Главные вкладки

    Урок обучения грамоте по теме "Слог" УМК Л.В.Занкова
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Урок обучения грамоте по теме "Слог"  УМК Л.В.Занкова

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте

    Тема «Слог»

    Цели:  познакомить детей с фонематическим понятием “слог”, учить делить слова на слоги; составлять из слогов слова и читать их, ставить ударение,

    -личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

    -метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, определения путей достижения общей цели, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

    -предметные: читать, записывать, сравнивать, делить слова на слоги; составлять из слогов слова и читать их, ставить ударение.

    Оборудование: карточки с буквами, карточки со слогами, звуковые схемы, картинки.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2.  Постановка учебной задачи.

    - Сегодня, когда я  готовилась  к  уроку,  у меня из конверта случайно выпали буквы, все перемешались. Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать слова.

    1 ряд – ЛУСЬТАШ (слушать)

    2ряд – ДАТЬМУ (думать)

    3 ряд –ТЬТЧ (читать)

    -Какие слова получились? (слушать, думать)  

              -Пройдите к доске и составьте слова (2 ученика у доски)

    -А какое третье слово?  Почему не можете составить слово? В чём причина?

              Вывод: без гласного нельзя составить слово.

             - Я добавлю вам 2 буквы. (Даю буквы А , И). А теперь попробуйте        

             составить слово.

    АИТЬТЧ (читать)

    - Какие замечательные слова у нас с вами получились! Думать, решать, читать, а ещё размышлять, рассуждать,  решать, классифицировать, сочинять, анализировать, сравнивать и обобщать, а также сотрудничать, мы будем сегодня на нашем уроке обучения грамоте.

    Итак, девиз нашего урока: мы будем думать и решать, и много будем мы…(читать) 

             

               3 Актуализация знаний.

    -И вновь возвращаемся к нашим получившимся словам: думать, слушать, читать. Поставьте ударение в данных словах.

    -Что общего у этих слов? (слова-действия, 2 –гласных, оканчиваются на ать,  двусложные)

    -Какое слово может быть лишним и почему? (Слушать – 7 букв, в остальных словах по 6 букв, читать – ударение падает на 2 слог, а в других на 1-ый, 1-ый согласный мягкий, а в других словах – твёрдый)

    1. Самоопределение к деятельности.

    - В повседневной жизни вы слышали слово слог ещё до школы, когда учились читать. Слог. А что это такое? (высказывания детей)

    -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Тема «Слог»)

    -На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?

    Значит, задачи нашего урока:

            -узнать, что такое слог,

    -зачем нужен слог,

    -как делить слова на слоги.

                5 . Основной этап -  изучение нового материала

               На доске попутно создаётся кластер.

    - На странице 38 учебника сделана запись. Я её вынесла на доску:

    ум     ро     Ми    он    мир      мно     Ни

    - Найдите данную запись у себя в книгах, подчеркните слова.

    -Какие слова вы нашли? (ум,  мир, он)

    -Докажите, что это слова. (Каждое слово имеет определённое значение)

    (Ум – способность мыслить, думать, (ум, разум, интеллект),

    мир – жизнь без войны, сфера деятельности людей (театральный мир, мир учёных, писателей), часть Вселенной (звёздный мир) – многозначное  слово.)

    - Что такое ро, Ми, мно, Ни, э?(Это слоги)

    -Почему? (сочетание звуков согласного с гласным или один гласный)

    -Как  произносятся слоги? (Одним толчком выдыхаемого воздуха)

             -Допишите на листочках слова с данными слогами.

    ро

    Ми

    мно

    Ни

    э

    -Какие слова у вас получились? (со слогом ро…, мно…,Ми…,  Ни…, э…)

            -Как вы будете делить слова Мирон и Нина на слоги?

            -Представьте себе, что мальчик с девочкой ушли в лес да и заблудились. Что они будут делать? (искать друг друга, звать на помощь, кричать.)

    -Давайте позовём детей, чтобы они нашли друг друга и благополучно вернулись домой. (Ми-рон!  Ни-на!)

    -Как звучало слово Нина, когда мы звали девочку? (оно распалось на 2 части)

    -Как звучало слово Мирон, когда мы звали мальчика? (оно распалось тоже на 2 части)

    На парте у детей лежит 6 схем.

    -Мальчики, выберите схему слова к слову Мирон из предложенных, а девочки – к слову Нина.

    № 2. Найди нужную схему (Нина, Мирон)

    1.

    4.

    2.

    5.

    3.

    6.

    -Мальчики, покажите на пальчиках номер вашей схемы ( № 6)

    -Девочки, покажите на пальчиках номер вашей схемы (№ 1)

    -А как на звуковой схеме слова можно показать, что оно состоит из 2-ух слогов? (Каждый слог объединить дугой, или слоги разделить вертикальной чертой)

    - А как показать деление слова на части на буквенной модели?

    (Можно буквы разделить чертой, а можно буквы отодвинуть друг от другаВот так: Ни/на, Ни-на, Ми/рон, Ми-рон)

    Физминутка.

    - А теперь  авторы учебника приглашают нас на стадион. Мы с вами будем болельщиками. Шайба переходит к Мирону, что мы будем кричать?

    (Ми-рон! Ми-рон! Ша-йбу! Ша-йбу! Гол! Мо-ло-дцы!)

    - Что мы делали со словами? (делили на слоги)

    -Какие по сложности были слова? Докажите! (односложные, двусложные, трёхсложные)

    -Скажите, а зачем нужно делить слова на слоги? (для переноса)

    -Действительно, слова с одной строчки на другую переносятся по слогам. Рассмотрим 3 слова: Мирон, молодцы, гол.

    -На строке пишу слово Мирон, место на строке заканчивается, что мне делать? (переносить слово с одной строчки на другую) Как? (1-ый слог оставить на верхней строке, поставить чёрточку, а второй слог написать от начала  новой строки)

    Разбор слова молодцы для переноса.

    Разбор слова гол.

    Вывод: односложные слова не переносятся.

    -Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

    Микровывод. Чтобы их правильно переносить с одной строчки на другую.

    1. Закрепление.

    1. -На стр.38 под картинкой «Стадион» написаны жирным шрифтом слова. Давайте мы их прочитаем: ЛУНА, МАЛИНА, ЛИМОН, МАЙ.

    -Перед словами написано задание. Прочитайте задание.

    -Что нужно сделать со словами?

    Дети работают самостоятельно в учебниках, а 4 ученика у доски.

    -Как разделили слова? Все ли слова подлежат переносу и почему? Какое слово вызвало сомнение?

    -У кого всё было правильно? У кого одна ошибка? Две? Молодцы!

    2. Работа в группах.

    -Со слогами можно играть. Разгадай ребус (стр.38 учебника)

     (дуга, шина, дочка)

    1. Составь из слогов слова, запиши их и поставь ударение.
    2. Напишите своё имя. Разделите его на слоги. (Взаимопроверка)

    -Встаньте те дети, чьи имена нельзя переносить с одной строчки на другую

    - Встаньте те дети, чьи имена можно переносить, но случай переноса только один.

    - Встаньте те дети, чьи имена можно переносить, но случаев переноса два и несколько.

    1. Рефлексия.

    - Давайте подведём итог нашего урока.

    Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.

    -Что такое слог? (Звук или сочетание звуков, произносится одним толчком выдыхаемого воздуха)

    -Какой звук обязательно должен присутствовать в любом слоге? (гласный)

    -Какие бывают слоги? (Слоги бывают ударные и безударные.)

    - Зачем нужен слог? (Из слогов можно составить слово, для переноса слов)

           -Как делить слова на слоги? (Позвать слово, посмотреть на буквы гласных. Сколько в            слове гласных, столько и слогов)

            - Кто не зря пришёл на урок? Кто доволен своей работой на уроке?

                     - Урок окончен.



    Предварительный просмотр:

    слог

    слово 

    или

    Произносится одним толчком выдыхаемого воздуха

    ударный

    безударный

    ум     ро     Ми   он    мир    э мно     Ни  на

    рон

    Ни-на

    Ми-рон

     

            

    м о л о д ц ы

    м о л о д ц ы

    мо-ло-дцы

    г о л

    М и р о н

    Л У Н А

    М А Л И Н А Л И М О Н М А Й



    Предварительный просмотр:

    № 1. Допиши слова

    ро

    Ми

    мно

    Ни

    э

    № 2. Найди нужную схему (Нина, Мирон)

    1.

    4.

    2.

    5.

    3.

    6.

    № 3. Напиши своё имя. Раздели его на слоги.

     ____________________________

                         




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

    Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

    Презентация к уроку обучения грамоте на тему "Повторяем изученные буквы Читаем слоги с буквами М,Н"

    Презентация поможет учащимся повторить изученные буквы,закрепить навыки чтения слогов и слов с уже изученными гласными и согласными....

    Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"

    Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного;  учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...

    Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

    Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....