Главные вкладки

    «… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Простокина Валентина Владимировна

    Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимационных фильмах, душах людей, вдохновляет на творчество, добрые поступки, великодушие, учит мудрости.. Этот урок для детей не закончится - у него есть жизнь: применять его знания в повседневной жизни, уроках изобразительного искусства (рисование трех чудес этой сказки, другие моменты), умения инсценировать и т.д. На данном уроке была показана значимость сказки и ее жизнеспособность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx29.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    4 класс.

    Урок по литературному чтению.

    Тема урока: «… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

    Тип урока: Малая конференция

    Составила:

    Учитель ГБОУ ЦО №953

    Простокина В.В.

    Москва, 2014

    Тип урока – обобщение и систематизация знаний.

    Форма организации обучения – мини-конференция.

    Особенности методов и средств обучения – информационный поиск и творческие задания.

    Тема урока: «… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

    Цель урока: Показать значимость сказки и ее жизнеспособность.

    На уроке решались задачи:

    А) Образовательная: рассмотреть жизнь сказки в разных видах искусств;

    Б) Воспитательная: воспитание любви к сказке, умение видеть в ней все её прелести (доброту, мудрость, волшебство, сострадание, умение быть благодарным…).

    В) Развивающая: развитие умения находить источники информации по интересующему вопросу, формировать коммуникативную инициативу.

    Оборудование:

    1. Фрагмент из фильма режиссёра А.Л. Птушко «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
    2. Портреты: Пушкина, Римского-Корсакова, Врубеля.
    3. Картина Врубеля «Царевна Лебедь».
    4. Фотография Малого театра.

    Урок начинается с просмотра фрагмента из фильма режиссёра А.Л.Птушко «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

    • Дорогие ребята!

    Как вы уже поняли, на сегодняшней нашей малой конференции речь пойдет о замечательной сказке великого русского писателя А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

    Ребята, вам были предложены карточки с вопросами и заданиями. У нас были сформированы группы по интересам, вы их назвали и назначили главных консультантов группы. Их получилось 6.

    Пожалуйста, слово предоставляется исторической группе.(дети читают вопросы и отвечают на них, по одному человеку – один вопрос)

    Вопросы (ответы):

    • В каком году А.С. Пушкин написал сказку «О царе Салтане …» (1831 г.)
    • В какой жизненный момент он пишет сказку? (когда находится в ссылке, в Михайловском)

    (руководитель группы вешает на доску табличку с датой написания сказки – 1831 г.)

    Выступает информационно-поисковая группа.

    Вопросы (ответы):

    • В каком издательстве, журнале впервые была опубликована сказка? (7 дней)
    • Какие отзывы были о сказке? (ответы детей)
    • Кто был первым иллюстратором сказки? (В.А. Милашевский)
    • Как жила сказка? (ответы детей)
    • В замечательном сюжете сказки заинтересовались театралы.

    Театральная группа выступает.

    Вопросы (ответы):

    • В каком году её впервые увидели на сцене театра? (к столетию Пушкина 1899 г)
    • В каких московских театрах ставили эту сказку, и видел ли ты этот спектакль? (1. музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко; 2.Малом)

    Ученик.

    В каких театрах сейчас идет сказка? Многие московские театры любят ставить сказку «О царе Салтане…». Сейчас сказка идет в:

    1. Театре  им. Пушкина
    2. Театре кукол им.  Образцова
    3. Академическом  Малом  театре
    4. Театре на  Басманной
    5. Музыкальном  театре  имени Станиславского
    6. Большом  театре  ставят оперу
    7. Театре   Сатирикон
    8. Театре  Ленком
    9. Московском Художественном театре им. Чехова
    • Во всех театрах сказка поставлена по-разному:
    1. В виде драматического спектакля;
    2. В виде музыкально-классического сказа;
    3. Как опера;
    4. Как кукольный спектакль и другие.

    Вопросы (ответы):

    • Сравните спектакль и сказку, на сюжете которой он поставлен. (свободный ответ детей)
    • Кто из героев спектакля тебе особенно нравится и почему? (ответы детей)

    (на доску вывешивается картина с изображением Малого театра)

    • Что может рассказать съемочная группа?

    Вопросы (ответы):

    • В каком году зритель увидел впервые сказку на экране? (1984 г)

    Кто входит в съемочную группу этого фильма?

    (Съемочная группа:

    Автор сценария: Птушко Александр Лукич; И.Гелейн

    Режиссер:Птушко Александр Лукич

    Оператор: И.Гелейн, В.Захаров

    Художник: Анатолий Кузнецов

    Композитор: Гавриил Попов

    Дирижер: Г.Дугашев)

    • Какие актеры снимались в фильме? (В ролях:Андреев Владимир Алексеевич – Салтан; Голубкина Лариса Ивановна – Царица; Видов Олег Борисович – Гвидон; Ксения Рябинкина – Царевна Лебедь; Мартинсон Сергей Александрович – Опекун Салтана; Викландт Ольга Артуровна – Бабариха; Ивлева Вера Александровна – Ткачиха; Н.Беляева – Повариха; Колпакоа Виктор Михайлович – Дьяк; Ю.Чекулаев – Спальник; Носик Валерий Бенедиктович – Челядинец; Шпигель Григорий Ойзерович – Градоправитель; Е.Майхровский – Шут)
    • Если ты смотрел фильм, то какое впечатление он произвел на тебя? (свободный рассказ)
    • Какой анимационный фильм был создан на сюжет этой сказки? («Сказка о царе Салтане…» 1984г)
    • Какие художники иллюстрировали эту сказку?
    • Сказка продолжает жить и на полотнах художников.
    • Рассказ о Врубеле. Биография. Михаил Александрович Врубель окончил Петербургский университет, затем Академию художеств. После этого он уехал в Киев, где работал в Кирилловской церкви – расписал ее стены, писал иконы. Там же он создал эскизы (подготовительные рисунки) для росписи стен древнего Владимирского собора.
    • Рассказ о картине «Царевна-Лебедь»

    • Группа, которая готовила материал о художниках.
    • Кто рисовал картины на сюжет этой сказки?
    • В каких музеях находятся эти картины? (В Третьяковской галерее)
    • Сказка продолжает жить и в музыке! Музыкальная группа.

    Вопросы (ответы):

    • Какое музыкальное произведение создано на эту скзку? (опера «Сказка о царе Салтане…». Написал великий русский композитор Римский-Корсаков).
    • Что ты знаешь о композиторе, сочинившем его?

    Портрет композитора.

    Рассказ о композиторе. В плеяде замечательных композиторов прошлого века выдающееся место принадлежит Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову (1844-1908 гг.). Первые серьезные попытки сочинять музыку относятся ко времени пребывания Римского-Корсакова в морском корпусе, когда он, по собственному признанию, «по целым часам просиживал за роялем…». В 1861 году молодой морской офицер Римский-Корсаков знакомится с музыкантами из «Балакиревского кружка» Ц.Кюи, М.Балакиревым, М.Мусоргским – горячими пропагандистами русской народной музыки, большими почитателями пушкинской поэзии, смелыми продолжателями глинковских традиций. Балакиревцы сыграли решающую роль в музыкальном развитии и формировании мировоззрения композитора. Главным же его наставником во все времена был народ.

    Звучит музыка.

    На фоне музыки выступают дети.

    Итог: В чем же прелесть этой сказки? Почему на протяжении 182 лет она живет, волнует людей, к ней постоянно обращаются художники и музыканты, актеры, режиссеры-постановщики и мы с вами? (Ответы детей)


    Самоанализ урока по литературному чтению.

    Урок приготовлен для учащихся 4-го класса.

    К этому моменту сформировался классный коллектив, устойчивый интерес к учебе у детей. При планировании урока учитывались особенности детей: умение работать группами, коллективно, в парах, обязательность при выполнении творческих или поисковых заданий.

    Данный урок проведен после изучения большой темы:»Авторские сказки…». Почему именно этот урок был приготовлен?

    Сказка А.С.Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет 182 года не только в литературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимационных фильмах, душах людей, вдохновляет на творчество, добрые поступки, великодушие, учит мудрости…

    Этот урок для детей не закончится – у него есть жизнь: применять его знания в повседневной жизни, уроках изобразительного искусства (рисование трех чудес этой сказки, другие моменты), умения инсценировать и т.д.

    Целью урока была показана значимость сказки и ее жизнеспособность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

    6 июня 179       6 июня 1799 год. Этот день подарил миру гения. Короткой была жизнь поэта, но им столько написано. Талант Пушкина неисчерпаем, творчество его неоценимо. 6 июн...

    Игра по сказке Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

    Игра- викторина по сказке А.С.Пушкина. Формирование познавательного интереса к сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди....

    Работа с текстом 3 класс по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

    Найди в 20 части такой отрывок и заполни пропуски:Днем свет Божий затмевает,Ночью землю ____________-__________под косой блестит,А во лбу _____горит.А сама-то величава,Выступает, будто _______,Сладку ...