Урок чтения в 1 классе по теме: Слог. Деление слов на слоги.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Цудинович Ольга Владимировна

На уроке обучающиеся знакомятся с понятием слог, учатся определять количество слогов в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_obucheniya_gramote_slog.zip731.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  Обучение грамоте в 1 классе по системе Л.В. Занкова (№ 30)

Тема: Слог. Деление слов на слоги.

Цель: научить детей делить слова на слоги.

Задачи:

Обучающие:

  1. познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове;
  2. показать слогообразующую роль гласных;

Развивающие:

  1. содействовать развитию фонематического слуха, речи, мышления;
  2. способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;
  3. повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения;

Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию интереса к чтению, трудолюбию;

Планируемый результат:

- повышение активности на уроках;

- научить детей выделять слог и произносить слова по слогам, определять количество слогов в слове по гласным звукам;

Оборудование:

«Азбука» (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец);

компьютер, проектор, доска.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Учитель:  Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. «Открытие» нового материала.

Учитель: Весело работается в хорошей компании. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто у нас на уроке будет в гостях:

      В голубой огромной шляпе

      Хвастунишка и зазнайка,

      а зовут его …?

      Дети: Незнайка.

На доску учитель вывешивает рисунок с изображением Незнайки.

Учитель: Почему же его так зовут?

Дети: Он ничего не знает.

Учитель: Как вы думаете, а в школу он зачем пришёл?

Дети: Чтобы что-то узнать.

          - Превратиться в Знайку.

          - Стать настоящим учеником.

Учитель: Незнайка принёс с собой буквы.

Учитель: Какое задание можно предложить, используя эти буквы?

Дети: Составить слова.

        - Нельзя составить слова. Не хватает гласных букв.

Дети просят учителя добавить буквы гласных. Учитель под диктовку класса добавляет буквы О, Ы, А. Дети составляют слова.

Учитель: Давайте прочитаем получившиеся слова.

Дети: Осы, мир, он, мы, смрн, носы, мама, Рома.

Учитель: Что вы заметили?

Дети: Я заметил лишнее слово: смрн.

        - Это вообще не слово. Это одни буквы, которые вы вначале нам дали. Их не надо было читать.

Учитель: Предлагаю добавить гласные, тогда получатся слова: сыр, сом, сам (учитель записывает эти слова и следующие ). Норы, рана, рама.

Дети: Мы опять делаем то же самое, только слова новые.

        - Как же их много получилось!

Учитель: Молодцы! Вы действительно составили много слов. Подумайте, на какие две группы можно распределить.

Дети: Слово- имя в одну группу, названия предметов в другую.

       - Можно распределить на длинные и короткие слова.

       - В первую группу слова с одной буквой гласного, во вторую- с двумя.

       - Я думаю так же. Распределить слова по количеству букв гласных.

   Каждый раз дети доказывают свой выбор и приводят примеры.

Учитель: Ещё раз прочитайте слова и послушайте гласные звуки.

     

      Дети читают хором слова первой группы: он, сыр, сом, сам, мир, мы.

Учитель: Что же происходит?

Дети: При произношении мы гласный звук произносим свободно, без препятствий, на одном выдохе.

   Дети читают слова второй группы:

   Осы, носы, норы, мама, рана, рама, Рома.

   - Здесь два звука произносим свободно. Получается уже два выдоха.

Учитель: Так какие слова мы можем поделить на части по их произношению?

     При выполнении практического задания выделяются две группы слов: которые можно распределить на части ( слоги ) и которые нельзя разделить.

Учитель: Все ли слова поделили на части? Почему?

Дети: Нет.

     - У меня не получилось. Наверное всё дело в гласных!

     - Я заметила, что слова с одной гласной состоят из одной части, а с двумя – из двух.

     - А если бы в слове было три гласных, то и частей, наверное, было бы три?

Учитель: Представьте, что нам надо позвать нашу Полину. Позовите её!

Дети: По - ли- на!

Дальше зовут Диану, Галину, Илюшу, а затем так же произносят слова: машина, калина, дерево.

Учитель: Сколько слышите частей в слове?

Дети: Три.

Учитель: А теперь представьте себя на стадионе. Вы болельщики. Давайте поддержим нашу хоккейную команду, вместе громко, чётко произнесём: «Шайбу!»

   Дети скандируют: Шай - бу! Шай- бу!

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a30c0-0a01-0180-0054-6169a3c2352b/view/

 Учитель: Сколько частей в слове?

Дети: Две ( Некоторые ещё раз проверяют ).

Учитель: Молодцы, ребята! А знаете ли вы, как называются эти части?

Дети: Да это же слоги!

  Учитель: А почему учёные их так развали: слоги?

Дети: Части соединили, сложили и получили слово.

Учитель: Сравните значение слов: лежать, ложе, логово, слог.

Дети: Я и не думала, что логово, где лежат! Значит, слоги

           лежат рядом в слове.

   - Мы правильно сказали: они составляют слово, складывают его.

III. Физкультминутка.

Дети гуляют под музыку в воображаемом лесу.

Учитель: Вы - эхо. Если услышите в конце слова гласный звук – откликаетесь эхом. Если согласный – молчите. (трава, грибы, птицы, ручьи, эй, ау…)

IV.  Промежуточное обобщение.

Учитель. Незнайка доволен вашей работой! Ему интересно. Как вы думаете, что же он услышал и запомнил на уроке?

Дети: Теперь он знает буквы.

         - Незнайка теперь знает, что звуки бывают гласные и согласные.

         - Он должен был запомнить, что нельзя составить слово из одних букв согласных.

         - Слова состоят из слогов.

         - Незнайка должен был запомнить, как определить количество слогов в слове: сколько гласных, столько и слогов.

         - Ещё надо произнести слово медленно или, наоборот, как на стадионе: сколько получится частей в слове, столько и слогов.

         Игра. Дети называют свои имена и определяют количество слогов. Выборочно учитель спрашивает способ определения слогов.

V. Проблемная ситуация.

 

Учитель: Ребята, вы назвали несколько способов, как можно определить слоги в словах. Как вы думаете, какой из них самый главный?

Дети: Правильно произносить слово.

Учитель: А это как – правильно?

Дети: Медленно или…(затрудняется).

Учитель: Резко.

Дети: Да, резко.

      Учитель медленно произносит: Ра – а – а – к, затем скандирует: ра – к.  Возникает спор: одни ученики согласны с учителем, другие нет.

Учитель: Как вы объясните разногласие между вами?

Дети: Я согласна с вами, потому что мы весь урок говорили, что выдох – это слог. Здесь два выдоха – два слога.

      - А я не согласна! Главное, чтобы был гласный. А выдох – не главное.

Учитель: Следующее задание, мне кажется, поможет нам разобраться, кто из нас прав.

     

        Пишет на доске слова: рыба, крот, забор, магазин.

Учитель: Произнесите первое слово, разделяя его на слоги, докажите, что вы правы.

Дети: Ры – ба (как бы зовёт). Два слога. Ры – ы – гласный [а]  , ба – а – гласный [а].

      - Кро – т (скандирует). Нет, (резко произносит ) крот.

Учитель: Почему нет?

Дети: Кр-о-от. Один гласный [о] .Я бы на стадионе кричал:

«Крот! Крот!».

Учитель: А как бы ты кричал «забор»? Помогите! Давайте все вместе!

Дети: За-бор! За-бор. (Доказывают.) За-а – гласный  ,бо-ор – гласный [о].

   

      Так же анализируют слово «магазин». Приходят к выводу: чтобы определить слог, надо чётко произнести слово и проверить, во всех ли частях есть гласный.

VI. Применение знаний и способов действий.

Работа в паре:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a30c8-0a01-0180-0063-99ae325090a0/view/

Учитель: Определите, сколько слогов в имени нашего героя: Незнайка.

Дети: Три слога, (как бы зовёт) Не- знай – ка. Не – е – гласный

          э, зна- а – й  - гласный [а] ,ка – а – гласный [а].Три гласных, точно три слога.

Учитель: Уберите первый слог и прочитайте новое слово.

Дети: Знайка.

Учитель: Вот вы и превратили Незнайку в Знайку.

Дети: В этом слове ошибка! Это имя, поэтому слово Знайка следует писать с большой буквы.

V. Рефлексия

Учитель: Давайте подведем итог нашего урока: что нового узнали? Что научились выполнять?

       

 .

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово и слог. Деление слов на слоги.

Урок русского языка в 1 классе (ФГОС) Выделены формируемые УУД....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»

Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать  понятие у  учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог. Деление слов на слоги"

УМК "Школа России", учебник В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого 1 класс....

Слово и слог. Деление слов на слоги

ЦЕЛЬ: выработать навык деления слов на слоги. Материал и оборудование к уроку: для учителя: интерактивное упражнение, карточки. для детей: учебник 1 класс, часть 2, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. ...