Помощница для уроков литературного чтения в начальной школе
статья по чтению на тему

Данный материал поможет ученикам выполнить более подробно и правильно анализ литературных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощница для уроков литературного чтения в начальной школе

 

Литературное чтение:

 

1.      Тема произведения – то, о чём в произведении говорится.

2.      Идея – основная мысль произведения, что именно хотел сказать автор.

3.      Жанр – это вид художественных произведений.

4.      Композиция – построение произведения.

5.      Сюжет – событие или ряд событий, изображённых в произведении.

6.      Герой (литературный) – персонаж, действующее лицо.

7.      Портрет – изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

8.      Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

9.      Монолог – речь одного человека в произведении.

10. Эпизод – это отрывок произведения, обладающий относительной законченностью.

11. Художественные выразительные средства – это приёмы, используемые автором для создания образа художественного произведения.

 

Виды художественных выразительных средств:

 

1.      Олицетворение  - изображение неживых предметов в виде живых существ.

Например:  ветер вышел, вьюга злилась, берёзки плакали.

2.      Метафора (перенос) – это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству.

Например: «Рожь, качаясь,                                                                  

Тянет в небо рыжие усы.                                            

Море, зеленеющего хлеба,

В бусинках росы…»

 

3.      Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются  союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно и др.

Например:  «И ветви золотистые,                                                        

Что кудри завила…»

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…»

 

4.      Эпитет – определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему; определение-эпитет отвечает на вопрос- какой?

Например: сахарные уста, белые рученьки, яблочное захолустье (предполагается глухое место с   яблоневыми садами).

«Месяц величаво поднялся на небо…»

 

5.      Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Например:  лиса - хитрость, заяц – трусливость, осёл – глупость и упрямство.

6.      Ирония –  это такой литературный приём, который характеризует того или иного человека в противоположном прямому смыслу. Выражение насмешки, но доброго характера.

7.      Юмор  – изображение героев в смешном виде. Смех помогает освободиться от всего дурного, недоброго.

Виды жанров:

Рассказ - небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

Повесть – это произведение, которое по охвату событий и героев больше, чем рассказ, но             меньше, чем роман.

Роман – большое произведение, где действует много героев,     жизнь изображается в развитии.

Басня – произведение поучительного характера, чаще всего в   стихах. Действующими лицами басни часто выступают    животные, предметы, в которых проявляются          человеческие качества.

Стихотворение – небольшое произведение в стихах.

Мифы – произведения, порожденные народной фантазией, в      которых люди объясняли различные явления природы.

Былины название своё получили от слов «быль», «было». В      них неизвестные авторы рассказывали о событиях,           которые действительно были: о сражениях с врагами, о   победах русских воинов. Но авторы многое      придумывали и сами. Герои русских былин – Илья             Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко,       Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич…

Сказка – занимательные рассказы о необыкновенных,      вымышленных событиях и приключениях.

О сказках

Сказки могут быть:

ü      народные;

ü      авторские (литературные).

Типы сказок:

ü      волшебные,

ü      о животных,

ü      бытовые.

Традиционные сказочные элементы.

ü      композиционный приём  (зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были старик со старухой…» и концовка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Я там был мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»),

ü      троекратный повтор (н-р: три девицы, три ночи герой выходит на дозор, три желания, три пути и др.),

ü      присущ вымысел,

ü      волшебство,

ü      сказочные превращения,

ü      испытания,

ü      сказочные слова и выражения,

ü      ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.

                            Настроение

 

бодрое                                                   беспокойное

волнующее                                            печальное

восторженное                                      боязливое

героическое                                         обиженное

ликующее                                              грустное

мечтательное                                      робкое

весёлое                                                 скорбное

выносливое                                          хвастливое

светлое                                                  бурное

сочувственное                                      мрачное

мудрое                                                   печальное

добродушное                                        загадочное

нежное                                                   скрытное

поучительное                                       таинственное

шутливое                                                насмешливое

задиристое                                            жуткое

заносчивое                                            капризное

прославленное                                    сердитое

тоскливое                                              сонное

торжествующее                                    сопереживание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...


 

Комментарии

Спасибо Вам огромное, за компактно-собранный и такой нужный ежедневно материал.