Главные вкладки

    Урок чтения в 1 классе по теме: Слог. Деление слов на слоги.
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Цудинович Ольга Владимировна

    На уроке обучающиеся знакомятся с понятием слог, учатся определять количество слогов в слове.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_obucheniya_gramote_slog.zip731.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок:  Обучение грамоте в 1 классе по системе Л.В. Занкова (№ 30)

    Тема: Слог. Деление слов на слоги.

    Цель: научить детей делить слова на слоги.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове;
    2. показать слогообразующую роль гласных;

    Развивающие:

    1. содействовать развитию фонематического слуха, речи, мышления;
    2. способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;
    3. повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения;

    Воспитательные:

    1. способствовать воспитанию интереса к чтению, трудолюбию;

    Планируемый результат:

    - повышение активности на уроках;

    - научить детей выделять слог и произносить слова по слогам, определять количество слогов в слове по гласным звукам;

    Оборудование:

    «Азбука» (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец);

    компьютер, проектор, доска.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

    Учитель:  Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

    Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    II. «Открытие» нового материала.

    Учитель: Весело работается в хорошей компании. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто у нас на уроке будет в гостях:

          В голубой огромной шляпе

          Хвастунишка и зазнайка,

          а зовут его …?

          Дети: Незнайка.

    На доску учитель вывешивает рисунок с изображением Незнайки.

    Учитель: Почему же его так зовут?

    Дети: Он ничего не знает.

    Учитель: Как вы думаете, а в школу он зачем пришёл?

    Дети: Чтобы что-то узнать.

              - Превратиться в Знайку.

              - Стать настоящим учеником.

    Учитель: Незнайка принёс с собой буквы.

    Учитель: Какое задание можно предложить, используя эти буквы?

    Дети: Составить слова.

            - Нельзя составить слова. Не хватает гласных букв.

    Дети просят учителя добавить буквы гласных. Учитель под диктовку класса добавляет буквы О, Ы, А. Дети составляют слова.

    Учитель: Давайте прочитаем получившиеся слова.

    Дети: Осы, мир, он, мы, смрн, носы, мама, Рома.

    Учитель: Что вы заметили?

    Дети: Я заметил лишнее слово: смрн.

            - Это вообще не слово. Это одни буквы, которые вы вначале нам дали. Их не надо было читать.

    Учитель: Предлагаю добавить гласные, тогда получатся слова: сыр, сом, сам (учитель записывает эти слова и следующие ). Норы, рана, рама.

    Дети: Мы опять делаем то же самое, только слова новые.

            - Как же их много получилось!

    Учитель: Молодцы! Вы действительно составили много слов. Подумайте, на какие две группы можно распределить.

    Дети: Слово- имя в одну группу, названия предметов в другую.

           - Можно распределить на длинные и короткие слова.

           - В первую группу слова с одной буквой гласного, во вторую- с двумя.

           - Я думаю так же. Распределить слова по количеству букв гласных.

       Каждый раз дети доказывают свой выбор и приводят примеры.

    Учитель: Ещё раз прочитайте слова и послушайте гласные звуки.

         

          Дети читают хором слова первой группы: он, сыр, сом, сам, мир, мы.

    Учитель: Что же происходит?

    Дети: При произношении мы гласный звук произносим свободно, без препятствий, на одном выдохе.

       Дети читают слова второй группы:

       Осы, носы, норы, мама, рана, рама, Рома.

       - Здесь два звука произносим свободно. Получается уже два выдоха.

    Учитель: Так какие слова мы можем поделить на части по их произношению?

         При выполнении практического задания выделяются две группы слов: которые можно распределить на части ( слоги ) и которые нельзя разделить.

    Учитель: Все ли слова поделили на части? Почему?

    Дети: Нет.

         - У меня не получилось. Наверное всё дело в гласных!

         - Я заметила, что слова с одной гласной состоят из одной части, а с двумя – из двух.

         - А если бы в слове было три гласных, то и частей, наверное, было бы три?

    Учитель: Представьте, что нам надо позвать нашу Полину. Позовите её!

    Дети: По - ли- на!

    Дальше зовут Диану, Галину, Илюшу, а затем так же произносят слова: машина, калина, дерево.

    Учитель: Сколько слышите частей в слове?

    Дети: Три.

    Учитель: А теперь представьте себя на стадионе. Вы болельщики. Давайте поддержим нашу хоккейную команду, вместе громко, чётко произнесём: «Шайбу!»

       Дети скандируют: Шай - бу! Шай- бу!

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a30c0-0a01-0180-0054-6169a3c2352b/view/

     Учитель: Сколько частей в слове?

    Дети: Две ( Некоторые ещё раз проверяют ).

    Учитель: Молодцы, ребята! А знаете ли вы, как называются эти части?

    Дети: Да это же слоги!

      Учитель: А почему учёные их так развали: слоги?

    Дети: Части соединили, сложили и получили слово.

    Учитель: Сравните значение слов: лежать, ложе, логово, слог.

    Дети: Я и не думала, что логово, где лежат! Значит, слоги

               лежат рядом в слове.

       - Мы правильно сказали: они составляют слово, складывают его.

    III. Физкультминутка.

    Дети гуляют под музыку в воображаемом лесу.

    Учитель: Вы - эхо. Если услышите в конце слова гласный звук – откликаетесь эхом. Если согласный – молчите. (трава, грибы, птицы, ручьи, эй, ау…)

    IV.  Промежуточное обобщение.

    Учитель. Незнайка доволен вашей работой! Ему интересно. Как вы думаете, что же он услышал и запомнил на уроке?

    Дети: Теперь он знает буквы.

             - Незнайка теперь знает, что звуки бывают гласные и согласные.

             - Он должен был запомнить, что нельзя составить слово из одних букв согласных.

             - Слова состоят из слогов.

             - Незнайка должен был запомнить, как определить количество слогов в слове: сколько гласных, столько и слогов.

             - Ещё надо произнести слово медленно или, наоборот, как на стадионе: сколько получится частей в слове, столько и слогов.

             Игра. Дети называют свои имена и определяют количество слогов. Выборочно учитель спрашивает способ определения слогов.

    V. Проблемная ситуация.

     

    Учитель: Ребята, вы назвали несколько способов, как можно определить слоги в словах. Как вы думаете, какой из них самый главный?

    Дети: Правильно произносить слово.

    Учитель: А это как – правильно?

    Дети: Медленно или…(затрудняется).

    Учитель: Резко.

    Дети: Да, резко.

          Учитель медленно произносит: Ра – а – а – к, затем скандирует: ра – к.  Возникает спор: одни ученики согласны с учителем, другие нет.

    Учитель: Как вы объясните разногласие между вами?

    Дети: Я согласна с вами, потому что мы весь урок говорили, что выдох – это слог. Здесь два выдоха – два слога.

          - А я не согласна! Главное, чтобы был гласный. А выдох – не главное.

    Учитель: Следующее задание, мне кажется, поможет нам разобраться, кто из нас прав.

         

            Пишет на доске слова: рыба, крот, забор, магазин.

    Учитель: Произнесите первое слово, разделяя его на слоги, докажите, что вы правы.

    Дети: Ры – ба (как бы зовёт). Два слога. Ры – ы – гласный [а]  , ба – а – гласный [а].

          - Кро – т (скандирует). Нет, (резко произносит ) крот.

    Учитель: Почему нет?

    Дети: Кр-о-от. Один гласный [о] .Я бы на стадионе кричал:

    «Крот! Крот!».

    Учитель: А как бы ты кричал «забор»? Помогите! Давайте все вместе!

    Дети: За-бор! За-бор. (Доказывают.) За-а – гласный  ,бо-ор – гласный [о].

       

          Так же анализируют слово «магазин». Приходят к выводу: чтобы определить слог, надо чётко произнести слово и проверить, во всех ли частях есть гласный.

    VI. Применение знаний и способов действий.

    Работа в паре:

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a30c8-0a01-0180-0063-99ae325090a0/view/

    Учитель: Определите, сколько слогов в имени нашего героя: Незнайка.

    Дети: Три слога, (как бы зовёт) Не- знай – ка. Не – е – гласный

              э, зна- а – й  - гласный [а] ,ка – а – гласный [а].Три гласных, точно три слога.

    Учитель: Уберите первый слог и прочитайте новое слово.

    Дети: Знайка.

    Учитель: Вот вы и превратили Незнайку в Знайку.

    Дети: В этом слове ошибка! Это имя, поэтому слово Знайка следует писать с большой буквы.

    V. Рефлексия

    Учитель: Давайте подведем итог нашего урока: что нового узнали? Что научились выполнять?

           

     .

                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Слово и слог. Деление слов на слоги.

    Урок русского языка в 1 классе (ФГОС) Выделены формируемые УУД....

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»

    Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать  понятие у  учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....

    Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

    Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

    Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

    Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

    Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог. Деление слов на слоги"

    УМК "Школа России", учебник В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого 1 класс....

    Слово и слог. Деление слов на слоги

    ЦЕЛЬ: выработать навык деления слов на слоги. Материал и оборудование к уроку: для учителя: интерактивное упражнение, карточки. для детей: учебник 1 класс, часть 2, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. ...