как вы думаете, какие русские куклы пользуются самой большой популярностью в мире? (Матрешка.)

– Русский мастер придумал сделать несколько куколок разных размеров,  которые  вставлялись  бы  одна  в  другую.  Они  сразу  полюбились детьми.

– Что напоминает матрешка?

(Коробочку с сюрпризом. Одну откроешь, а в ней другая находится, и так много раз.)

– Новую деревянную куклу назвали Мотей, а ласково – Матрешей.

– Веселые  матрешки  решили  вас  позабавить – будут задавать вам интересные вопросы..

 Игра «Узнай сказку?».

 

      Физминутка для глаз « Матрёшки»

     Скажите,  почему  матрешки  любят  сказки-цепочки?  

(Как и сказки-цепочки, матрешки похожи друг на друга, но немного отличаются: размером или сарафаном.

Можно сказать, что одна матрешка повторяет другую, в сказках-цепочках эпизоды тоже повторяются с небольшими отличиями.)

Это какие сказки?.............

III.Постановка учебной задачи

Выставка книг

«Теремок», «Колобок» и «Репку» вы, несомненно, помните наизусть .

Но если задуматься над этими сказками, далеко не все в них так просто и понятно.

Например, почему они так легко запоминаются?

Почему в таких сказках может повторяться несколько раз одна и та же история?

Что в них происходит, то есть с чего начинается сказка и чем заканчивается?

О ком чаще всего в них рассказывается?

Давайте размышлять вместе, вспоминая и читая сказки-цепочки.

«Все больше прочитанных книжек семья – все больше хороших друзей у меня!».

– Сказок на земле много. Посмотрите на нашу выставку книг

(«Колобок», «Теремок», «Репка», «Багаж» С. Маршака).

– О некоторых мы говорили на прошлом уроке. О каких?

– Что вы о них узнали от ученого Кота?

Сказки «Колобок», «Репка» – это сказки-цепочки

– Порассуждайте, почему с ними рядом оказались сказка «Теремок» и произведение С. Маршака «Багаж».

(Предположения детей, что это тоже «цепочки».)

– Сегодня на уроке нам предстоит это проверить.

Какие цели вы можете поставить для себя на этом уроке?

А)  Познакомиться с новыми сказками, героями сказок,

 Б)Расставить любимых героев,

В)  рассмотреть иллюстрации в учебнике,

Г) сравнить сказки

IV. Открытие нового знания

1. Самостоятельная работа в рабочей тетради № 1 (с. 26, № 4).

2. Проверка выполненного задания.

                Хрестоматия.

                1 класс.

                Содержание.

ТЕРЕМОК (русская народная сказка) .........72.

С. МАРШАК. БАГАЖ ..................................76.

3. Игра «Ребус».

Что за буквы странные –

Совсем как иностранные?

– Прочитайте название сказки, о которой мы будем говорить.

4. Игра «Чей это голос?».

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

 голосок тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

 голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

 голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

 голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

 голосок писклявый, звенящий (комар);

 голос жужжащий, надоедливый (муха);

 голос громкий, квакающий (лягушка);

 голосок пищащий, негромкий, немного испуганный (мышка).

– Молодцы!

– Создайте  цепочку персонажей сказки «Теремок» по памяти.

Несколько схем выносится на доску.

– Нарисуйте цепочку персонажей в той последовательности, в какой они появляются в истории.

– Сравните схемы, нарисованные вами. Найдите две-три схемы, самые непохожие на цепочку персонажей в сказке.

Физкультминутка

Мы – лягушки-попрыгушки.

(Четыре хлопка ладонями по столу.)

Неразлучные подружки.

(Руки перед грудью, пальцы в «замок».)

Животы зеленые,

(Руки поднять вперед, ладонями кверху.)

С детства закаленные.

(Руки в стороны,

предплечья поднять вверх,

пальцы сжать в кулак.)

Не грустим мы и не плачем,

(кисти рук вправо – влево,

пальцы раскрыты,

ладони вперед перед собой.)

Дружим, не ругаемся,

(дружеские рукопожатия

то правой рукой сверху,

то левой рукой сверху.)

Целый день по лужам скачем,

(четыре хлопка ладонями по столу.)

Спортом занимаемся.

(Хлопок перед собой, руки поднять вверх.)

VI.Самостоятельная работа

Инсценировка сказки «Теремок»

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).

– Вам сказка «Теремок» напоминает докучные сказки? Чем?

Сказка «Теремок» похожа на докучные сказки. В ней много повторов, и бесконечно много в теремке можно было бы поселить разных животных, если бы не появился медведь, и сказка не закончилась.

– Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Обратите внимание, как расположены животные.

(Животные расположены по кругу по законам докучной сказки. Если из сказки «Теремок»  убрать медведя, то сказка станет бесконечной.)

– Что общего есть у сказок-цепочек и докучных сказок?

(Наличие повторов делает эти сказки похожими.)

 Кроссворд.

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

- Приходи к нам, тётя жаба,

Нашу детку покачать

– Как называется сказка и кто автор? Отгадайте.

1) Писатель, автор «Сказки о глупом мышонке». (Маршак.)

2) Вещи, груз  пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. (Багаж.)

8. Чтение стихотворения С. Маршака «Багаж».

Читает учитель, а повторяющиеся эпизоды можно зачитывать хором.

– Понравилось стихотворение?

(Стихотворение веселое, похоже на телепередачу «Розыгрыш».)

– Легко ли запомнить стихотворение наизусть?

(Повторы и рифма, которые есть в стихотворении, помогают быстро запомнить.)

– Похоже ли стихотворение «Багаж» на докучную сказку и на сказку «Теремок»?

Чем отличается от них?

(Маршак использовал законы докучных сказок и сказок-цепочек:

наличие повторов, как в докучных сказках, но каждый повтор все-таки отличается от предыдущего, влияет на развитие сюжета, это характерно для сказок-цепочек.)

VIII. Итог. Рефлексия

1. Работа по учебнику (с. 37).

Регулятивные УУД: контроль (и самоконтроль) процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД: логическиесравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий (круг и вектор как разные композиционные основы).

2. Отгадайте, о каких сказках идет речь?

– Если матрешки встанут в хоровод, на какую схему сказок они будут похожи? (На докучные.)

– Что понравилось на уроке?

-Что больше всего запомнилось?

– Какие сказки хотите рассказать родителям, друзьям, младшим сестрам и братьям?

– Кто хочет вновь встретиться со сказками-цепочками?

У вас на партах есть зверюшки  разместите их в домик РАДОСТИ

на первый этаж поселите тех животных , если вы считаете , что вы сегодня отвечали правильно, активно работали, кому удалось справиться  со всеми заданиями.

  • на второй  этаж поселите животных если вы считаете, что вы работали на уроке не в полную силу, ошибался.
  • На третий этаж поселите животных, если вы считаете ,что вы сегодня плохо работали на вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"

Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....