УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Красота и выразительность пушкинского стиха (А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цели урока: 1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.
2. Научить читать выразительно лирическое стихотворение.
3. Развивать детское воображение, обогатить словарный запас.
Задачи урока: - проанализировать с детьми поэтические образы, созданные А.С. Пушкиным в стихотворении «Опрятней модного паркета»: какое настроение они передают, какими средствами выразительности созданы;
- совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал;
- работать над выразительным чтением: рифмой, ритмом, мелодией; использовать музыкальные произведения с целью воссоздания образа зимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 8
г. Сафоново
УРОК
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(2-й класс)
Тема урока: Красота
и выразительность пушкинского стиха
(А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).
Провела: учитель начальных классов
Тишко Елена Николаевна
Цели урока: 1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.
2. Научить читать выразительно лирическое стихотворение.
3. Развивать детское воображение, обогатить словарный запас.
Задачи урока: - проанализировать с детьми поэтические образы, созданные А.С. Пушкиным в стихотворении «Опрятней модного паркета»: какое настроение они передают, какими средствами выразительности созданы;
- совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал;
- работать над выразительным чтением: рифмой, ритмом, мелодией; использовать музыкальные произведения с целью воссоздания образа зимы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(Звучит тихая музыка П.И. Чайковского).
Учитель: - Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. (Музыка).
Учитель: - А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.
- А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?
- Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).
В природе по-разному в разные годы происходит это явление: самое раннее – вначале ноября, самое позднее – во второй половине декабря.
В этом году наша встреча с первым снегом уже состоялась. О своих впечатлениях мы написали в сочинениях. Лучшие работы мне хотелось бы выделить и лучшие фрагменты зачитать.
(Учитель читает отрывки из сочинений детей, ученица читает стихотворение собственного сочинения, сопровождая это рисунками детей).
Я сегодня тоже приготовила для вас две картины, выполненные художниками. Посмотрите на них несколько секунд и продолжите предложения:
1. Глядя на эти картины, мне кажется …
(стоят ели-великаны, на полянке за ними старик-годовик, махнёт он рукавом первый раз…).
2. Глядя на эти картины, мне хочется…
(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).
- Однажды вот также гулял вдоль берега реки А.С. Пушкин, и родились у него следующие строки, послушайте их.
II. Первичное восприятие текста.
- Понравились ли вам эти строки? Какому времени года они посвящены? Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?
III. Самостоятельное чтение произведения.
- А теперь откроем учебник и прочитаем произведение про себя. Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа ума и сердца.
IV. Анализ произведения.
- Прочитай, Настя.
- К какому роду литературы относится это произведение? (на доске вывешивается памятка).
Дети: - Это лирика, так как выражены чувства поэта.
Учитель: - А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).
Дети читают несколько раз (жужжащее чтение).
- А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними.
- Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках?
Дети: - Образ речки.
- С чем поэт сравнивает гладь реки?
Дети: - С модным паркетом.
Что значит «опрятный паркет»?
Дети: - Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.
Учитель: - «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точный глагол. Найдите его (блистает).
- Что знает «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).
- Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается?
Дети: - На празднике.
- Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника. Обратимся к нашему вопросу, поставленному ранее:
- Какие чувства владели поэтом в этот момент?
Дети: - Радость, восхищение (карточки с этими словами вывешиваются на доске).
- Продолжит читать второй ряд, читай, Максим.
- Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом?
Дети: - Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками. Кто услышал их? (Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд).
- Давайте и мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма.
Физминутка.
- Раз – подняться на носки и улыбнуться,
Два – руки вверх и потянуться,
Три – согнуться-разогнуться,
Вправо-влево повернуться,
А теперь мы приседаем,
Потягиваемся, выдыхаем.
- О чём мог думать лирический герой, глядя на мальчишек? Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в этот момент?
Дети: - Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни.
Учитель: - Ай, да Александр Сергеевич! Всего четыре строчки, а мы уже почувствовали радость, восхищение, мы улыбнулись вместе с ним, и нахлынули добрые воспоминания. Как много поведал нам поэт! Какую фантазию разбудил!
- А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают?
Дети: - Торжественное.
- Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии. Чтобы подчеркнуть значимость этого события – появление первого снега, – Пушкин использует архаизмы («звездами падая на брег»).
- Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму). Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! Как хорошо!».
V. Работа с иллюстрацией.
- Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён на ней? Кто нашёл строки о гусе? Зачитайте.
- Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое).
- На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения).
- Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся. Нет здесь ни ярких метафор, ни неожиданных сравнений, но точность и яркость поэтического слова позволяет читателю многое представить, домыслить.
Учитель читает цитату на доске:
- О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись в который раз,
Вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз.
Д. Кугультинов.
- А что же мы читали сегодня? К какому жанру лирики относится это произведение? (лирическое стихотворение).
Вывешивается памятка.
VI. Выразительное чтение стихотворения.
- А теперь потренируемся читать это стихотворение выразительно. (Вывешивается памятка о рифмах, паузах).
Далее идёт практическая работа по расстановке пауз, логического ударения; учитель обращает внимание детей на знаки препинания.
VII. Итог урока.
- Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме? (подобрать частушки, песни о зиме, станцевать зимний танец, сравнить это стихотворение со стихами других поэтов с такой же темой, выучить стихотворение наизусть).
VIII. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение.А.Пушкин "Опрятней модного паркета"
Работа над стихотворение А.С.Пушкина по теме: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина". Создание условий для формирования полноценного восприятия художес...
Литературное чтение.А.Пушкин "Опрятней модного паркета"
Работа над стихотворение А.С.Пушкина по теме: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина". Создание условий для формирования полноценного восприятия художес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-212657-1361903103.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…». 3 класс
План- конспект урока по литературному чтению в 3 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770355-1458448158.jpg)
Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…»
Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-988904-1519636476.jpg)
Урок по пропаганде здорового образа жизни "Здоровым быть модно"
Пропаганда здорового образа жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-1303849-1621339407.jpg)
Конспект урока ИЗО "Красоту надо уметь замечать. Красота рыб" (1 класс, Школа России)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Красоту надо уметь замечать. Красота рыб»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о рыбах, их строение; формировани...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета... П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи".
Литературное чтение 3 класс, «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Технологическая карта, конспект урока, раздаточный материал....