литературно-методический анализ и конспект урока по сказке "Серая Шейка" Д.Н. Мамина-Сибиряка
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Степаненко Ирина Ивановна

В материале представлен полный литературно-методический анализ и конспект урока по сказке "Серая шейка" Д.Н. Мамина-Сибяряка по программе "Школа России", 2 класс. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

АлтГПА

Институт психологии и педагогики

Кафедра теории и методики начального образования

                  Контрольная работа

по курсу «Методика обучения русскому языку и  

                               литературе»

 Тема:  Сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка

                          «Серая Шейка»

                                                                               Выполнила: студентка 3 курса

                                                                               Группы  З 701  ПН

                                                                               факультета  начальных классов

                                                                               Степаненко Ирина

                                                                       

                                                           Проверила: Ирина  Витальевна                    

                                                                                                         Фёдорова

                                            Барнаул 2013

  1. Место   изучаемого произведения в системе литературного чтения авторской системы.

Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» изучается по образовательной программе  РО  Л.В. Занкова в 8-й главе,  тема «Мир нуждается в нашей защите» (10ч.)

Сказка изучается  в  3 классе. Учебник  В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова  Литературное чтение,  в 2-х частях – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»,2010г.

На изучение произведения отводится четыре часа.

 Тема уроков: «Особый почерк автора»

 Цель:  При изучении сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника - писателя.

Это второй урок по знакомству с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка. На предыдущем уроке учащиеся познакомились с биографией автора и его сказкой «Серая Шейка».

Тема: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамин-Сибиряка «Серая Шейка». II часть

Цель: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной работе;

Оборудование урока:

  • Учебник по чтению В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова  Литературное чтение      – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»,2010г.
  • мультимедийная презентация;
  •  компьютер, мультимедиапроектор;
  • выставка книг Мамина-Сибиряка Д.Н. ,портрет писателя;
  • запись песни в исполнении Вероники Долиной «Серая Шейка»;
  • опора для целеполагания и для словарных слов;
  • таблица Шульте;
  • магниты, шифровка слова СКАЗКА, запись ключа шифровки.

  

2. Материал для знакомства детей с биографией Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка

 

   Для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка я выбираю рассказ учителя с элементами беседы. Рассказ учителя - для знакомства с биографией автора, в рассказ включаю элементы беседы, т.к. учащиеся уже знакомы с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка, изученными во 2 классе. Этот материал я выбрала, так как он доступен для понимания учащихся, лёгок для усвоения. Текст осуществляет межпредметную связь с историей, поднимает социальные вопросы. Знакомство с биографией автора способствует лучшему пониманию детьми тематики произведений автора. Познакомить с биографией писателя целесообразно при помощи мультимедийной презентации (приложение № 2).

Мамин-Сибиряк – это псевдоним писателя настоящая фамилия Мамин. Родился русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк в 1852 году на Урале, в заводском посёлке Висимо-Шайтан,  в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.  Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. С ними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто – нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют "певцом Урала", открывшим целую область, ранее неизвестную. "Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно... " - говорил он. В детстве и юности Мамин-Сибиряк немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. За свою жизнь он написал более 150 произведений для детей: повестей и очерков, рассказов и сказок. В 1892 году выходит его сборник для детей “Алёнушкины сказки”, в который вошла и сказка «Серая Шейка».  Автор признавался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.

15 ноября 1912 года, после обострения болезни, Дмитрий Ниркисович Мамин-Сибиряк скончался. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1956 году прах писателя перенесли на Волковское кладбище.

Интересные факты из жизни Мамина-Сибиряка

  • В 2002 году была учреждена Премия имени Д. Н. Мамина-Сибиряка. Вручается авторам за произведения об Урале.
  • Мамин-Сибиряк коллекционировал фамилии.
  1. Литературно – методический анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

   Сказка "Серая шейка" - это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере.

Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка относится к жанру литературная сказка про животных, это большое по объёму произведение, в нём четыре части, на изучение сказки отводится 4 часа.  Главными героями  являются животные: старая Утка, Селезень, Серая шейка, Лиса, Заяц, в котором изображаются характеры героев.

Аллегория и антропоморфизм сказки Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам.

 Старая Утка добрая, заботливая, сопереживает дочери, но ничем не может ей помочь:

- Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну, - повторяла Утка со слезами. - Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна... Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть... Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку! Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе...

- Если бы можно было тебя перенести на теплый ключ, что и зимой не замерзает, - совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда... Впрочем, что же и говорить-то попусту, все равно нам не перенести тебя туда!

 Селезень равнодушный эгоист:

- Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, он тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замерзнет, - жаль, конечно, а все-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи серьезно. Селезень про себя жалел жену, но не понимал в полной мере ее материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимой.

Заяц трусливый,  добрый:

- Ах, как ты меня напугала, глупая! - проговорил Заяц, немного успокоившись. - Душа в пятки ушла... И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки давно улетели...

- Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой...

- Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается... Ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает...

- Ах, какая бессовестная эта Лиса... Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса...

 Лиса хитрая и ценичная:

- А, старая знакомая, здравствуй! - ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. - Давненько не видались... Поздравляю с зимой…

- Соскучилась я по тебе, уточка... Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива...

- Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем... Выходи лучше сама.

Серая Шейка слабая, беззащитная, но в тоже время самоотверженная,  терпеливая, умеющая любить:

Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло еще весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утенка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным…

- Я буду все время думать о вас... - повторяла бедная Серая Шейка. - Все буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам? Все равно и будет, точно и я с вами вместе…

Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла все…

Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, - это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло…

 Добродушный старичок Акинтич друг и защитник природы:

- Ах, глупая, глупая... Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест! Да...

Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:

- А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая...

Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. А старухе я ничего не скажу, - соображал он, направляясь домой. - Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются...

Это гуманистическое произведение, в котором органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказки связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей.

В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события. Основное средство, которым пользуется автор при создании сказки, - это олицетворение.

Например,

- А другие дети? – спросил Селезень.

- Те здоровы, обойдутся и без меня  -  ответила старая Утка.

- Неужели вся река замерзнет? - думала Серая Шейка с ужасом...

- Дедушка, Лиса убежала, - объяснила Серая Шейка.

- Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе... Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел... А ты, глупая, зачем тут плаваешь?

- А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено...

Мамин-Сибиряк тщательно продумал структуру сказки. В ней невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом.

 Например, эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведения помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к природе.

 Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания.

"Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом".

Кроме того язык произведения достаточно прост и доступен. Присутствует большое количество эпитетов и сравнений.

Например,

Наступил и роковой день… 

Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу…

Автор использует просторечие:

- Ах, лукавцы! - рассердился старичок. А вы сигать...

-А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется... Тоже своя сноровка везде надобна, а без снасти и клопа не убьешь.

Автор использует разные изобразительно-выразительные средства, что  делает сказку  эмоциональной, позволяет передать всё многообразие чувств от осуждения и удивления до восхищения. Подчеркивает своеобразный смысл сказки,  Мамин-Сибиряк  стремиться,  не только привить любовь к родному краю, но и добиться того, чтобы читатели становились его защитниками. Он затронул нравственные стороны жизни людей.  Сказка  Мамина-Сибиряка помогает воспитать лучшие гуманистические качества у детей на нелегком пути подлинного обновления нашей жизни. 

  1. Вопросы и задания для всех видов анализа художественного произведения с детьми

                                Анализ развития действия.

   В основе этого вида анализа лежит работа над сюжетом и его элементами – эпизодами, главами. При этом задача учителя – найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь с целым. При проведении этого анализа важно помнить, что в работе над эпизодом нужно стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее и ярче была воспроизведена картина, нарисованная писателем. И только опираясь на «внутреннее видение», следует отыскивать связи между поступками и характером, событиями и смыслом произведения.

   Плодотворен бывает анализ, который начинается с ключевой (кульминационной) сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста  имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), так как они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения.

   Примеры вопросов и заданий этого вида:

  Что, где, когда произошло?

 Почему так получилось?

Как поступил при этом герой?  Как это его характеризует?

А что произошло вследствие этого?

 Можно ли было этого избежать?

Почему все-таки   так получилось? Кто виноват в этом? и т.п.

Вопросы:

- Что привело всех птиц в большую тревогу?

- К чему готовились птитцы?

-Как птицы готовились к перелёту?

- В какой ситуации оказалась Серая  Шейка?

- Кто вэтом виноват?

- Одинаково ли родители относятся к своей дочери? Как это их характеризует?

- Как вела себя старая Утка ввиду близившейся разлуки?

- А что произошло вследствии этого?

- Какие испытания ждали Серую Шейку зимой на реке?

- Можно ли было этого избежать?

- Кто поддерживал Серую Шейку в трудное время? Как это его характеризует?

- Кто представлял главную опасность для уточки? Почему?

- Почему старичок Акинтич забрал Серую Шейку домой? Как это его характеризует?

Задания:

1. Составление плана по частям сказки.

Составьте план сказки, озаглавьте каждую часть.

 1) Утиная семья.

 2) Отлёт птиц.

 3) Опасности зимовья.

 4) Серая Шейка спасена.

2.  По вопросам восстановите последовательность событий и найдите  

    пропущенные эпизоды.

  • Над чем размышляла старая Утка?
  • Любил ли Селезень Серую Шейку?
  • Почему Серая Шейка не обижалась на птиц?
  • О чём думала уточка?
  • Почему Серая Шейка и Заяц подружились?

3. Составление и работа по цитатному плану.

- Составьте цитатный план текста.

-  Определите последовательность плана.

  • «Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло…»
  • «Первыми тронулись болотные птицы…»
  • «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса…»
  • «Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху…»

4.  Послушайте пересказ. Сравните исходный текст и мой пересказ. Подумайте, что изменилось, исправьте.

Стилистический анализ.

   Стилистический (языковой) анализ – это прежде всего анализ использования автором языковых средств в художественно организованной речи. Сложность работы над словом в контексте художественного образа заключается в том, что оно отличается  многозначностью. Поэтому, по мнению известного методиста Н.Ф.Бунакова, толковаться должны не слова, а образы, из этих слов созданные. Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства  писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны.

   После выделения слова или выражения осознаётся их роль в тексте, т.е. определяется, какие чувства (мысли) заключены в них (Почему писатель так назвал…? О чём это говорит? Какое чувство испытывает писатель, наблюдая картину…?).

     Можно провести небольшой стилистический эксперимент по замене авторского слова синонимом.

 Сделать это помогут вопросы типа:

Как можно сказать по-другому?  А как лучше?  Почему?

   Для лучшего понимания переносных значений слов необходима работа над метафорами, сравнениями.

В этом помогут вопросы типа:

Что с чем сравнивает автор? Почему он сравнивает с ….? Какую мысль (чувство) автор стремиться усилить с помощью этого сравнения?

Вопросы:

- К какому жанру принадлежит это произведение?

- Какие литературные приемы использует автор в сказке? Подтвердите примерами.

- Какие предложения по цели высказывания преобладают в тексте?

- Какое значение в тексте имеет знак многоточие?
- Какие слова в тексте показывают смену настроения Серой Шейки?

- Какие чувства и мысли вызывает это выражение «У старой Утки изболелось все сердце, глядя на бедную Серую Шейку.»

Задания:

  1. Объясните значение выражения:

 «- И куда эта мелочь торопится! - ворчал старый Селезень, не любивший себя беспокоить»? «Живут душа в душу…»

2. Объясните  значение слов «чужие хлопоты», «опасность была на носу».

    Подберите к этим словам синонимы.

3.Наидите слова, которые помогают ярко представить, что утиная стая была очень большой. ( Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке... Утиный косяк сбился из трехсот штук.)

4.А чём говорит нам выражение: « Отцы заботятся о детях, а тебе - хоть трава не расти!..», «- Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются...»

5.Найдите выражения, которые использует автор, чтобы показать тревогу, отчаяние Серой Шейки, связанные с прихожом зимы? ( «Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени…», «думала Серая Шейка с ужасом…»)

6.Найдите слова- краски, помогающие нарисовать картину поздней осени в природе.

«…от инея пожелтели березки и покраснели осины; вода в реке потемнела; от которого пожелтела трава…»  

7.Прочьтите предложение, записанное на доске, сравните его с авторским. Что изменилось? Что произошло с предложением?

- И зачем ты плаваешь здесь?

- И зачем ты толчешься здесь? (авторское)

Анализ художественных образов.

   В силу того, что основной элемент художественной литературы – образ, а для  эпического произведения основные образы  - это действующие лица, пейзаж, интерьер, анализ художественного произведения – это работа не только над словом, сколько над образами в их взаимодействии.

   В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, то есть нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.

   Приёмы, помогающие организовать работу над характеристикой персонажа:

  • Учитель называет качества персонажей (или описывает пейзаж) и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие.
  • Детям предлагается самостоятельно  назвать свойства  характера героя.
  • Учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста.
  • Совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль  этой оценки в характеристике персонажа.

   К сказке  Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» я выбираю анализ художественных образов, потому что основные образы – это действующие лица: старая Утка, Селезень, Серая Шейка, Лиса, Заяц, старичок. Моя задача помочь  детям  понять смысл каждого образа, его нагрузку в произведении вцелом, а также взаимодействие образов.

Вопросы к тексту:

- Кто рассказывает историю про уточку? (герои или автор)

- А почему вы так думаете? Докажите словами из текста.

– Почему слова  старая Утка, Селезень, Серая Шейка, Лиса, Заяц написаны с большой буквы?

 - Как ведет себя Утка, по отношению к Серой Шейке?

(Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).

- А Селезень?

(Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.)

- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных  жизненных позиции?

-Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню?

(Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.

Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил порассуждать  и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то  «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».)

- Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке?

- На самом ли деле Селезень умный?

 (Он прикрывает своё равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что не нужно вмешиваться в чужую жизнь)

- Как понимаете смысл пословиц? Характеризуют ли они позицию Селезня?

Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был                      

Моя хата с краю – ничего не знаю

- Кого автору больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?

- А кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?

-  Вам понравился Акинтич? Какой это человек?

(Добродушный.  Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота).

Задания:

1. Найдите в тексте описание жизни Серой Шейки после отлета стаи? (выборочное чтение гл.3)

(Действительно, Серая Шейка жила в постоянном страхе и не могла наслаждаться жизнью.)

2. Прочитайте какими словами заканчиваются первые 3 главы этой сказки?

- Какую судьбу Серой Шейке предсказывает автор.

1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою».  – Селезень

2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка.

3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц

( Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.)

3. Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. Найдите описание в тексте и зачитайте. Как через описание природы автор показывает переживания главной героини.

«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко, жутко) Большая река и маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст!

«…берега оголились…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? ( в камыши) Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна.

«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Серая Шейка плачет, её мама-утка.

4. Перечитайте моменты, описывающие переживания матери и её действия по отношению к Серой Шейке.

5. Перечитайте первые два абзаца в 1 части.

 Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы?

( Отметил детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)

5.Возможные виды работ по воспроизведению текста в речи учащихся

Среди возможных видов работ по воспроизведению текста данной сказки в речи учащихся можно назвать выборочный, краткий или творческий  пересказ от лица главного героя, рассказ о главном герое, составление диафильма, словесное рисование, составление плана, чтение по ролям и драматизация т.к. в основе сказки лежит повествовательно-описательная структура. Все названные виды работ в 3 классе уже могут использоваться согласно программе. В 3 классе учащиеся уже овладевают навыками словесного рисования,  разных видов пересказа, совершенствуют навыки в составлении  плана произведения, учатся составлять рассказы о действующих лицах диафильма.

   Все названные виды работ носят творческий характер, они будут наиболее интересны детям. Воспроизводя, таким образом, текст сказки в своей речи, учащиеся смогут лучше осмыслить её содержание, определить идею произведения.

    Наиболее эффективным видом работы по воспроизведению текста в речи является выборочный или творческий пересказ от лица главного героя и составление плана, а также чтение по ролям.

Очень эффективным и интересным видом работ является составление диафильма, т.к. в сказке много последовательно сменяющихся событий, сопровождающихся описанием природы, что и составит основу содержания кадров даифильма (словесного).

план или поработать с готовым.

   Для данной сказки уместен и такой вид работы, как рассказ о главном герое, которым здесь является Серая Щейка. Такая работа поможет учащимся раскрыть содержание образа главной героини,  его значения: её характера, мотивы её поступков, её отношение к другим героям, а также выведет на осмысление идеи всего произведения.

    Одним из наиболее целесообразных и интересных видов работ является словесное рисование, т.к. в данной сказке идет динамичная смена событий, а также присутствуют картины природы, создавая которые автор использует самые разнообразные выразительные средства. Всё это создаёт материал для словесного рисования. Которое поможет учащимся выйти на понимание значения созданных автором образов, более ярко и подробно представить их себе. А также понять значение используемых автором средств выразительности и приемов.

     6. Последовательность выбранных видов чтения и анализа произведения.

Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» предлагается для изучения в 3 классе. На этапе первичного восприятия  сказка должна быть прочита по книге, т.к. она авторская и будет уместно ознакомительное чтение по частям вслух или самостоятельное чтение текста детьми про себя, чтение вполголоса в парах, так как в конце 2 класса эти навыки чтения закрепляются и совершенствуются.

   Наиболее подходящим видм анализасказки будет анализ художественных образов, образы-персонажи. И лучше, чтобы эти образы анализировались в развитии, т.к. в сказке они последовательно сменяют друг друга.

   На этапе вторичного чтения учащиеся будут читать про себя, но чтение будет поисковым. Учащиеся будут читать, отбирая информацию из текста сказки в соответствии с главной задачей анализа – выделить описания образов героев.

7.  Упражнения в совершенствовании навыка чтения

   Согласно программе, в 3 классе большинство учащихся уже владеют навыками осознанного, правильного, выразительного чтения, со скоростью 50-70-80 слов в минуту.

  Для закрепления этих навыков у одних учащихся и совершенствования у других можно использовать следующие упражнения.

На правильность чтения.

Цель: развивать внимание к слову, его правильное восприятие; расширить поле чтения.

1. Прочитай слова сначала по слогам, затем целыми словами.

ста-но-вит-ся – становится

о-ка-зы-ва-лось – оказывалось

о-ди-не-шень-ка - одинешенька

2.Прочитай слова, что в них общего?

Лес – леса – перелески

Берег – берега – прибрежный

Цель: развивать внимание учащихся к звуковому составу слова, совершенствовать дикцию.

1.Прочитай слова. Какие звуки повторяются?

Шейка – утешение – скучаешь

Ужас – уж – должна

2.Прочитай предложение, четко произнося звуки. Какие звуки наиболее часто встречаются?

Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду.

Цель: развитие языковой догадки, скорости чтения.

1.Читай быстро.

Снег пер…

Месяц яс…

Ночи звёзд…

Лес тём…

Полынья шир…

На сознательность чтения.

Цель: развивать сознательность чтения, умения размышлять над значением отдельных слов и выражений, определять их смысл и умения выразить его в собственных словах.

1.  Объясни значение слов:

 - приковылял Заяц

- Лиса убралась

Подберите к этим словам синонимы.

2.Объясни смысл выражения  «Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом

3.Прочитай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.

1) Что же я теперь буду делать, а?

2) Что же я теперь буду делать, а?

3) Что же я теперь буду делать, а?

4) Что же я теперь буду делать, а?

От того, какое слово выделяется голосом, зависит смысл сказанного.

Данное упражнение можно использовать на этапе  вторичного чтения текста.

4. Найди ошибки, исправь, прочитай правильно.

 Мыло в мешке не утаишь.

Правда глаза полет.

Обман к бобру не приведет.

Данное упражнение используются на этапе  подготовки к восприятию текста (речевая разминка).

Цель: развитие антиципации на основе понимания смысла предложения.

1.Вставь в предложение вместо пропусков подходящие по смыслу слова.

Первый осенний… , от которого пожелтела трава, привел всех птиц в … тревогу. Все начали … в далекий путь, и все имели такой серьезный, … вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст. Сколько бедных … дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей, - вообще было о чем серьезно ...

На беглость чтения.

Цель: развивать темп чтения вслух, умение ориентироваться в тексте.

1.  Дети читают текст сказки, начиная с первого предложения, в пол голоса. По сигналу учителя (колокольчик) ребята переходят на чтение в максимально ускоренном режиме. На чтение в каждом темпе отводится 15-20 секунд.

Данное упражнение можно использовать на этапе  вторичного чтения текста.

2. Приготовьте быстрое чтение скороговорки.

   Стоит воз овса. Возле воза овца.

3.Читай быстро слова перевёртыши.

Дед, боб, заказ, шалаш, казак.

Данное упражнение можно использовать на этапе  подготовки к восприятию текста (речевая разминка).

Цель: развивать скорость чтения про себя.

4. У каждого учащегося отрывок из сказки. Учитель называет слова, с которых учащиеся должны начать и закончить чтение, даёт 3 секунды на ориентировку и засекает время. По команде учителя дети начинают читать про себя в быстром темпе. Ученик, прочитавший отрывок, поднимает руку. Учитель фиксирует время и может получить показатели скорости чтения для каждого ученика отдельно.

Данное упражнение можно использовать на этапе  вторичного чтения текста.

На выразительность чтения

 Цель: обеспечить понимание важности интонации для  передачи смысла высказывания.

1.   Прочитайте отрывок с разной интонацией, выражая досаду,  злость, радость.

  - Ты посмотри на других-то, лентяй! Вон наши соседи, гуси или лебеди, - любо на них посмотреть. Живут душа в душу... Небось лебедь или гусь не бросит своего гнезда и всегда впереди выводка. Да, да... А тебе до детей и дела нет. Только и думаешь о себе, чтобы набить зоб. Лентяй, одним словом... Смотреть-то на тебя даже противно!

Данное упражнение можно использовать вторичного чтения текста.

На одном уроке литературного чтения  все виды упражнений использовать невозможно. Данные виды можно использовать на серии уроков.       

8.  Текст для выразительного чтения.

/ - короткая пауза

// - длинная пауза

___  - логическое ударение

\ - повышение голоса

\ - понижение голоса

П - психологическая пауза

 - \А, старая знакомая, \здравствуй! /- ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу.// - Давненько не видались../. Поздравляю с зимой. //

-\ Уходи,\ пожалуйста,/ \я совсем не хочу\ с тобой разговаривать,/ - ответила Серая Шейка.//

-\ Это за мою-то\ ласку!//\ Хороша же ты,\ нечего сказать\!.//. А впрочем,/ про меня много лишнего говорят.// Сами наделают что-нибудь,/ а потом на меня и свалят...// Пока /- до свидания! //

Перед выразительным чтением учащимися проводится подготовительная работа:

1. Определение темпа, ритма, тона чтения отрывка;

2. Расстановка пауз;

3. Расстановка логического ударения;

4.Определение мелодики голоса;

5. Тренировка в выразительном чтении.

9. Контроль и самоконтроль.

    Контроль и самоконтроль  можно организовать следующим образом:

  1.  Чтение с пометками (технология критического мышления).  

Учащиеся во время чтения помечают карандашом в тексте, используя знаки:

  • ! – я уже знал эти сведения;
  • + - это мне прибавило знаний;
  • ? – это я не понял или  у меня возник вопрос;
    v - я думал иначе.

После работы над текстом идёт обсуждение в парах, затем в малых группах, если остаются вопросы после обсуждения в группах, то они выносятся на общее обсуждение. Практика показывает, что чтение с пометками учит осознанно подходить к изучению темы.

Этот вид самоконтроля можно использовать на этапе первичного восприятия текста при самостоятельном прочтении.

2.     Для проверки осознанности чтения, понимания сказки уместно провести беседу с вопросами по содержанию.

- Понравилась ли сказка? Что особенно понравилось?

- Где и когда происходили события, описанные в сказке?

- Почему Серая Шейка осталась зимовать на реке?

- Как стая уток двинулась в путь?

- О чем думала Серая Шейка?

- С кем подружилась уточка на реке?

- Чего боялась Серая Шейка?

- Кто спас Серую Шейку?

- Какой фрагмент сказки вам показался самым веселым, неожиданным, грустным, тревожным?

- Почему было смешно, грустно?

- Какого героя и когда вам было жалко?

Этот вид контроля используется после первичного восприятия текста, на этапе проверки первичного восприятия текста. По ответам учащихся учитель может судить о том, насколько осознанным было чтение.

3.      Чтение про себя законченной части.

- Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.

После прочтения части сказки, учащиеся задают вопросы, которые у них возникли в ходе чтения.

Этот вид контроля используется при повторном чтении текста и показывает прочитан ли отрывок  учащимся и насколько внимательно.

  1. Для  проверки выразительности чтения можно использовать конкурс чтения  – выразительное чтение диалога героев сказки.

Этот вид используется при повторном чтении текста. По итогам конкурса определяется пара, которая наиболее точно показала и передала своим чтением особенности характера, разговора действующих лиц диалога.

  1. Ученик читает 1-2 абзаца текста своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает все допустимые ошибки; затем учащиеся меняются ролями.
  2. Один из учеников читает вслух текст до первой ошибки, ошибку совместно исправляют, и чтение продолжает другой ученик (также до первой ошибки).

11. Список литературы

  1. Методика обучения чтению: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений/ Т. П. Сальникова –М: Сфера, 2001.
  2. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высшых педагогических учебных заведений/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.,2000.
  3. Методические рекомендации по литературному чтению « Любимые страницы» 3 класс /О. В. Кубасова – Ассоциация XXI век, 2006.
  4. Учебно – методический комплект для четырёхлетней начальной школы РО Л.В. Занкова,  Самара, 2003.

                                                

                                

Коспект  урока

Тема:  «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке

Д.Н.Мамин-Сибиряка «Серая Шейка». II часть

Класс  3 кл

Тема: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамин-Сибиряка «Серая Шейка». II часть

Цель: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные: развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной работе;

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, презентация, выставка книг Мамина-Сибиряка Д.Н., портрет писателя, запись песни в исполнении Вероники Долиной «Серая Шейка», опора для целеполагания и для словарных слов, таблица Шульте, магниты, шифровка слова СКАЗКА, запись ключа шифровки.

Этапы урока,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг. Момент.

Психологический настрой

Задача:

Снять эмоциональное напряжение

-Здравствуйте. Садитесь.

Сегодня замечательная погода, у всех отличное настроение. А что ещё нужно, для того чтобы вновь отправиться в волшебный мир сказки?

Учащиеся приветствуют учителя.

2.Читательская пятиминутка. Задача: настроить учащихся на рабочий лад, организовать их активную деятельность.

1)Дыхательная гимнастика.

2)Упражне-ние для глаз

Задача: Таблица Шульте для развития
периферического зрительного восприятия, для быстроты чтения.

3) Упражнения для развития выразительности чтения

– Начнем урок с разминки.

А

У

Ы

Э

Е

Ы

Э

У

           

                                                   

– Сегодня на уроке  встретятся упражнения,  требующие  активности глаз и внимания.

– Подготовим глазки – стараясь смотреть только на центральный квадрат, отыщите числа  от 1 до 25.

Учитель организует работу с пословицей «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха».

– Когда так говорят?

2

14

5

11

7

18

17

15

22

3

6

23

4

19

20

13

25

16

10

9

1

24

12

21

8

считают  по порядку числа в таблице, кто посчитал, садится

Учащиеся читают пословицу с разной интонацией, объясняют её смысл.

3.Актуализация опорных

знаний.

Задача: 

Актуализировать знания учащихся;

подготовить к эмоциональному восприятию произведения

1)Работа с шифров-кой слова СКАЗКА

Задача:

Развивать аналитико-синтетической деятельность.

2)Подготов-ка к активной познавательной деятельности

–  Какое слово зашифровано в  таблице? Прочитайте ключ к шифру.

1

2

3

А

к

ш

а

Б

п

а

д

В

к

с

з

 

- Как называются сказки, которые сочинил народ?

-А, которые сочинили поэты и писатели?

– С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?

- Она авторская или народная?
– Кто написал её?

Слайд 2

Что вы узнали о нём?

 (При затруднении учитель задает вопросы: Где родился? В какой семье? В каких учебных заведениях учился? Почему начал  писать сказки?)

- Как назывался сборник его сказок?

Слайд 3

-Сколько произведений туда вошло? (16)

В том числе в этот сборник вошла и сказка «Серая Шейка».

Читают ключ. (В2, А1, Б2, В3, А1, А3)  Отгадывают слово «сказка».

           

(народные)

(авторские) (литературные)

(“Серая шейка”)

(авторская)

(Д.Н. Мамин-Сибиряк)

«Аленушкины сказки»

3)Проверка д/з.

Характеристика героев.

- Кто герой сказки «Серая Шейка»?

-Серая шейка была взрослой уткой или утенком?

- Что с ней случилось?

- У каждого живого существа есть родители.  Как называются родители утёнка?

Слайд  4

Одинаково ли они относятся к своей дочери?

 Дома вы готовили характеристику этим героям.

- Кто хочет охарактеризовать Утку? Селезня?

– На чьей стороне автор?

- Какая позиция близка вам?


- Чья позиция обывательская?

Вспомните, кто такой обыватель?

Герой сказки «Серая Шейка». Героиня – Уточка.

Утенком.

Лиса перекусила крыло.

Она стала калекой. Не могла летать.

Утка и Селезень.

Нет, по-разному.

Дают характеристику Утке и Селезню.

-Я думаю, что автор на стороне Серой шейки.

-Позиция обывателя у Селезня, он не хочет расстраиваться. -Считает, что беспокоиться, если помочь нельзя.

4.Сообщение темы.

Задача: определить содержание урока, объект деятельности.

-Кто хочет прочитать тему урока?

Слайд  5

- Как понимаете «внутреннее состояние»?

- А как понять «взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя»?

-Ученица читает по слайду тему урока

-Это значит, что она думает, о чем-то переживает.

–А я думаю, что это то, что чувствует уточка.

-Это если плохая погода, то и настроения нет.

-Если холодно, то и играть не хочется.

5.Постановка цели урока.

Задача: сформулировать задачу работы на уроке, определить вид работы и её направление.

 

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Итог подводит учитель.

- Правильно, мы познакомимся с содержанием II части, узнаем о мыслях, о настроении, чувствах Серой Шейки, а также о том, как наступает холодная зима.

Раскроем загадки писателя, поймём автора, в чем  особенность его замысла.

-Как? ( прочитаем, о чем он написал, проследим какие художественные приемы использовал автор, как он описал природу, какие герои в тексте, как он относится к этим героям, к происходящему)

-Я должен познакомиться со II частью сказки.

-Я  узнаю о мыслях, чувствах Серой Шейки и о том, как это связано с природой.

-Я должен разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини через описание природы.

-Я буду развивать свою речь.

6.Первичное восприятие.

Задача: создать условия для полноценного (эмоционального) восприятия текста.

-С чего начнем знакомство?

Художественное чтение-исполнение учителем.

С чтения.

 Восприятие текста на слух

7.Проверка первичного восприятия.

Задача: выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить понимание общего содержания.

- О чем рассказала 2 часть?

- Какова основная мысль?

- Как озаглавите?

-Серая Шейка осталась одна.

–Главная мысль в том, что ей очень тяжело было расстаться.

-Отлёт птиц.

8. Вторичное восприятие.

Задача: 

формировать навык смыслового чтения текста; отобрать необходимый материал для работы над сказкой, найти новые непонятные  слова

1).Словарная работа.

Задача:

Уточнить и расширить читательский кругозор.

Работа с опорой со знаково-символическим изображением

Физминутка.

Задача: снять умственное напряжение, физическую усталость

2)Работа над чтением

трудных слов.

Задача:

Развивать внимательность, правильность и осознанность чтения.

Работа со слоговыми таблицами разной структуры

 

-С какой целью будем читать?

-Кто желает читать?

- Встретились ли вам  слова, которые нуждаются в пояснении?

-Предполагая, что эти слова  будут непонятны, я выписала их на слайд. Слайд  6

-Где можно узнать значения непонятных слов?

- Спросим у ребят.

-Давайте сравним толкование   по слайду.

 Слайд  7

Ключик - (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник
Поросль - молодые побеги растений.

Курлыкали - о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».

Бывалые - опытные, много видавшие и испытавший.

Косяк - стая рыб, птиц.

Роковой день - неизбежный, в данном случае, для Серой Шейки. Рок- понятие греческой мифологии - означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

- А почему слово «косяк» по-разному толкуете?

-Подберите синоним к слову курлыкали.

На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присядем,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь. 

Слайд  8

– Прочитайте слова, которые нам встретятся при чтении.

БЛИ
УД
С
НА
УТ
РО

УНО

ЗИВ
ВО
ЛЮБО
ЧИ
РЕН
НЯВ

СИВ

ШЕЙ
ЕН
ПЫТ
НАВ
НИ

ШИ  

ШУЮ    

СЯ

НАЯ
СТВОМ
ШЕЙ

КОВ

МИ

СЯ

-Для того, чтобы разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини через описание природы.

Чтение учащимися вслух по абзацам.

Называют слова.

Вспомнить самому. Спросить у одноклассников.              Посмотреть в словаре.                         В интернете посмотреть.

Поясняют значение слов.

При затруднении обращаются к толковому словарю (роковой день), который лежит  на парте.

-

-Не все слова так толковали. -Слово бывалый не так поясняли.

-Слово «косяк» не так поясняли.

- Слово косяк многозначное, поэтому и по-разному толковали

-Кричали.

Повторяют движения за учителем.

Читают

1) по одному;

2)по цепочке;

3)дуэтом.

9.Основная работа

1)Художественный анализ.

Работа в парах. Задача:

Открытие духовных смыслов.

Определение собственного отношения к прочитанному

1)Внутреннее состояние Серой Шейки.

2)Слушание песни «Серая шейка»

Итог подводит учитель

-Давайте опишем внутреннее состояние Серой Шейки.

Работаем в парах. Как покажете готовность?

-Какое настроение, какие чувства испытывает Серая Шейка и почему?

Обратитесь к   ПОМОГАЛКЕ «Черты характера», «Чувства, настроения».

Слайд  9

Понять, почему же Серая Шейка пришла к страшной мысли о том, что уж лучше бы её съела Лиса, нам поможет  песня.

 Можете лечь на парты и послушать.

- Так почему же  она пришла  к такому страшному выводу?

Слайд  10

(Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима)

-Готовность к ответу сигнал – поднятые вверх руки.

Заслушиваются ответы детей. Ответ одного ученика из пары дополняет другой.

Прослушивают запись.

Ответы детей.

2)Описание природы

Задача:

-Развивать связную речи.

Включение задания с опорой на несколько анализаторов.

Определение роли пейзажа в произведении.

Определение авторского отношения к прочитанному

Теперь давайте обратимся к описанию природы.

Найдите этот отрывок.

–Какими словами начинается отрывок? Какими заканчивается?

-Кто хочет прочитать?

Читаем со словом СТОП.

Учитель говорит СТОП, после прочтения слова, которое нужно подчеркнуть.

-Итак, какие слова оказались подчеркнутыми?

Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.

Обратимся к тексту.

«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?

Большая река и  маленькая серая шейка одна.

-Какое средство художественной изобразительности использует автор?

-Что сказано о берегах?

«…берега оголились…» – она одна. Куда  прячутся утки в случае опасности?

-Есть где спрятаться Серой Шейке?

Получается, она беззащитна.

 -Что сказано о дожде?

Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?  

Слайд 11

- А теперь скажите, с  какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.

Автор сам подводит итог.

«Вообще, хорошего было мало…»

 Автор хороший психолог? Вспомните, кто такой психолог?

Слайд 12

На слайде: психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей.

-Да, автор хороший психолог,  потому что через описание природы показывает переживания главной героини.

(Стр.135, 2 абзац)

Находят слова.

Ученик читает текст, останавливается услышав слово СТОП, все дети подчеркивают последнее прочитанное слово.

Называют (река, берега, небо, дождь)

-Ей страшно, одиноко.

-Наверное, она плачет.

-Контраст.

-Берега оголились.

-Утки прячутся в траву.

-А я видел, что в камыши.

-Нет, негде ей спрятаться.

-Вся трава засохла.

«…мелкий осенний дождь…»  

Серая Шейка плачет, её мама-утка.

-Чтобы показать, как плохо Серой Шейке.

-Это описание природы очень тоскливое.

-Да, он  хорошо передал чувства Серой Шейки. ---Мы плакали, слушая песню.

-Мне было жалко, я тоже чуть не плакал.

3)Художественное творчество.

Задача:

Формировать умение воплощать  и передавать художественный  образ с помощью голоса

Читать по ролям диалог Утки с Серой Шейкой.

-Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке?

-Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку?

- Кто хочет быть режиссером и раздать роли?

– С какой интонацией прочитаем слова Утки?

– Каким голосом показать, что говорит Серая шейка?

– Как должен читать автор?

–  Представьте, что вы артисты и вам надо прочитать так, чтобы передать состояние героев при разговоре.

-Селезень старался уйти от проблемы, не решать её, а Утка пыталась подбодрить Серую Шейку.

Режиссер раздает роли детям.

-Утка волнуется, интонация волнения, тревоги.

-Дрожащим голосом.

-Страх в голосе.


-Тоже передать тоску, тревогу.

Читают по ролям.

10. Итог урока.

Задача: организовать деятельность по анализу выполненной на уроке работы.

Слайд 13

-Какой же основной итог этой части?

Слайд 14

-Закончите фразу

«Сейчас она одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания….»

-На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье.

- Давайте подведем итог нашей работе. Как вы думаете, достигнуты поставленные цели?

- Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой.

чтобы обрести СЧАСТЬЕ»

-Я думаю, что да, потому, что я понял, для чего автор вводит описание природы, чтобы показать как плохо одной будет Серой Шейке.

11.Домашнее задание.

– На уроке мы проанализировали 2 часть сказки Мамина-Сибиряка «Серая шейка», учились читать по ролям. Как вы думаете, какие можно предложить задания для продолжения читательской деятельности дома? Выберите вид домашней работы по силам и интересам.

- Подготовить  пересказ текста от имени главного героя.

-Выразительно читать с.137-140.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

12.Рефлексивно – оценочный этап.

Задача:

Организовать работу по оцениванию  учащимися своей деятельности совместно с учителем в форме самооценки

 Оцените свою работу на уроке.

Слайд 15

 Если вы были активными, выберите синий цвет,

если вы были внимательными - красный цвет,

 если вы были артистичными - зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.

-Я вижу, что  не все ребята подняли сердечки. –Почему Арина. Ты не подняла?

- Ты сегодня очень хорошо работала, я думаю, что ты должна поднять и синий и красный цвет.

-Женя, ты тоже не подняла. Ты очень хорошо работала, была артистична и активна. Покажи красный и зеленый свет.
Разные цвета  показывают, что вы действительно активные, внимательные, артистичные.

Слайд 16

Молодцы! Спасибо за урок!

-Я не знаю, какое сердечко поднять.

Литература

1. М.С.Соловейчик Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения.-  Москва-1993.

2. М.Р.Львов Методика преподавания русского языка в нач. классах.-М.:»Академия»-2000.

3. Аргинская И.И.  

Обучаем по системе Л.В.Занкова. М. Просвещение, 1994.

4. Артоболевский В.Г.

Художественное чтение. М. Просвещение, 1978.

5. Горбушина Л.А.

Обучение выразительному чтению младших школьников. М. Просвещение, 1981.

6. Давыдов В.В.

Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

7. М.И.Оморокова В.

Основы обучения чтению «Вентана-Граф» 2005г

8. Оморокова М.И.

Преодоление трудностей. М. Просвещение, 1990.

9. Оморокова М.И.

Совершенствование чтения младших школьников. М.“АРКТИ”, 1999.

10. Романовская З.И.

Чтение и развитие младших школьников. М.Просвещение, 1994.

11. Журналы

“Начальная школа”.№2-2002г.,№3-2002г.,№10-1999г и др.

Используемые источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura/library/slovar-nastroenii

http://yandex.ru/yandsearch

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-3-klass-tema-d-mamin-sibiryak-sera-0

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-v-3-em-klasse-tema-otrazhenie-pozitsii-geroya-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....

Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»

Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш" (1-ый урок)

Цели: Продолжить знакомить учащихся с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка; познакомить с жизненным и творческими путями писателя; продолжить работу над совершенствованием техники чтения (скорость, пон...

Конспект урока по теме: «Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш»

Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка;2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения;3) познакомить с произведением  классической...

Конспект урока по теме "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост". 3 класс.

Тип урока - открытие новых знаний. Урок составлен  с использованием активных методов обучения. Нестандартные названия этапов урока. Урок по ФГОСу 2 поколения. Поставлены цели, подведены итоги. На...