Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.
методическая разработка по чтению по теме

В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция  человека. Только при условии нормального развития речи могут развиваться все познавательные функции, полноценно развиваться личность, психика и внутренний мир человека.

Данные сурдопедагогики говорят об особенностях развития речи детей с нарушениями слуха: нарушение произношения, своеобразие  развития словарного запаса и грамматического строя речи, ограниченное понимание речи окружающих и затрудненное восприятие смысла читаемого текста. 

Констатируя своеобразие в овладении словарным составом языка, Р.М. Боскис отмечает, что ограниченный словарный запас и недостаточное владение грамматическим строем речи являются естественным препятствием к пониманию читаемого текста. 

Разделы которые можно выделить в методике обучения чтению детей с нарушениями слуха можно выделить в этой системе несколько разделов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razve_rechi_i_nauchno-poznavat_liter-ra.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.

В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция  человека. Только при условии нормального развития речи могут развиваться все познавательные функции, полноценно развиваться личность, психика и внутренний мир человека. Проблемами изучения развития речи детей с нарушенным слухом занимались такие ученые как  С.А. Зыков,  А. Г.Зикеев, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф, К.Г.Коровина и др.

Данные сурдопедагогики говорят об особенностях развития речи детей с нарушениями слуха: нарушение произношения, своеобразие  развития словарного запаса и грамматического строя речи, ограниченное понимание речи окружающих и затрудненное восприятие смысла читаемого текста.

С учетом особенностей развития этих детей создана специальная система обучения языку, имеющая коррекционную направленность. Программа обучения в школах I и II вида предусматривает обучение языку в  условиях коммуникативно - деятельностной  системы. Обучение глухих языку в его коммуникативной функции, как отмечал С.А.Зыков, предполагает «целенаправленную систему работы, обеспечивающую планомерное усвоение школьниками речи при соблюдении обязательного условия, что каждое усваиваемое слово, словосочетание несут в себе «нагрузку» коммуникативности» [4]. Ребенок в процессе обучения овладевает речью как средством общения, познания, мышления. Развитие речевой деятельности – это интегрированная система обучения, в которой каждый учебный предмет имеет общие и специфические задачи в отношении обучения языку.

Принципиально важными являются основополагающие  принципы этой системы: максимальное обогащение речевой практики, овладение словарным запасом речи в неразрывном единстве с овладением грамматическим строем , практическое изучение ребенком грамматических закономерностей языка.

Работа по развитию речи осуществляется и во внеурочное время в форме экскурсий, наблюдений, опытов, обсуждений.

Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает формирование потребности детей в чтении, усиление мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использования полученной при чтении информации. Уроки чтения используются для речевого развития детей за счет общего развития, расширения, обогащения речи новыми словами, образцами фраз и синтаксических конструкций, обучения перифразу, ответам на вопросы, пересказу и т.д.

Научно-познавательная литература – это специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя. Без чтения такой литературы невозможно как становление ребенка-читателя, его дальнейшее литературное развитие, так и расширение кругозора любого школьника по различным областям научного и общественного знания [2].

Безусловно, пробуждение, формирование и развитие познавательной активности ребенка происходит не только и не столько  при чтении различного рода книг (на это нацелена вся воспитательно-образовательная деятельность школы), но помочь развить мышление ребенка, активизировать всю его деятельность в окружающем мире во многом способна научно-познавательная литература, так как целью ее  как раз и является формирование и развитие познавательной активности читателя.

На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно научно-познавательная литература.  Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: с одной стороны, обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей. Кроме того, подобные издания содержат в себе не только теоретические сведения, но и описания всевозможных опытов и экспериментов, стимулируя тем самым активное познание действительности, что является очень важным для детей с нарушенным слухом.

Констатируя своеобразие в овладении словарным составом языка, Р.М. Боскис отмечает, что ограниченный словарный запас и недостаточное владение грамматическим строем речи являются естественным препятствием к пониманию читаемого текста. Непонимание многих слов, отдельных словосочетаний переносного значения слова или фразы  приводит к тому, что достаточно легкий текст оказывается недоступным для восприятия ребенка.

Р.М. Боскис в своих исследованиях приходит к выводу: по мере специального изучения слабослышащими детьми слов и их звукового состава возможность узнавания слов при чтении возрастает.

Возникающие трудности в работе с текстом определяют необходимость введения в уроки чтения словарной работы. Содержание словарной работы состоит из следующего: раскрытия и уточнения значения слов, обогащения речи новыми словами, понятиями путем организации речевой практики; расширения сферы употребления слов, включения их в новый контекст; ознакомления с выразительными средствами языка и включения их в речь учащихся; развития связной устной и письменной речи.

В методике обучения чтению детей с нарушениями слуха можно выделить в этой системе следующие разделы:

  • Объяснение новых слов и словосочетаний. Для объяснения могут использоваться следующие приемы: применение наглядного пособия; описание слова или выражения; драматизация действия; логическое определение понятия; объяснение слова с помощью видового или родового понятия; обучение понимания слова в контексте; выразительное чтение; морфологический анализ слова.
  • Закрепление словаря, включение его в речевую деятельность. Приемы для закрепления слов: ведение словарей (постатейный и тематический); словарно-стилистические упражнения; включение слова в речевую практику.
  • Лексические, лексико-стилистические упражнения: подбор слов из текста для конкретизации родовых понятий по темам; упражнения для закрепления навыка употребления в речи слов, обозначающих признаки предмета; местоимения однокоренных слов и т.д.; подбор синонимов к слову; составление предложений со словом

В процессе обучения и воспитания необходимо постоянно стимулировать интерес детей к научно-познавательной литературе. Решению данной задачи способствует словарная работа. После прочитанного текста можно поделиться мнениями, задать побуждающие вопросы, сделать записи и в дневнике природы, составить схематичные рисунки, плакаты, оформить стенд провести опыт, загадать загадки на изучаемую тему, выслушать рекомендации самих детей о тех книгах, которые они прочитали.

При работе с научно-познавательной литературой необходимо учить детей навыкам работы со справочной и научно-популярной литературой.

Для облегчения восприятия текстов, а также закрепления полученной информации может послужить дополнительное оборудование: проекторы, картинки, натуральные объекты, музыкальное оформление (звуки природных явлений, звуки музыкальных инструментов, голоса животных), видеоролики и т.д.

Ознакомление с научно-познавательной литературой возможно и во внеклассном чтении. Для вовлечения детей во внеклассное чтение необходимо также вести работу с семьей. Можно предложить несколько форм работы с родителями:

  • Проведение родительских собраний, где педагог рассказывает, что и как читать, как увлечь ребенка чтением и т.д.
  • Проведение выставок семейного творчества, где можно представить творческие работы, включающие рассказы о своей семье, любимых писателях и книгах, фотографии и рисунки членов семей.

Таким образом, научно-познавательная литература занимает важное место в системе работы по развитию речи детей с нарушениями слуха, расширении их представлений об окружающем мире.

Список литературы.

  1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – м., 1988.
  2. Дружинина Н.М. Уроки руководства самостоятельным чтением детей в младших классах школы (внеклассное чтение). –ЛГПИ им. А.И. Герцена., 1976.
  3. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., 2000.
  4. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 1977.
  5. Красильникова О.А. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. – Спб. , 2005.
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. – М., 2006.
  7. Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г.Речицкой – М., 2004.