Урок Литературного чтения 2 класс по теме "Два пирожных"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Иванова Лилия Николаевна

Тема: Ю.Ермолаев "Два пирожных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок к презентации "Два пирожных"96.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ю.Ермолаев « Два пирожных»

Цель:

1)Образовательная

 ознакомить с рассказом Ю. Ермолаева  « Два пирожных», помочь осознать главную мысль, идею произведения;

∙формировать навык выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

∙отрабатывать умения анализировать  текст, обобщать, делать выводы;

∙формировать навык осознанного, выразительного чтения;

∙формировать умение определять жанр и тему литературного произведения.

2)Воспитательная

∙воспитывать положительные качества личности;

∙формировать внимание к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им;

∙обогащать нравственный опыт младших школьников;

∙обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире;

3) Развивающая

∙развивать умения выражать в устной речи впечатление от прочитанного;

∙развивать эмоциональную отзывчивость при чтении художественного произведения;

∙ развивать внимание к внутренней жизни главных героев произведения.

∙Личностные УУД: формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности, эмоционально «проживать», понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам;

∙Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, работать со словарем и с материалом предварительного чтения;

∙Познавательные УУД:  читать текст, понимать его содержание, пользоваться со словарем учебника, ориентироваться в содержании учебника.

∙Коммуникативные УУД: участвовать в выразительном чтении по ролям, проявлять интерес к общению в групповой работе, воспринимать мнение собеседников.

Оборудование: портрет писателя, презентация, у каждой команды: рабочий листок,  шкатулка слов набор пословиц, ребус, домики.

1.Мобилизующий этап

-Сегодня, готовясь к работе на нашем уроке, я выбрала вот такую пословицу: «Красив тот, кто красиво поступает». Как вы думаете,  почему? ( нет ответа ) Ответить на этот вопрос сразу невозможно. Поэтому прошу ответить на него в конце урока.

И начнем свою работу с речевой разминки.( включить проектор) Слайд

2.Речевая разминка.(Прочитать скороговорку шепотом, громко, с интонацией радости, грусти.)

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Учитель: У каждой группы на столе лежит «Рабочий листок». Просмотрите его. Как по – другому его можно назвать? ( план работы). Итак, решим логическую задачу.( Слайд)

-Прочитайте слова,  записанные на домиках.

Логическая задача: Мы живем в домике Себялюбивый. Двигаясь по ходу часовой стрелки наискосок через два домика, мы сделали три остановки. В каком домике мы находимся сейчас?

Мы живем в домике Себялюбивый. Двигаясь по ходу часовой стрелки наискосок через два домика перемещаемся в домик со словом БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ, а оттуда в домик со словом ОТЗЫВЧИВЫЙ, затем в домике со словом ДОБРЫЙ. Значит, сейчас мы находимся в домике со словом ДОБРЫЙ.

(Проверка по слайду №3)

2.Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Прочитайте задание №2 на рабочих листочках.  

 ( определить автора произведения). Для этого  собери выделенные буквы с домиков по часовой стрелке. Начни с домика, из которого вышли. Решение этой задачи у доски предложим  группе №1.

 ( другие группы работают  на белых листочках)

Учитель: Прочитайте задание №3. Решите ребус.  Какая группа может дать ответ? Кому доверите ответ?

3. Определи название произведения.

«http://culinar.com.ua/uploads/posts/2012-02/1328278836214370.jpeg»

Учитель: Как называется произведение?

Дети: Произведение называется « Два пирожных» ( Слайд №4).

( По щелчку показывается нижний прямоугольник).

Учитель: Назовите тему урока полностью.

Дети: Ю. И. Ермолаев и его произведение «Два пирожных»

Учитель: Сегодня предстоит первая встреча с одним из детских писателей и его произведением. Используя опорные слова, тему урока, сформулируйте цель урока. ( Слайд№5)

Цель:

∙Расширить сведения о Ж и Т : …;

∙Познакомиться с : « …»;

∙Научиться читать без ошибок и « …»;

Учащиеся отвечают:

∙ Расширить знания о жизни и творчестве Юрия Ивановича Ермолаева;

∙Познакомиться с произведением Юрия Ермолаева « Два пирожных» ;

∙Научиться читать без ошибок и анализировать произведение Юрия Ермолаева

« Два пирожных».

Учитель: Начнем работу.

Подготовительная работа.

Учитель: Внимательно прослушайте рассказ Эльмиры.

Задание: Какие рассказы Ю. И. Ермолаев написал для детей?

( Рассказ ученика. Слайд № 6)

Юрий Ермолаев – современный детский писатель. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им.М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих героев, передавать детям накопленный жизненный опыт. ( Слайды №7-№8) Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов « Почему рассердились бумажные полоски» вышла в1960 году. Пьесы и рассказы автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость. Его рассказы: « Дом отважных трусишек», « Капля дегтя и полмешка радости», « Можете нас поздравить», « Чемпион наоборот», « Секрет на весь мир». ( Слайд №9)

Учитель: Какие же произведения для детей написал Юрий Ермолаев? О каких профессиях Юрия Ивановича вы узнали? Молодцы!

Словарная работа. (Слайд №10)

Учитель: Если в произведении «Два пирожных» встретятся новые или малознакомые слова , значения которых нужно уточнить, куда вы сможете обратиться? Как вы поступите?

Дети: Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке в словарях, в Интернете.

Учитель: Возьмем синие листы. 

1.Читайте первый раз плавно, по слогам, затем -      целыми словами.

   Пу- те -шест- ви - е  -    путешествие

   Ин – те – рес – на – я -   интересная

   Пе – ре –вер – ну – ла – перевернула

   Тро -  пи- чес- ки –е  - тропические

-Что объединяет эти слова? ( пятисложные слова).Как понимаете слово тропические, от какого слова произошло? Посмотрим в словаре, что оно обозначает? ( Тропики по словарю читает Боброва)

Слайд №11

   2.Читай целыми словами.

   РВЕШЬ – РВЕШЬСЯ - ОТОРВЕШЬСЯ

   ГОВОР – ГОВОРИЛА- ПРОГОВОРИЛА

   СМЕХ- СМЕЯЛАСЬ – РАССМЕЯЛАСЬ

   ВЕСТЬ – ИЗВЕСТНО – НЕИЗВЕСТНО

3. Антиципация.

Учитель: По названию произведения, словам, с которыми вы познакомились, предположите, о чем пойдет речь в этом произведении?(2-3 предположения). Слушаем мнение группы№

Откройте учебники на странице 85.

Задание: А теперь прочитаем это произведение. Подумайте , совпадает ли его содержание с вашими предположениями?

 ( читают текст З. Никита, Гаев Г., С. Аделя)

4. Первичное  восприятие. ( Произведение читают хорошо читающие дети)

5.Проверка первичного восприятия.

У: Подтвердились ли ваши предположения? Какие чувства вы испытали при чтении этого произведения? ( Для ответа воспользуйтесь справочником « Шкатулка слов» розовые листочки)

(Дети называют чувства, которые они испытали и обосновывают свое мнение: УДИВЛЕНИЕ, напряжение, ВОЛНЕНИЕ, ТРЕВОГА, радость, НЕГОДОВАНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ).

У: Произведение какого жанра мы прочитали? Обоснуйте признаки  рассказа?

(Слайд №12)

Признаки рассказа

1.Повествование о реальных событиях.

2. Небольшой объем.

3.Немного действующих лиц.

4.Описание одного эпизода.

Слайд №13

Физминутка( Сейчас глазками проследите путешествие облака)Выключить проектор.

5.Работа по учебнику.

Пробежать глазками по тексту.

У: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике стр.86. Обратите внимание на выражения лиц  героев. Какое выражение лица у Наташи? А у Оли? К какому эпизоду относится рисунок? Прочитайте.

6.Работа в группах( Найдите желтые листочки)

1 группа- Найти в тексте предложение, которое мог бы прочитать этот человечек.

2 группа – Поставьте правильно логическое ударение в предложении.

-Что же ты не идешь, мы с мамой почти всю посуду перемыли.

3 группа- Найти в тексте словарные слова.

4 группа – Найти в тексте предложения, где встречаются географические названия.

5 группа – Найти в тексте предложение, которое мог бы прочитать этот человечек.

7.Подготовка к выразительному чтению по ролям

-Определите, сколько действующих лиц в этом рассказе? Назовите их? Кто должен прочитать остальные слова? (автор)

Распределение ролей и выразительное чтение по ролям ( Из каждой группы по одному человеку.)( Автор- Русаков Максим, мама- М. Саша, Наташа – Ш.Лиля, Оля – Б.Саша.)

-А теперь попробуем исключить слова автора. Прочитаем диалог.( чтение диалога) Что такое диалог?

(Мама- Пронина В., Наташа Тайгулова Э., Оля – Корепанова Н.)

У: Какова тема рассказа?( включить проектор)

Д: Это рассказ о детях.( Слайд14)

У: О чем попросила мама дочек? Почему девочки вначале не хотели помогать маме? Правильно ли сделала Наташа, когда отказалась помочь маме?

Слайд 14(по щелчку появляются фотографии сестер и названия столбиков таблицы)

Слайд 14  По щелчку появляются фразы : читала книгу, лепила из пластилина.

У: Какое решение приняла Оля? ( зачитать) Найдите отрывок. А Наташа?

Дети: Наташа осталась читать увлекательную книгу, она удовольствие доставляла себе. А Оля решила сначала помочь маме, а потом лепить в свое удовольствие. Она пересилила свое желание и пошла трудиться для всей семьи.

Слайд 14. По щелчку появляются фразы: чтение книги, помощь маме.

У: Прочитаем 6 вопрос. Охарактеризуйте сестер, при ответе можете воспользоваться словами, записанными в « Шкатулке слов»

 Слайд 14. По щелчку появляются фразы:

Себялюбивая, ленивая, нечуткая

Трудолюбивая, отзывчивая, добрая, внимательная, ответственная

У: Почему Оля съела два пирожных?( щелчок)

Д: Оля съела два пирожных ,потому что за старание ее отблагодарила мама, а старшая сестра так и не пришла на помощь

По щелчку. появляются фотографии пирожных.

У: У кого из вас мама работает? Как вы ей помогаете? Мама пришла уставшая с работы. Ей нужно помочь. Несмотря на сильное желание заниматься чтением, Наташе необходимо было помочь маме и отложить свое занятие, как это сделала  Оля.

7вопрос

Творческая работа

У: Придумайте продолжение к этому рассказу: что могло случиться дальше? У какой группы рассказ будет более интересным?

Слайд №15

Вывод учителя: Каждый из нас живет в семье, где нужно вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В доме каждому нужна любовь, согласие, забота, доброта, уважение, внимание. В вашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди – ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей. Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба со -греют ее сердце.

У: Ребята, нужно ли придумать другое название к этому рассказу, которое выражает главную мысль произведения? Прочитайте пословицы. ( фиолетовые листочки) Какая пословица передает главную мысль рассказа? Почему? С какой пословицей мы начали урок?

Материнским словом Бог правит.

Самое ценное и дорогое на свете – мать.

При солнышке тепло, при матери –добро

Красив тот, кто красиво поступает.

Слайд 16 По щелчку появляется фраза

Красив тот, кто красиво поступает

У: Что для вас сегодня на уроке было самым важным? (научиться читать красиво без ошибок)

8. Работа по учебнику стр. 86, задание 2

Обсудите с другом, чему хотел автор научить читателя? 

( Всегда откликаться на мамины просьбы)Слайд 17

9. Рефлексия « Все в твоих руках»

Оцените свою работу на уроках сами.

Большой палец - для меня это  было важным и интересным.

Указательный – я получил конкретную информацию

Средний – мне не понравилось.

Безымянный – мне было трудно все усвоить сразу.

Мизинец – для меня данная информация была недостаточной.

10.Д/З. Слайд 18.

У: Дома вы выполните задание на выбор:

а) подготовиться читать по ролям;

б) написать сочинение о своей семье;

в) подобрать 5 пословиц о дружбе, справедливости.

Приложение:

 Шкатулка слов

для сегодняшнего урока

нечуткая                                          удивление                      чувство тайны

отзывчивая                                     напряжение                   чувство печали

себялюбивая                                  волнение                        чувство гнева

ленивая                                            огорчение                      чувство фантазии

трудолюбивая                                негодование                  гордости чувство                            

внимательная                                 тревога                                

добрая                                              радость

ответственная

2.Ребус

«http://culinar.com.ua/uploads/posts/2012-02/1328278836214370.jpeg»

Рабочий листок

1. Решите логическую  задачу

2.Определи автора произведения. Собери выделенные буквы с домиков по часовой стрелке. Начни  с домика, из которого вышли. Сформулируй первую часть темы урока.

3. Определи название произведения. Реши ребус.

4.О чем это произведение ? Как вы думаете подтвердились ли ваши предположения? Какие чувства вы испытали при  чтении этого произведения?( Воспользуйтесь  справочником  « Шкатулка слов»)

5.ОПРЕДЕЛИТЕ  жанр произведения и его тему.

 6. Охарактеризуйте сестер. При ответе можете пользоваться словами, записанными на домиках, или « Шкатулкой слов».

7. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Придумайте продолжение к этому рассказу.

8. Определите главную мысль: стр.86 задание1.

Задания для групп

Найти в тексте предложение, которое мог бы прочитать этот человечек.

Поставьте правильно логическое ударение:

-Что же ты не идешь, мы с мамой почти всю посуду перемыли.

Найти в тексте словарные слова.

Найти в тексте  предложения, где встречаются  географические названия.

Найти в тексте предложение, которое мог бы прочитать этот человечек.

Пословицы:

Материнским словом Бог правит.

Самое ценное и дорогое на свете -  мать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Красив тот, кто красиво поступает

1.Читайте первый раз плавно, по слогам, затем -      целыми словами.

   Пу- те -шест- ви - е  -    путешествие

   Ин – те – рес – на – я -   интересная

   Пе – ре –вер – ну – ла – перевернула

   Тро -  пи- чес- ки –е  - тропические

   2.Читай целыми словами.

   РВЕШЬ – РВЕШЬСЯ - ОТОРВЕШЬСЯ

   ГОВОР – ГОВОРИЛА- ПРОГОВОРИЛА

   СМЕХ- СМЕЯЛАСЬ – РАССМЕЯЛАСЬ

   ВЕСТЬ – ИЗВЕСТНО - НЕИЗВЕСТНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (УМК "Гармония") для 2 класса. Ю. Ермолаев "Два пирожных"

Материал содержит конспект открытого урока литературного чтения для 2 класса и презентацию....

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Самоанализ урока литературного чтения Ю.Ермолаева "Два пирожных"

Самоанализ урока литературного чтения Ю.Ермолаева "Два пирожных"...

Урок литературного чтения: Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Учащиеся познакомятся с творчеством Ю. Ермолаева, его рассказом "Два пирожных"....

Технологическая карта урока литературное чтение «Ю. Ермолаев «Два пирожных» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Юрия Ермолаева «Два пирожных» Задачи урока: Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми сведениями об...