Пояснительная записка программы "Чтение" 1 класс.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Данная программа  предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

      Чтение в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению, помогающему учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

      Обучение грамоте: чтение осуществляется в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

      Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

         Общие сведения об учащихся 1 класса,  характеристика групп.

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений по чтению, разделены на три группы.

      1 группа – Учащиеся могут различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям по тексту. Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, или иллюстрациям к тексту.

      2 группа – Учащиеся работают медленнее, им дается меньший объём работы, затрудняются самостоятельно выполнять работу, им необходима помощь учителя.

      3 группа - Учащиеся самостоятельно не работают, требуется постоянные контроль и помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Данная программа  предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

      Чтение в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению, помогающему учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

      Обучение грамоте: чтение осуществляется в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

      Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

        Общие сведения об учащихся 1 класса,  характеристика групп.

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений по чтению, разделены на три группы.

      1 группа – Учащиеся могут различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям по тексту. Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, или иллюстрациям к тексту.

      2 группа – Учащиеся работают медленнее, им дается меньший объём работы, затрудняются самостоятельно выполнять работу, им необходима помощь учителя.

      3 группа - Учащиеся самостоятельно не работают, требуется постоянные контроль и помощь.

      Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение курса обучение грамоте: чтение  в 1 классе отводится следующее количество часов:

Период

Кол-во часов

Неделя

3

Год

98

1 четверть

24

2 четверть

24

3 четверть

27

4 четверть

23

                 

      Продолжительность занятия 30 минут (10 минут коррекционно-развивающие игры).  Курс имеет без оценочную систему прохождения материала.

       Рабочая программа составлена на основе Программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы под редакцией Воронковой В. В.   М. «Просвещение», 2008. С. - 191

Содержательный минимум образования

      Программа по обучению грамоте: чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.  Обучение грамоте: чтение, как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации.

      Программа по обучению грамоте: чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

      Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

      ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ:   коррекция и развитие  коммуникативной функции речи  у учащихся на уроках чтения для дальнейшей интеграции в обществе.

      Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную).

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Предметно - информационная:

      Основные цели добукварного периода:

подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. Коррекция имеющихся нарушений психофизического развития.

      Основные цели букварного периода:

формировать представления о звукобуквенном анализе и синтезе, как основе овладения чтением и письмом;

корригировать фонематический слух, работу сенсомоторного аппарата, зрительного восприятия;

воспитывать прилежность и усидчивость;

прививать интереса к обучению.

  1. Деятельностно - коммуникативная:
  • Формирование умений и навыков различать звуки на слух и в произношении;
  • Формирование представлений о анализе слов по звуковому составу, составление слов из букв и слогов разрезной азбуки;
  • Формирование представлений о навыках связной, устной и письменной речи;
  • Формирование представлений о  коммуникативно - деятельностных качествах (умение вести диалог);
  • Формирование умений и навыков плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
  • Формирование умений и навыков отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к текстам;
  • Формирование умений слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
  • Формирование умений и навыков читать прописные и строчные буквы;
  • Формирование представлений о связной, устной и письменной речи;

  1. Ценностно – ориентационная:
  • формирование осознанного понимания роли обучения грамоте: чтения, как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • формирование эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание нравственно-эстетических, этических качеств личности;
  • воспитание гуманного отношения к человеческой личности;
  • развитие способности осознавать свое место, роль и предназначение в жизни;
  • воспитание нравственно-патриотических и гражданских  качеств личности.

Компетенции:

  1. Предметные

1.1. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач:

  • Формирование представлений об основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), чтении, говорении,  и основкультуры устной  речи.
  • Формирование умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
  • Формирование умений и навыков овладения приемами работы с учебной книгой.

1.2.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач:

  • Формирование представлений об основных нормах русского литературного языка.
  • Формирование представлений о логике и языковых средствах в художественных произведениях;
  • Формирование представлений о словарном запасе и грамматическом строе речи.
  • Развитие познавательного интереса к родному языку.

1.3.Культуроведческая компетенция:

  • Формирование представлений о языке, как форме выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.
  • Формирование представлений о нормах русского речевого этикета, культуре межнационального общения.

2.Общепредметные:

  • Воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины;
  • Развитие и коррекция высших психических функций;
  • Развитие у учеников логического мышления;
  • Обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по чтению;
  • Формирование у учащихся общеучебных умений – работа с книгой, совершенствование навыков чтения и общения.
  • Повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими.
  • Формирование умения получать информацию и передавать другим.

3. Ключевые

     3.1. Деятельностно-коммуникативные способность ученика  выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс. 

    3.2. Социальные – способность, готовность  ученика брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.

А) Социально-трудовая:

-продуктивно сотрудничать;

-действовать в социуме;

-осознание себя и своего места в обществе.

Б) Культура личностного самосовершенствования: 

- способность к ценностно-смысловой ориентации;

- способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).

В) Ценностно-смысловая:

-понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль;

-способность принимать человека как высшую ценность;

- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;

-целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;

-принимать решение.

3.3.Информационно-методологические:

А) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.

В) Учебно-логическая: критически относиться  к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.

Содержательные линии:

1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура) – устное народное творчество  (сказка, пословица, поговорка, загадка).

2.Социально - правовая (человек и общество, человек- человек):

-демократический стиль общения учителя с учащимся;

-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

-развитие чувства ответственности за сохранение книг;

-воспитание чувства гордости за родной язык, культуру речи;

- воспитание чувства патриотизма за родину и др.;

3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа и др.

4. Экологическая (человек и природа).

5. Культура здоровья (человек и здоровье):

А) Валеологический подход (физический и психический уровень):

-Благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).

-Физическое состояние учащихся (здоровье).

-Доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.

Б) Пропаганда ЗОЖ.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

        Учащиеся должны уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении;
  • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
  • плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям по тексту;
  • слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, или иллюстрациям к тексту;
  • читать прописные и строчные буквы;
  • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Учащиеся должны знать:

*наизусть 2-3  коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

-увеличения словарного запаса;

-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.  

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА

      Технологии обучения

  1. Современное традиционное обучение (классно – урочное,  зачёты).
  2. Дифференцированное обучение.
  3. Педагогика сотрудничества.
  4. Проблемное обучение.
  5. Личностно – ориентированное обучение.
  6. Игровое обучение.

Принципы обучения

  1. Общепедагогические:

Принципы гуманизации:

  • принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
  • принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
  • принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
  • принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.           Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

2. Специальные принципы изучения чтения:

Общеметодические принципы:

  • экстралингвистический;
  • функциональный;
  • структурно – семантический;
  • межуровневых и внутриуровневых связей;
  • нормативно – стилистический;
  • исторический.

      В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении чтению используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 

      При последовательном изучении курса чтения может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       

Виды и формы контроля

      В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой),  наглядный (наблюдение, демонстрация), практический. 

      Формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

      Формы работы:

      Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

      Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного текста:

  - чтение наизусть коротких стихотворений.

      Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика.  Время, отводимое на уроке для контроля  – 5-15 минут.

ПРОГРАММНОЕ  И  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

      Программа:

      Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы под редакцией Воронковой В. В. – М.: Просвещение, 2008. – С. 191.

      Учебник:

      Воронкова  В.В. Коломыткина И.В.  Букварь для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида  М. «Просвещение», 2002.

      Методические пособия:

1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной      (коррекционной) школе – М.: Владос, 2001. - С. 198.

2.Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002. - С. 115.

3.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М.: Астрель, 2006. - С. 122.

4.Занимательное азбуковедение.  Составитель В.В. Волина. Книга для учителя.  М. «Просвещение», 1991.

5.Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Академия. – 2002. - С. 101.

6.Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся   специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи. – М.: Просвещение, 2005. - С. 98.

7.Узорова О. В. , Нефедова  Е.А. «Пальчиковая гимнастика» М; «Просвещение», 2006.-С. 95

      Дополнительная литература:

1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка  вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1995. – С. 127.

2.Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка // Начальная школа. 2005. - №10.

3.Пилипчук Л.В. К урокам письма // Начальная школа. 2005. - №10.

4.Рудакова В.П. Работа над ошибками – важное звено в системе обучения русскому языку // Начальная школа. 2006. - №6.

5.Тяжелова М. Г. Приёмы личной заинтересованности школьников в изучении русского языка // Начальная школа. 2007. - №11.

ОБОРУДОВАНИЕ

Дидактический материал:

- настенная касса для букв разрезной азбуки                                                              - наборное полотно                                                                                                         - слоговые таблицы                                                                                                          - предметные картинки                                                                                                   - образы заглавных и прописных букв                                                                             - коррекционные карточки                                                                                             - дидактический и раздаточный материал                                                                   - кассы букв и слогов                                                                                                     - таблица «Алфавит»                                                                                                              - лента гласных и согласных букв                                                                                     - сюжетные картинки                                                                                                        - карточки с грамматическими заданиями;                                                                      - карточки со словарными словами;                                                                                     - карточки с алгоритмами правил;                                                                                            - карточки для обратной связи;                                                                                - карточки с коррекционными упражнениями;                                                                                               - карточки с упражнениями на развитие высших психических функций;                               - карточки упражнения на здоровьесбережение;                                                                                 - карточки с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата;                                                                                                                 - карточки для логопедической зарядки;                                                                                                                                                                            - раздаточные тексты для контрольного списывания;                                                                  - раздаточный материал для работы над связной речью;                                                    - занимательный материал по орфографии и синтаксису;                                                        - репродукции с картин русских художников;                                                                                - сюжетные картины;                                                                                                      - иллюстрации;                                                                                                                         - фонограммы музыкальных произведений для творческих работ;                                    - технические средства обучения;                                                                                                                                         - мультимедийное оборудование, электронные носители.

- карточки с упражнениями на развитие мелкой моторики рук: зарисовки силуэтов в разном направлении, штрихованными линиями»

- карточки с физ. минутками

- карточки с упражнениями для обучения детей приёмам релаксации. – «Штанга», «Игра с песком», «Кулачки», «Кораблик» и др.

- карточки с упражнениями для успокоения детей «Найди и промолчи», «Холодно – горячо»;  «Право - лево» - ориентировка в пространстве, «Найди рифму».

- карточки с психологическими тренингами.                         

Нормативно-правовые  документы:

  1. Федеральный закон от29.12.2012г.,  №273-ФЗ «Об образовании»
  2. Областной закон от 15.07.2013 г., №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
  3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением  Правительства Российской федерации от 12.03.1997г. № 288).
  4. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26 декабря 2000г.)

5. Устав государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат», 2011г.

6.Образовательная программа ГКОУ СО  «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2013-2017 г.г.;

7.Учебный план ОУ.

8.Годовой учебный календарный график.

9. Расписание уроков.

А также, ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка: (Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.; Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.; Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 2971г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Азбука нравственности пояснительная записка 1 класс

Содержание прграммыРаздел 1: Правила поведения в школе(6ч)Раздел "Школьный этикет" (понятие об основных правилах поведения в школе.) Правила поведения на уроке и на перемене. Понятия о школьных принад...

Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс

Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...

Пояснительные записки 3 класс УМК "Планета знаний"

В материале содержатся пояснительные записки по предметам. 3 класс. УМК "Планета знаний"...

Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива

Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....

Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива

Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....

Пояснительная записка 4 класс

Материал к календарно-тематическому планированию по математике 4 класс ФГОС...