Сценарий литературной викторины для учеников 1-3 классов
материал по чтению (1 класс) на тему

Орлова Ирина Владимировна

Игра-викторина для 2-3 команд проводится на "Книжкиной неделе", состоит из заданий по произведениям Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена", А.Сент-Экзюпери "Маленький принц", А.Чехова "Каштанка". Также включены вопросы по прочитанным в течение времени, отведенного на подготовку, сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_literaturnoy_igry_dlya_uchenikov_1.doc61 КБ
Файл literaturnyy_ring.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной игры для учеников 1-3 классов

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня здесь собрались настоящие знатоки детских книг, ценители художественного слова.

Сегодня в Книжкином царстве - мудром государстве праздник. Много праздников приносит нам весна. И один из них – праздник книги. Он приходит в каждую школу, в каждый дом и приносит большую радость – встречу с хорошей, умной книгой.

Мало кто знает, что у этого праздника детских книг есть своя особая, очень интересная история и даже дата официального дня рождения. В марте 1943 года, во время Великой Отечественной войны, в Москве впервые был проведен необычный праздник - День детской книги. Тогда на один день к ним приехали прямо с фронта любимые детские писатели. Корней Чуковский, Самуил Маршак, Лев Кассиль, Сергей Михалков, они рассказали мальчишкам и девчонкам, чьи отцы и братья сражались с врагом, как рождается книга. С тех пор этот праздник, превратившийся в Неделю детской книги, отмечается каждый год в дни детских каникул. Во всех детских библиотеках России проводятся встречи с писателями, всевозможные викторины и конкурсы.

И сейчас  мы проведём игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с литературными произведениями и литературными сказками.

В игре принимают участие ___ команды. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.

За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.

За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить ещё 1 балл.

На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.

Подсчитывать очки будет наше уважаемое справедливое жюри.

Итак, начинаем нашу игру!

Предлагаем вначале представить команды – название и девиз. Ну, и конечно, выбрать капитана команды!

Представление команд.

Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...

Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.

Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,

переиначивается и возникает заново.

«Кто много сказок прочитал,

Легко найдет ответы.

Да ты и так давно их знал.

Ну что, проверим это!»

Задание 1: (слайд) Перед вами изображения птиц и животных. . Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в сказочных описаниях, данных нашими предками.

  1. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.  (Ворон)
  2. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.  (Петух)
  3. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.  (Сова)
  4. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка)
  5. . Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.(Пес, собака).
  6. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.  (Орел)

Задание 2.

Назовите 5 литературных произведений, в названиях которых есть цифры.

Слово жюри.

Задание 3. 

«Вопрос – ответ».

Тема этого задания – произведение Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена».

  1. Однажды барон Мюнхгаузен попал в плен к туркам и был продан в рабство. «Правда, работу мне давали нетрудную: меня назначали пастухом.»- рассказывал он впоследствии.

            Вопрос:

            Кого должен был пасти герой? (пчел).

  1. Как-то раз, отгоняя медведя от ульев, Мюнхгаузен бросил в зверя топорик с такой силой, что инструмент залетел на Луну. К счастью, герой вспомнил, что в Турции есть такой овощ, которая растет быстро и порою достает до самого неба. Ни минуты не медля, Мюнхгаузен посадил: в землю, и: быстро начал расти и вскоре дотянулся до Луны.

 Вопрос:

            Что за «овощ» помог герою оказаться на Луне? (бобы).

  1. «В жизнь свою не видел я такого множества уток! К сожалению, у меня не осталось ни одной пули. Долго я стоял в нерешительности и вдруг вспомнил, что в моей охотничьей сумке остался кусочек….»

Вопрос:

Что достал из сумки барон? (кусочек сала).

  1. «Я нагнулся к земле и все понял. Остров, к которому пристал наш корабль, был сделан из отличного…»

Вопрос:

Из чего был сделан этот остров?(из голландского сыра).

  1. Однажды во время охоты Мюнхгаузен преследовал зайца, целых двое суток «не слезая со следа». Лишь на третий день барону удалось подстрелить «на диво быстроногого» зайца.

Вопрос:

 Что помогло косому спасаться от погони в течении столь долгого времени? (у зайца было 8 ног).

  1. «Я согласился снарядить корабль, и мы отправились в Южный океан. По пути мы не встретили ничего удивительного, кроме…»

Вопрос:

Кого встретил наш герой? (летающих женщин).

Слово жюри.

Задание 4.

Ведущий: а сейчас – блиц-опрос. Вопросы задаются по очереди каждой команде, на обдумывание 2-3 секунды:

1. Лучший в мире крокодил. (Гена.)

2. Сколько козлят у многодетной козы? (Семеро.)

3. Гордость Варвары-красы. (Коса.)

4. Самая известная курочка. (Ряба.)

5. Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)

6. Мальчик-луковка. (Чиполлино.)

7. Крокодиловая река в Африке. (Лимпопо.)

8. Сказочная скатерть. (Самобранка.)

9. Назовите братьев - Чук и... (Гек).

10. Снежная баба в детстве. (Снегурочка.)

11. Дедушка - любитель зайцев. (Мазай.)

12. Главный атрибут Дуремара. (Сачок.)

13. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина.)

14. Итальянский прообраз папы Карло. (Джузеппе.)

15. Воздыхатель Мальвины. (Пьеро.)

16. Кто разморозил сердце Кая? (Герда.)

17. Девочка, которая растаяла весной. (Снегурочка.)

18. Былинный богатырь из города Мурома. (Илья.)

19. Герой какой сказки вырос в волчьей стае?

20. Какого роста была Дюймовочка?

21. Какие волшебные предметы есть в русских сказках?' (Шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт)

22. Где жили старик со старухой из сказки А. Пушкина? (у самого синего моря)

23. На чем передвигаются сказочные герои? (Ступа, метла, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, летучий корабль)

24. Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Кот в сапогах)

Задание 5.

Тема этого задания – повесть-сказка «Маленький принц».

– Итак, команды готовы? Мы начинаем!

  1. Какие образы вам кажутся особенно важными для понимания главного смысла? (Роза, Лиса и др.)
  2. Какие ужасные зловредные семена есть на планете Маленького принца?  (Семена баобабов).
  3. Зачем автор перемещает Маленького принца с планеты на планету?  (Вступает в отношения с разными персонажами, и именно в этих отношениях раскрывается его характер).
  4. О чем задумывается Маленький принц? (О смысле жизни, о месте человека на земле, о следах, которые остаются после смерти, об отношениях друг с другом, о дружбе и любви, о честолюбии и власти и т.д.)
  5. Почему повествователь испугался змейку? (Вдруг она ужалит, змеи ведь злые, ужалить для них удовольствие).
  6. Для кого написана эта сказка? (И для детей и для взрослых, чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга).
  7. Почему турецкому астроному, открывшему астероид В-612, на котором, вероятно, и жил Маленький принц, никто не поверил? (Потому что он был одет по-турецки, был не как все). Это ирония.
  8. Чему научил Маленький принц героя? (Поддерживать порядок на своей планете, возделывать сад, украшать дом, трудиться каждый день, видеть красоту, учит терпению, душевной зоркости, учит преодолевать грусть, учит любви).
  9. Чему учится маленький принц у Лиса? (Я в ответе за мою розу. Мы в ответе за тех, кого приручили).
  10. Что подсчитывал на своей планете деловой человек и зачем? (Звезды, чтобы быть богатым).
  11. Есть ли планета, обитатель которой пришелся Маленькому принцу по душе? (Пятая, фонарщик).
  12. Каким образом Маленький принц оказался на земле? (Посоветовал географ из 6 планеты).

Задание 6.

Следующий конкурс- « Мозаика». Сложите мозаику, это высказывание автора, ставшее крылатым выражением, афоризмом, это фразы, выражающие самые главные мысли писателя (выражения разрезаны на отдельные слова).

– Самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце.

 – Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

 – Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

– Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии.

Слово жюри.

Задание 7.

Черный ящик. Из каких произведений предметы, которые находятся  в нашем ящике.

Задание 8.

Еще с одним произведением мы с вами познакомились, готовясь к «Книжкиной неделе». Вопросы в этом задании помогут вспомнить его.

1.Как звали хозяина Каштанки и кем он был? Как звали его сына? (Лука Александрович, столяр, сын Федюшка).

2.Как случилось, что Каштанка потерялась? (Шёл полк солдат, громко играла музыка. Каштанка залаяла, испугавшись музыки, перебежала на другую сторону улицы).

3. Почему Каштанка не смогла найти хозяина по запаху его следов? (Пахло новыми резиновыми калошами).

4. На какие две части делила Каштанка всё человечество? (На хозяев и заказчиков).

 5.Чехов пишет, что Каштанка «стала горько плакать». А как плачет собака? (Воет, скулит).

 6.Какие фокусы проделывал с Каштанкой Федюшка, сын столяра? (Таскал за задние лапы; давал кусочек мяса на ниточке,  а потом вытаскивал его; заставлял  ходить на задних лапах; дёргал за хвост; давал нюхать табак).

 7.Как встретили Каштанку её новые соседи? (Гусь зашипел на неё и клюнул в спину,  а кот выгнул спину, взъерошил шерсть и ударил лапой по голове).

8. Кто такие Фёдор Тимофеевич, Иван Иваныч и Хавронья Ивановна? (Кот, гусь, свинья)

 9.Какое новое имя получила Каштанка? (Тётка).

 10.Чему научил собаку новый хозяин? (Стоять и ходить на задних лапах, плясать, бегать на корде, звонить,  участвовать в пирамиде).

11. Кто был новый хозяин Каштанки? Вспомните его сценическое имя.  (Дрессировщик и клоун. Жорж. )

12.Почему в одну из ночей выла Тётка? (Умер Иван Иванович — гусь).

13. Отчего заболел и умер гусь? (На него наступила цирковая лошадь).

14. Как Тётка-Каштанка вернулась к своим прежним хозяевам? (Во время её выступле-ния в цирке Федюшка узнал Каштанку и прежние хозяева её позвали по имени).

 15.Что почувствовала Каштанка, когда вернулась домой? Обрадовалась ли она? Обрадовались ли хозяева?

Слово жюри.

Ведущий: а теперь – конкурс «Домашнее задание»!

Подведение итогов.

Список источников и Интернет-ресурсов:

                        http://bookz.ru/authors/raspe-e/munhayze/1-munhayze.html

                        http://www.litmir.net/br/?b=22929

                        http://lib.ru/LITRA/CHEHOW/kashtanka.txt

                        http://ilibrary.ru/text/1146/p.1/index.html

             http://libsoftware.net/246716-priklyucheniya-barona-myunhauzena-1967-h 

        http://bookz.ru/authors/raspe-e/munhayze/1-munhayze.html 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературный ринг Игра для читающих детей

Слайд 2

Знаете ли вы? История возникновения праздника « Книжкина неделя»

Слайд 3

Тема сегодняшней игры: Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» Антон Павлович Чехов «Каштанка» Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Слайд 5

Вопрос - ответ

Слайд 6

Пчел Бобы Кусочек сала Из голландского сыра У зайца было 8 ног Летающие женщины

Слайд 7

Повесть-сказка «Маленький принц»

Слайд 9

Роза, Лис, Фонарщик… Семена баобабов. Раскрывает характер героя. О смысле жизни, об отношениях друг к другу. Вдруг она ужалит – змеи ведь злые… И для детей, и для взрослых! Потому что одет он был по-турецки! Учит терпению, душевной зоркости… Мы в ответе за тех, кого приручили… Звезды, чтобы быть богатым Планета фонарщика. Посоветовал географ.

Слайд 10

Мозаика

Слайд 11

Черный ящик Угадай предмет по описанию

Слайд 12

«Каштанка» Антон Павлович Чехов

Слайд 13

Лука Александрович, столяр, сын Федюшка Полк солдат шел с громкой музыкой Запах новых резиновых калош На хозяев и заказчиков Воет, скулит… Таскал за задние лапы, дергал за хвост… Гусь зашипел, кот ударил лапой по голове… Кот, гусь, свинья Тетка Цирковым трюкам («пирамида» и т.д.) Дрессировщик и клоун. Жорж. Умер Иван Иваныч – гусь, Наступила цирковая лошадь. Во время выступления узнал Федюшка

Слайд 14

Домашнее задание

Слайд 15

Спасибо за игру!

Слайд 16

Список использованных Интернет-ресурсов: http://lib.ru/EKZUPERY/mprinc.txt http://klubok31.ru/new/s-prazdnikom-zemlyane http://www.sostav.ua/2008/10/16/ http://bookz.ru/authors/raspe-e/munhayze/1-munhayze.html http://www.litmir.net/br/?b=22929 http://udachno-w2.ru/video/sovetskie-multfilmy/page-65 http://libsoftware.net/246716-priklyucheniya-barona-myunhauzena-1967-h http://smotri-filmu.ru/page/550/ http://www.char.ru/books/1036820_Tri_medvedya_CHitaem_detyam http://my-shop.krav.ru/512606.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)

Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...

Сценарий литературной викторины «По дорогам сказок»

Цели: расширение кругозора детей, развитие образного мышления, формирование учебной мотивации, содействие сплочению коллектива, умению работать в команде. Ход мероприятия:   Ведущ...

Новый год-сценарий новогодней ёлки для учеников 1-4 классов

Сценарий подобран в соответствии с возрастом учеников .Сказочные персонажи :Кот Базилио . Лиса Алиса ,Баба-Яга .Продолжительность праздника зависит от количества игр. В наше школе утренник шёл 2 часа....

Сценарий литературной викторины "Пушкинская викторина" (к 175летию со дня гибели А.С.Пушкина)

Викторина проведена 10 февраля 2012 года. Викторина проводилась на параллели 3х классов....

Сценарий "Рыцарского турнира" для учеников 4-5 классов

В представленном сценарии решаются задачи расширения представлений младших школьников о средневековой рыцарской культуре, знакомство с  требования рыцарской морали, сравнение их с требованиями со...

Сценарий литературной викторины. "Цветик Самоцветик".

Игра «Цветик – Семицветик»Добрый день! Я приветствую всех взрослых и детей на литературном празднике, который будет проходить в форме игры «Цветик – Семицветик». Сегодня мы узнаем, насколько хорошо пе...

Экологическая викторина для учеников 1-2 класса.

Данный материал использовался при проведении "Недели экологии" в начальных классах....