Урок литературного чтения 3 класс Занков
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Макрушина Светлана Ивановна

Заяц-хваста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_vo_2.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

во 2-м классе.

Д.Н. Мамин-Сибиряк.

«Сказка о храбром Зайце, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.

 Задачи урока:

  •  активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
  • развивать умение анализировать текст, понимать и сравнивать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным;
  • воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассника, умение работать дружно.

Урок направлен на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Личностные УУД:

 учебно-познавательный интерес к  учебному материалу и способам решения  новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

  • Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале в сотрудничестве с учителем;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

  • Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

основам смыслового восприятия художественных текстов;

 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

  • Коммуникативные УУД:

 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 контролировать действия партнёра;

 использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: учебник, текст народной сказки, портрет автора, выставка произведений автора, иллюстрации детей, мультимедиа-презентация к уроку, текст пословицы, маски героев народной сказки-вороны и зайца.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Девиз: "Один  в поле не воин"

У: Как понимаете смысл этого высказывания?

Д: Если работает команда, коллектив, то дело спорится.

У: Ясно формулируйте свои мысли, правильно стройте высказывания, слушайте внимательно друг друга. Посмотрите в  окно, улыбнитесь солнышку и друг другу. Настроение хорошее и работа будет спориться. Надеюсь на плодотворную работу.

2. Знакомство с творчеством писателя. (Приложение 1, слайд 1)

1. Сообщение о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка

У: Сегодня в гостях Д. Н. Мамин -Сибиряк, замечательный русский писатель, который жил более 100 лет назад в далеком Зауралье. Рос в семье потомственного священнослужителя, но стать им не захотел. Образование не получил в связи с тем, что в семье не было денег, но всю свою жизнь занимался самообразованием.

К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано - любил детей.

За 30 лет творческой деятельности написал более полутораста рассказов, очерков, повестей, сказок для детей. Сегодня будем говорить о сказках, написанных автором. В них, как и полагается в сказках, звери и птицы ведут себя совсем как люди.

Д. Н. Мамин-Сибиряк один воспитывал свою тяжелобольную дочь Аленушку. Девочка часто и тяжело болела, не могла заснуть, и отец сочинял и рассказывал ей удивительные сказки. Когда дочке шел 5-й год, в свет вышла книжка "Аленушкины сказки". Более ста лет прошло, а мы читаем его произведения.

И сегодня будем говорить об одном из них, которое вошло в сборник "Аленушкины сказки"

2. Выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка (носит ознакомительно-рекомендательный характер).

3. Введение в тему урока.

Проверка домашнего задания.

У: Чем вы упрочили ваши знания?

Д: Прочитали "Сказку о храбром Зайце - длинные уши, косые глаза, короткий хвост" и нарисовали героя таким, каким смогли представить.

4. Сообщение темы урока.

У: Д. Н. Мамин-Сибиряк "Сказка о храбром Зайце- длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

5. Актуализация знаний. Подведение к цели урока.

У: Вам понравилось это произведение? А чем понравилось?Расскажите.

(Ответы детей)

У: Какую информацию смогли почерпнуть в названии самого произведения?

Д: Сказка- жанр; о Зайце- герой; храбрый-отношение автора; длинные уши, короткий хвост... –описание.

У: Что удивило в названии сказки?

Д: Заяц трусливый, а автор назвал его храбрый.

У: Обратимся к рисункам. Поднимите руки, кто представил зайца хвастливым? Храбрым? Глупым?

У: Ответьте на вопросы. (Приложение1, слайд 2)

Какой не может быть сказка?

а) народной

б) поэтической

в) абсолютно правдивой

г) литературной

д) волшебной

Д: Абсолютно правдивой.

У: Вывод: А.С. Пушкин "Сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!"

6. Цель урока. Определить мудрость сказки, которую хотел передать автор своим читателям.

7. Речевая разминка. (Приложение1, слайд 3)

У: Подготовим речевой аппарат для четкой и ясной дикции.

(Читаем с выделением ударного гласного)

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели.

Походили,  поклевали,

Потом быстро побежали.

8. Проверка первичного восприятия текста.

У: О чем узнали из зачина сказки?

Д: Родился в лесу зайчик, который всего боялся...

У: Внимательные  читатели, смогут восстановить сюжетную линию произведения и мы узнаем ее продолжение. (Дети вставляют пропущенные слова в текст, слайд 4)

"Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост."

- Никого я не боюсь! - крикнул ---------- во весь лес.

Сейчас ---------- остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

- Слушайте вы, трусы! Тут язык у ---------- точно примерз.

---------- подпрыгнул кверху, точно мячик, : и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Ходили, ходили, нет нигде храброго ----------

- А ловко напугал Волка ---------- ! - решили все.

С этого дня храбрый ---------- начал сам верить, что он действительно никого не боится.

Словарная работа: примерз язык; задал стрекача, душа в пятки, выскочить из собственной кожи.

9. Физкультминутка.

Уж я бегал, бегал, бегал - и устал.

Сел на стульчик, а бегать перестал.

Вижу,  по небу летит галка,

А потом еще летит галка,

А потом еще летит галка,

А потом еще летит галка.

Почему я не летаю?

Ах, как жалко!

Надоело мне сидеть,

Лучше песенку напеть,

Но идет сейчас урок

Подожду  пока звонок.

10. Анализ произведения.

У: Найдите в тексте эпизод, который поможет понять нам, как другие зайцы отреагировали на слова зайчика? (Никого я не боюсь и волка не боюсь, и лисицы, и медведя,… другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался)

У: Почему же над ним смеялись и зайчики, и зайчихи, и зайцы?

Д: Потому что понимали, что волка не одолеть. И заяц только хвастал.

У: А как же автор называет сородичей зайца под конец сказки? Прочитайте.

Д: Молодец, косой!- закричали все зайцы в один голос...

У: Давайте поставим фрагмент мультфильма и ответим на вопрос: «Почему автор называет сородичей - все?»

Д: Зайцы пережили ужасное потрясение, связанное с нападением волка, а перед лицом опасности все оказались равны.

У: Как же так, поведение всех зайцев одинаковое и только один заяц удостоен звания храброго зайца?

Д: Он не храбрый, а стечение обстоятельств помогло зайцу остаться в живых и увести беду от сородичей.

11. Проверка понимания основной мысли сказки.

Работа в парах.

У: Соберите пословицу и дайте оценку поступку зайца.

Пословица:

Не тот храбрец, кто хвалится, а тот, кто молча со страхом своим борется.

У: Какой урок можно извлечь из сказки каждому из нас?

Д: Чувство страха присуще всем, но надо его побороть...

12. Проблемное задание. Исследователь! Докажи,...(Приложение 1, слайд 5)

У: Сказку, которую прочитали- авторская. Литературная сказка пишется на мотив народной сказки, в основе которой может быть их до 10.

Внимание! Послушайте народную сказку "Заяц-хвастун" и докажите, что авторская сказка написана на мотив народной.

Русская народная сказка. «Заяц-хвастун»

Жил – был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.

Вот забрался он раз к одному крестьянину снопы воровать, видит – там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

- А ну, скажи, как ты хвастался?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

  Потрепала его ворона за ушки и говорит:

- Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает – надо бы вороне помочь.

А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

- Ну, - говорит ему ворона, - ты молодец: не хвастун, а храбрец.

Словарная работа:

Крестьянин - сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных.

Признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или в селе.

Снопы - связки сельскохозяйственных растений,(льна, злаковых, бобовых).

Потрепала - ласково похлопала, погладила.

Выбились - очень утомились, изнемогли.

(Вначале дети слушают сказку в исполнении ученицы, после словарной.)

Чтение по ролям используя маски героев народной сказки-вороны и зайца.

Сравнение сказок

 Литературная сказка

Народная сказка

узнали о том, что в лесу родился трусливый зайчик, который повзрослел и перестал всех бояться

говорится о том же

Вывод:  зачин литературной сказки написан на мотив народной.

Рефлексия:

У: Чему же научила нас народная сказка?

Д: Не хвастать.

У: Кто же говорит эти слова?

Д: Ворона зайцу.

У: Какая ворона в диалоге с зайцем?

Д: Мудрая.

У: Какая сказка понравилась больше?

В литературной сказке много подробностей, читать интереснее...

Вывод: Сказка превращает сочинителя в творца. Никто не запрещает рассказчику сочинять новые детали, додумывать, домысливать.

13. Домашнее задание.

У: Пересказать одну из сказок по желанию.

14. Итог урока.

У: Какое задание на уроке понравилось? Какое запомнилось?

Что вам захотелось досказать по теме урока? О чем хотите узнать на следующем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...