Разработка урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Образ весны в стихотворениях А.Н.Плещеева, Т.М. Белозёрова"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Камалова Илузя Сагитовна

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему "Образ весны в стихотворениях А.Н.Плещеева ,Т.М.Белозёрова" направлен на изучение творчеств этих замечательных поэтов,учить анализировать лирические произведения, находить в них средства художественной выразительности,с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к природе. Развивать и обогащать речь учащихся, наблюдательность, воображения,  поддерживать интерес к чтению,как процессу,так и учебному предмету.  Я этим уроком хочу воспитывать у учащихся чувство прекрасного ,любовь к родной природе,бережное отношение к ней,интерес к живописи,внимательное отношение к литературному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Актанышский муниципальный район

МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературного чтения

во 2 классе на тему:  

«Образ весны в стихотворениях

А. Н. Плещеева,

Т. М. Белозёрова»

                                 

Подготовила: учитель начальных классов

                                                I квалификационной категории

                                           Камалова Илузя Сагитовна

Актаныш, 2014

Камалова  Илузя  Сагитовна

с. Актаныш Актанышского района Республики Татарстан

МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»

I квалификационная категория

Урок литературного чтения во 2 классе на тему:   «Образ весны в стихотворениях  А. Н. Плещеева, Т. М. Белозёрова»

Тема: А. Н. Плещеев «Весна», Т. М. Белозёров  «Подснежники»

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с творчеством А. Плещеева, Т. Белозёрова, учить анализировать лирические произведения, находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к природе, учить выразительному чтению лирического произведения;
  • Развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, наблюдательность, воображение, поддерживать интерес к чтению, как процессу, так и учебному предмету;
  • Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, интерес к живописи, внимательное отношение к литературному слову.

Планируемые результаты:

Личностные:

-проявлять интерес к чтению лирических произведений о весне;

- эмоционально отзываться на прочитанное произведение;

- осмысливать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения;
  • отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения;

Познавательные:

  • находить в тексте ответы на вопросы;
  • определять основную мысль текста;
  • классифицировать слова в соответствии со значением слова;

Коммуникативные:

  • выполнять правила работы в группе

Предметные:

  • познакомить с произведениями Плещеева и  Белозёрова;
  • совершенствовать навык выразительного чтения;
  • формировать умение работать с текстом;
  • определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора.

Оборудование: учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» для 2 класса, портреты А.Н. Плещеева,  Т. Белозёрова, компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку

Ход урока

I.  Организационный момент.

     Прозвенел звонок

     Начинаем наш урок.

Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, подарите улыбки. Скажите,  что вы сейчас почувствовали?  (тепло, радость, хорошее настроение).

Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца нашего урока.

II.   Самоопределение к деятельности:

     Я сегодня приглашаю вас  в гости, а вот куда. Послушайте стихотворение и помогите  мне, доскажите слово.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая –

Значит,  к нам пришла  (весна)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит, к нам пришла  (весна).

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет –

Значит, к нам пришла  (весна)

   - Как вы думаете, над какой темой мы сейчас будем работать? Сейчас проделаем  Сингл  Раунд Робин называем тему по очереди в группе.

- Определите литературный жанр произведения? (стихотворение)

- Чем отличаются стихи от прозы?   (рифма, ритм)

- Кто может предположить, с какой целью читают стихи?  (получать удовольствие, почувствовать настроение …)  Слайд 4.

     Итак, мы идём в гости к весне. Точнее сказать, это она пришла в наши края. Сегодня мы познакомимся со стихотворением великого русского поэта А. Н. Плещеева «Весна».  

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

    Работа по учебнику. Чтение стихотворения «Весна» учителем (стр.52).

Проверка первичного восприятия.

- О чём  рассказывает автор?

     Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.

-  Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения  (жужжащее чтение)

 Лазурь – светло-синий цвет,  синева. Чтение стихотворения одним учеником. Работа с текстом. Слайд 5.

      Первичная проверка понимания.

-   Какие картины весны наблюдает поэт?

-   С каким настроением говорит о них?

-   Где надо делать паузы при чтении стихотворения?

-  Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? (литературный приём – олицетворение). Что такое олицетворение?

 Олицетворение – литературный приём, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных предметов. Слайд 6. (Таймд Раунд Робин-учащиеся проговаривают по кругу)

Найдите в тексте олицетворения   (бегут ручьи, лес оденется).

   Выборочное чтение. Таймд Пэа Шэа

-   Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила?

-   Что сказано о лесе и соловьях?

-  Радуется ли поэт приходу весны или нет?    (да, он радуется, каждая строчка стихотворения наполнена теплотой, искренним счастьем)

-  Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?  (радость, что пришла весна)

Чтение стихотворения двумя учениками.                                                    

- Кто смог правильно передать настроение?

- Какие приметы весны мы можем слышать?

- Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы? (ответы учащихся). Послушайте фрагмент произведения П.И. Чайковского «Апрель» и предположите, что хотел передать композитор этой мелодией?

Аудиозапись. Звучит «Апрель» П.И.Чайковского.

- Что же удалось передать композитору этой мелодией?    (красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)

- Как называется такое состояние природы?   (пробуждение)

- Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?

- Почему композитор выбрал именно такое название, «Апрель»?

К сведению: родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель – снегогон. П.И.Чайковский ценил творчество А.Н.Плещеева. Поэт подарил ему один из своих стихов с автографом.

 Ребята,   а весна в гости приходит не одна,

а со своими друзьями – цветами.

Угадайте, что это за цветы?

У занесённых снегом кочек                                      

Под белой шапкой снеговой                                          

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший,  чуть живой (подснежник)

     Сегодня мы познакомимся со стихотворением об этом первоцвете. А написал его Т.М. Белозёров. Портрет поэта: слайд 9.

Рассказ учителя: Белозёров Тимофей Максимович родился 23 декабря 1929 года в селе Камыши Курганской области в многодетной крестьянской семье. У него рано умерла мама и его на воспитание взяла добрая женщина. После окончания семилетней школы Тимофею Максимовичу пришлось много работать. В 1952 году начинается творческая биография Белозёрова. Первый сборник стихов был напечатан в журнале «Алтай». Умер Т.М. Белозёров 15 февраля в 1986 году и похоронен в г.Омске. Ирина Токмакова, говорила, что стихи Белозёрова – это глоток свежего воздуха, пронизанным солнцем, пахнущего цветущим ромашковым полем. До майского ромашкового поля у нас ещё есть время, а вот с апрельским подснежником давайте познакомимся.

 Чтение стихотворения учителем. Работа по учебнику стр.53.

- Какое настроение у вас было во время слушания стихотворения?

- Это грустное или весёлое стихотворение?

- Какие слова передают грусть?

 Перечитайте стихотворение ещё раз про себя.

-  - О чём же это произведение?    (об уходе зимы)

- Почему Снегурочка оказалась всем чужая?

- С чем Белозёров сравнивает  подснежники?  (со слезами Снегурочки)

- Нравится ли вам это сравнение?  Специальным приемом пользуется автор, а называется этот приём – олицетворение. Мы можем вместе с автором  стихотворения представить себе уходящую зиму как пожилую женщину. Снегурочка – сказочный персонаж.

- Почему плакала Снегурочка?

 Ребята, существует красивая легенда о подснежниках:   Слайд 10.

 Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы-подснежники. Люди увидели, столько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая легенда. А вам она понравилась?

- Рассмотрим, как же выглядит это смелый цветочек? (рассматривание иллюстраций, изображающих подснежники)

- Эти удивительные цветы привлекли внимание не только художников, но и поэтов и композиторов.

- Если мы окажемся в весеннем лесу, станете вы срывать подснежники?

- Почему?

 Послушайте стихотворение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

 И не будет красоты!

- Мы с вами познакомились с двумя стихотворениями. Какая тема объединяет эти произведения?   (Оба стихотворения о весне)

- Одинаковы ли эти произведения по настроению? Сравните их.

- Что вы должны сделать для этого?  (Перечитать оба стихотворения) Работа в парах.

    Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картины родной природы особенно чувствуют художники. Перед вами картина известного художника Архипа Ивановича Куинджи «Ранняя весна»  (слайд 12 )

- Какими красками пользуется художник?

- Какое настроение создалось  у вас, увидев эту картину?

- Какие признаки весны можно увидеть на репродукции картины?    (ясный день, тает снег)

- Какие чувства хотел передать художник?

- Почему автор назвал картину «Ранняя весна».

- Какие строки из прочитанных стихотворений вы поместили бы рядом с этой картиной?

   Подведение итогов. Мы сегодня побывали в гостях у весны. Мы имели возможность лишь прикоснуться к литературному   искусству, к музыкальному искусству, к изобразительному искусству. Сегодня мы побывали в гостях в волшебном мире искусств.

-Понравилось ли вам в гостях?

- Какой образ весны сложился в вашем представлении?

- Какое лицо у весны?

- Что понравилось? Чему удивились? Что нового открыли для себя?

Оценивание. Ребята, попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке.

- Кто считает, что справился с заданиями самостоятельно на «отлично»- выберите солнышко.

- Кто считает, что справился  хорошо, с помощью друзей - месяц.

- Кто считает, что  ещё надо поучиться – звёздочку.

Домашнее задание.

  1. Создайте свой образ весны. Подпишите творческую работу подходящими по настроению строчками из прочитанных стихотворений русских писателей.
  2. Выучите наизусть одно из стихотворений (стр.52-53).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА»...

Разработка урока по литературному чтению 2 класс В.А. Осеева "Три товарища"

Цель урока- формирование представлений обучающихся о дружбе. Технология: развитие критического мышления....

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...

Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто»

Конспект урока по литературному чтению на тему «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто» + презентация...