Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса начальная школа XXI века
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

Чуркина Тамара Александровна

В рабочей программе содержится:

пояснительная записка, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты изучения, содержание предмета, КТП (с пунктом "характеристика деятельности обучающегося"), материально-техническое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_l.chtenie_2_klass.docx62.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения, авторской программы Ефросининой Л.А. к УМК «Начальная школа ХХI века» под редакцией Виноградовой Н.Ф., утвержденным Министерством образования и науки РФ.                                                                                                        Программа рассматривает литературное чтение в качестве средства формирования ребенка как грамотного читателя. Развитие читательских способностей предполагает формирование такой деятельности, когда ребенок способен воспринимать текст, понимать читаемое, воссоздавать в своем воображении прочитанное, воспроизводить текст. Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. А также освоение культуры речи путем участия детей в разнообразной деятельности — чтение, говорение, письмо.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: дать представление о мире литературы, читательских умениях, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера :

 простейшими сведениями об авторе — писателе,

 о теме читаемого произведения,

 о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).

 дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Курс литературного чтения нацелен  на овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться:

 воспринимать текст произведения;

 слушать и слышать художественное слово;

 уметь читать вслух и молча;

 понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);

 воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Курс направлен на достижение следующих практических целей:

 научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;

 постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

 включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения,

 учить работать в парах и группах;

 формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;

 расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся,

 создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует оющему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

Раздел "Виды речевой деятельности" включает следующие содержательные линии: аудирование, чтение, говорение, письмо.

Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.

Говорение на основе разных видов текста определяет спецефические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.

Письмо предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.

Раздел "Виды читательской деятельности" включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярных текстах; выделять главную мысль текста.

Программа предусматривает знакомство ребенка с книгой как источником различного вида информации и формировании библиографических умений: ориентироваться в книге по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.

В разделе "Круг детского чтения" реализуется принцип отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.

Раздел "Литературоведческая пропедевтика" содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел "Творческая деятельность учащихся" является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное образование обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника. На его изучение отведено 444 часа. В 1 классе 36 ч (4 ч в неделю ), во 2,3,4 классах по 136 ч ( 4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе ). В авторскую программу внесены изменения согласно учебному плану.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

 Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения являются:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения являются:

- освоение приемов поиска нужной информации;

- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения являются:

- формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения

- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;

- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

- умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны достигнуть следующие результаты:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

· правильно читать текст целыми словами; темп чтения вслух не менее 55- 60 слов в минуту;

· читать молча ( про себя) небольшие тексты под контролем учителя;

· читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

· отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведениях, героях и их поступках;

· определять тему, жанр, авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно- символическое моделирование;

· понимать и объяснять нравственное содержание с нравственными нормами;

· находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

· пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладеть алгоритмом подготовки пересказов;

· группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

· понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать свое мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;

· пользоваться умением читать молча ( про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу ( теме);

· пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;

· читать доступные периодические издания ( детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел: «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

· различать стихотворный и прозаический тексты;

· определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;

· различать пословицы и загадки по темам;

· использовать в речи литературоведческого понятия ( сказка, рассказ, стихотворения, герой произведения).

Ученик может научиться:

· осознавать нравственные и этические ценности произведения;

· выражать свою точку зрения о произведениях, героях и их поступках;

· находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.

Раздел «Творческая деятельность учащихся»

Ученик научится:

· понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;

· инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

· моделировать «живые картинки» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

· рассказать сказки с присказками;

· создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик может научиться:

· делать иллюстрацию к изученным произведениям;

· иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

· выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях»,»Сказки о животных»;

· инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел :«Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

· находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

· определять тему и главную мысль текста;

· работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;

· дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

· самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

· сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;

· высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание).Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, к их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение.Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя4 определение основной мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Универсально учебные действия (УУД):

· воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;

· читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объемом 102 страницы;

· овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;

· понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;

· воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально- этические ценности и идеалы ( на примерах поступков героев литературных произведений, входящих в круг чтения второклассников);

· понимать учебную задачу, определять способы ее решения;

· анализировать тексты произведений разных жанров ( определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план);

· определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

· выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;

· отвечать на вопросы ( по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);

· формулировать высказывание (о произведении, о героях);

· планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей ( выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи;

· использовать знаково- символическое моделирование для решения читательских задач ( определение темы, жанра и авторской принадлежности произведения и книги);

· группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;

· объяснять значение слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значение слова;

· сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;

· составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели ( на примере моделирования обложки к произведению).

Круг чтения

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей- классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- популярные произведения, сказка, рассказ, справочная детская литература, книги-справочники, словари.

Примерная тематика

Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Жанровое разнообразие.Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения ( фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Универсально учебные действия (УУД):

· усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;

· группировать пословицы и загадки по темам и видам;

· характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;

· использовать в речи литературоведческие понятия( жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения, герой произведения).

Творческая деятельность учащихся

( на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения ( сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы ( «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», и т.д.). Подготовка и проведение уроков- утренников, уроков-игр.

Универсально учебные действия (УУД):

· понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения ( через выразительное чтение, творческий пересказ);

· читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;

· создавать истории о героях произведений.

Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги ( титульный лист, аннотация, предисловие «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц ( имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Универсально учебные действия (УУД):

· искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

· слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению, дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

· понимать информацию, данную в тексте, и на ее основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Межпредметные связи:

· с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов ( рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

· С уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

· С уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений ( народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

· С уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, легоконструкци к изученным произведениям).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ             

№п/п

Дата

Дата

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности уч-ся

1

 1.09

Произведения о Родине. Ф.Савинов«Родина»

  Развитие навыка чтения.

Закрепление литературоведческого понятия

Понятие «рифма»

2

 2.09

Стихи о Родине. И. Никитин «Русь»

 Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение

3

 3.09

Рассказы о Родине. С.Романовский «Русь»

 Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя

4

4.09

Произведения о Родине. С.Романовский «Слово о Русской земле»

Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр

5

 8.09

Стихи современных поэтов о Родине. С.Прокофьев «Родина». Дополнительное чтение: Н.Рубцова «Россия, Русь – куда я ни взгляну…»

 Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине

6

 9.09

Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки

Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм

7

 10.09

Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал»

Формирование

читательских

умений

8

11.09

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Обогащение словаря, формирование навыков чтения

9

 15.09

Произведения устного народного творчества. Шутка, считалка, потешка,  пословицы. Дополнительное чтение: песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки, загадки

Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений

10

 16.09

Проверь себя (комплексная разноуровневая проверочная работа)

Книжная полка.

Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением

11

 17.09

Стихи о детях. А.Барто «Катя». Дополнительное чтение: Б. Заходер «Перемена»

Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения

12

18.09

Произведения С. Баруздина о детях. «Стихи о человеке и его словах»,

А.Рубцов ""Ступенька"

Развитие восприятия художественного произведения.

13

 22.09

С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»

Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание

14

 23.09

Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородинка». Дополнительное чтение: С. Михалков «Прогулка»

 

15

 24.09

Слушание произведений о детях. Н.Носов «Заплатка". Д/ч Н.Носов "На горке", П.Воронько "Мальчик Помогай"

Развитие восприятия художественного произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание

16

 25.09

 Г.Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. Д/Ч  Нанайская сказка "Айога"

Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности

17

29.09

И.Крылов "Лебедь, Щука и Рак". Л.Толстой "Страшный зверь"

Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану

18

 30.09

М. Зощенко «Самое главное». Д/ч Я.Аким "Жадина"

19

 1.10

В. Сутеев «Кто лучше?». Дополнительное чтение:  Л. Осеев «Волшебная иголочка»

Развитие навыка чтения по ролям

20

 2.10

Произведения о детях. А. Митта «Шар в окошке».  Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение:  В. Берестов «Прощание с другом»

Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст

21

6.10

Л.Пантелеев. "Две лягушки". Д/ч В.Катаев "Цветик-семицветик"

22

 7.10

В. Беспальков «Совушка». Книжная полка.

Развитие навыка чтения, формирование читательских умений, нравственное воспитание

23

 8.10

В. Сутеев «Снежный зайчик».

Развитие умений восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских навыков

24

 9.10

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание

 

25

 13.10

Русская нар.сказка "Царевна-лягушка"

26

14.10

Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное  чтение:  Братья Гримм «Три брата»

27

 15.10

Автоские сказки. Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» Д/ч "Принцесса на горошине" Х-К.Андерсен

Развитие восприятия худо-

жественного

произведения, творческой деятельности, читательских умений

28

 16.10

 Братья Гримм «Семеро храбрецов» Д/ч "Серая звездочка"

Развитие навыков

чтения, читатель-

ских умений

(объяснять заго-

ловок, характеризовать героев, подбирать пословицы)

 

29

 20.10

Проверь себя. Книжная полка

30

 21.10

Произведения о родине природе. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».  Г. Скребицкий «Осень». Дополнительное чтение:  М. Пришвин «Осеннее утро»

Проверка уровня начитанности учащихся, знания авторов и героев их произведений

31

 22.10

Произведения о родине природе. Э. Шим «Белка и ворон», Е.Трутнева «Осень»

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность

 

32

 23.10

А. Сладков «Эхо». Дополнительное чтение:  А. Твардовский «Начало осени»

33

 27.10

Загадки. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи

 

 

34

 28.10

Э. Шим «Храбрый опёнок». Дополнительное чтение:  А. Майков «Осень» К.Бальмонт "Осень"

35

 29.10

Проверь себя. Книжная полка.

36

30.10

З. Александрова «Зима». Д/ч К.Ушинский "Проказы старухи-зимы".

Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности

37

 10.11

С. Иванов «Каким бывает снег». Дополнительное чтение:  С. Есенин «Пороша»

Развитие навыков чтения, читательских

умений (опре-

делять тему,

жанр, свое от-

ношение к про-

читанному)

 

38

 11.11

Рассказы о зиме. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

39

12.11

Э. Шим «Всем вам крышка.  К. Ушинский «Мороз не страшен»

Развитие навыков чтения, читательских умений

40

 13.11

.

Русская сказка «Дети Деда Мороза». Дополнительное чтение:  немецкая сказка «Бабушка Метелица»

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение)

41

 17.11

М. Пришвин «Деревья в лесу». Д/ч Е.Пермяк "Четыре брата"

 

42

 18.11

Стихи русских поэтов. И. Суриков «Детство»

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение)

43

 19.11

Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка».

Развитие навыков творческой деятельности

44

20.11

Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка»

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора)

45

 24.11

Сказки народные.  Русская народная сказка «Снегурочка»

Развитие навыков чтения, читательских умений

46

 25.11

Сказки народные.  Русская народная сказка «Снегурочка». Д/ч "Журавлиные перья" японская нар.сказка.

Развитие навыков чтения, читательских умений (оп-

ределять тему, жанр)

47

 26.11

Стихи русских поэтов. Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение:  В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

 

48

 27.11

Стихи русских поэтов. Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение:  В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

Развитие речи

учащихся, умения составлять

текст по теме

49

1.12

 Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

50

 2.12

И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу».  И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»

 

51

 3.12

В.Одоевский "Мороз Иванович"

Развитие навыков чтения, читательских

умений, слушания произведения

 

52

 4.12

Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»

53

 8.12

Комплексная работа.

Развитие навыков чтения, читательских

умений, слушания произведения

54

 9.12

Анализ работы

55

10.12

С. Михалков «В снегу стояла ёлочка»

Развитие речи учащихся

56

 11.12

Х-К Андерсен "Ель". Книги Х-К.Андерсена

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

 

57

 15.12

 А. Гайдар «Ёлка в тайге»

58

16.12

. С. Маршак «Декабрь». Книги С. Маршака

59

 17.12

С.Городецкий "Новогодние приметы"

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

60

 18.12

Проверь себя.

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

61

 22.12

Урок-конкурс. Стихи о природе. Книжная полка.

Проверка техники чтения

62

 23.12

Библиотечный урок. "Книги о Новом годе для детей"

Развитие речи учащихся, умения работать с произведениями, определение уровня начитанности

63

24.12

Урок-утренник "Здравствуй, праздник новогодний!"

Сформированность учебной и читательской деятельности

64

 25.12

Народная песня «Бурёнушка»В. Жуковский «Птичка». Д/ч К.Коровин "Баран, заяц и еж"

Развитие читательского интереса

65

 29.12

К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Голоса леса». Произведения фольклора (считалки, загадки). Д/ч М.Пришвин "Как поссорились кошка с собакой"

Развитие навыков чтения, читательских умений

66

 30.12

  М. Пришвин «Старый гриб». Д/ч :Н. Рубцов «Про зайца»

67

12.01

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна П. Комаров «Оленёнок». Дополнительное чтениеЕ.Чарушин "Перепелка"

Развитие восприятия художественного произведения, чита-

тельских умений

68

 13.01

В. Бианки «Ёж спаситель». Дополнительное чтение: М. Пришвин «Журка»

Развитие навыков чтения, читательских умений

69

 14.01

М. Дудин «Тары-бары…». Дополнительное чтение: В. Бианки «Хвосты»

Развитие навыков чтения, читательских умений

70

 15.01

К. Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение:К. Паустовский «Барсучий нос»

Развитие восприятия художествен-

ногопроизве-

дения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения

 

71

 19.01

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение: африканские сказки «О том, как лиса обманула гиену»

72

 20.01

Русская народная сказка «Зимовье зверей». Д/ч Ненецкая нар.сказка "Белый медведь и бурый медведь"

Развитие восприятия художествен-

ногопроизве-

дения, умение работать с книгой

73

21.01

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Дополнительное чтение: Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

Развитие навыков чтения, читательских умений

74

 22.01

Русская народная сказка «Белые пёрышки»

Развитие навыков чтения, читательских умений

75

 26.01

Книжная полка. Проверь себя.

Работа по зада-

ниям в тетради.

Развитие чита-

тельских умений

76

 27.01

Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы»

Развитие навыков чтения, читательских умений. Работа с текстом

77

28.01

Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы»

78

 29.01

Английская сказка«Как Джек ходил счастье искать»

 

79

 2.02

Английская сказка«Как Джек ходил счастье искать»

Развитие навыков чтения, Чита-

тельских умений.

80

 3.02

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

Развитие читательских навыков. Работа с текстом

81

4.02

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»

82

 5.02

Братья Гримм «Бременские музыканты»

 

83

 9.02

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся

84

 10.02

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»

 

85

 11.02

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»

Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся

86

12.02

Зарубежные сказки. Повторение.

87

 16.02

Библиотечный урок. Дорогами сказок. Книжная полка.

 

88

17.02

Проверь себя.

Развитие восприятия художественного произведения, читатель-

ских умений, развитие речи учащихся

 

89

 18.02

Л. Толстой «Лучше всех»

 90

 19.02

Пословицы. Народная песня "Колыбельная"

Определение уровня начитанности, читательских умений

91

24.02

М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…».

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей

92

 25.02

Е. Пермяк «Случай с кошельком». А. Аксаков «Моя сестра»

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей

93

 26.02

Л. Осеева «Сыновья». Пословицы.

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей

94

 2.03

, А. Майков «Колыбельная песня». Пословица.

Развитие навыков чтения и читательских умений

95

3.03

Л. Толстой «Отец и сыновья», Дополнительное чтение: И. Панькин «Легенда о матерях»

Развитие навыков чтения и

читательских умений

96

 4.03

А. Плещеев «Дедушка».

 Л. Воронкова «Катин подарок»,

Развитие навыков чтения и

читательских умений

97

 5.03

 Ю. Коринец «Март»

А. Плещеев «Песня матери».

Развитие навыков чтения и

читательских умений

98

 10.03

. Татарская сказка «Три сестры». Д/ч  Русская нар.сказка "Белая уточка"

Развитие навыков чтения и

читательских умений

99

 11.03

С. Михалков«А что у вас?»

Развитие навыков чтения и

читательских умений

100

12.03

В. Солоухин «Деревья». Д/Ч Б.Заходер "Сморчки"

Развитие навыков чтения и творческих способностей

101

 16.03

С.Михалков "Быль для детей"

Определение и

проверка уровня

начитанности,

читательских

умений; форми-

рование основ читательской самостоятельности

102

 17.03

С.Баруздин "Салют". Л/С. К.Курашкевич"Бессмертие"

Определение и

проверка уровня

начитанности,

читательских

умений; форми-

рование основ читательской самостоятельности

103

 18.03

Проверь себя

Определение и

проверка уровня

начитанности,

читательских

умений; форми-

рование основ читательской самостоятельности

104

 19.03

Народная песня «Весна, весна красная!..».

А.Ахматова "Перед весной бывают дни такие"...

105

 30.03

А. Чехов «Весной»

Развитие навы-

ков чтения и

творческих спо-

собностей. Работа над

восприятием художественного произведения

106

 31.03

 А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Г. Скребицкий «Весна-художник»

Развитие навы-

ков чтения и

творческих спо-

собностей. Работа над

восприятием художественного произведения

107

 1.04

М. Сладков «Снег и Ветер». Дополнительное чтение: М. Сладков из цикла «Лесные шорохи»

Развитие навы-

ков чтения и

творческих спо-

собностей. Работа над

восприятием художественного произведения

108

 2.04

. С. Маршак «Весенняя песенка». . Э. Шим «Чем пахнет весна»

Развитие навы-

ков чтения и

творческих спо-

собностей. Работа над

восприятием художественного произведения

109

 6.04

Е. Баратынский  «Весна, весна! Как воздух чист!..». Дополнительное чтение: В. Маяковский «Тучкины штучки»

Развитие навыков чтения и читательских умений

110

7.04

Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Д/ч М.Пришвин"Лесная капель"

Развитие навыков чтения и читательских умений

111

 8.04

. А. Куприн «Скворцы», Н. Сладков «Скворец-молодец»

Развитие навыков чтения и читательских умений

112

 9.04

Н. Сладков «Апрельские шутки» Д/ч Н.Сладков "Весенний разговор"

Развитие вос-

приятия худо-

жественного

произведения,

навыков чтения

113

 13.04

 А. Барто «Апрель». Д/ч Н.Сладков "Ивовый пир"

Развитие вос-

приятия худо-

жественного

произведения,

навыков чтения

114

14.04

Г. Скребицкий «Жаворонок». Дополнительное чтение: П.Воронько "Журавли"

Словарная работа

115

 15.04

Фольклор: песенка, закличка, загадка

Заклички-веснянки

116

 16.04

Заклички, загадки

Рифмы

117

 20.04

 В. Жуковский «Жаворонок».Д/ч В.Бианки "Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину"

Рифмы

118

 21.04

О. Высоцкая «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг»

Сравнение произведений

119

22.04

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение: Э. Шим «Муравейник»

Чтение по ролям

120

 23.04

Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей».

Проверка

внимания

(не существующий ответ на вопрос в тексте)

121

 27.04

 М. Пришвин «Ребята и утята»

Развитие навыков чтения и

читательских

умений (ком-

ментированноесодержание)

122

 28.04

Сказки в стихах.Б. Заходер «Птичья школа».Д/ч М.Горький "Ворбьишко"

Развитие навы-

ков чтения и

читательских

умений(комментированное

содержание)

123

 29.04

. К. Ушинский «Утренние лучи». Д/ч Р.Сеф. "Чудо"

Развитие навыков чтения и

читательских умений (выразительное чтение)

124

30.04

Комплексная контрольная работа

Развитие навы-

ков чтения и

читательских

умений(комментированное

содержание)

125

 4.05

Анализ комплексной работы

Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения

126

 5.05

Библиотечный урок. Книги о родной природе.

Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения

127

 6.05

Проверь себя

Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения

128

 7.05

русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное»

Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений

129

 12.05

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)

130

13.05

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

131

14.05

Д/Ч Индийская нар.сказка "Золотая рыба"

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

132

18.05

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Дополнительное чтение: «Сказка о попе и работнике его Балде»

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

133

19.05

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Дополнительное чтение: «Сказка о попе и работнике его Балде»

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)

134

20.05

Обобщение по теме

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

135

21.05

Книжная полка.  Дополнительное чтение: Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги

136

25.05

Проверь себя.

Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Составная часть комплекта учебников «Начальная школа XXI век» /под ред. Н.Ф. Виноградовой:

1. «Литературное чтение» 2 кл, ч. 1,2. Учебник, авт. Ефросинина Л.А. – М.: Вентана – Граф, 2012.

2. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь, ч. 1,2, 2 кл., авт. Ефросинина Л.А. – М.: Вентана – Граф, 2014.

3. Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению для 2 кл. – М.: Вентана – Граф, 2012.

4. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение во 2 кл.». Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана – Граф, 2012.

5. Серия таблиц «Литературное чтение в 2 классе» (Автор Л.А.Ефросинина) – М.: Вентана – Граф, 2009.

6. Ефросинина. Л. А. Методическое пособие. Оценка знаний по литературному чтению в двух частях. – М.: Вентана – Граф, 2012.

7. Ефросинина. Л.А. Словарь – справочник по литературному чтению «Книгочей». – М.: Вентана – Граф, 2013.

8. Литературное чтение: программа 1-4 класс/ Ефросинина Л.А.– 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.

Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM)

Оборудование:

Учебные столы.

Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).

Компьютер.

Дидактические материалы:

демонстрационные таблицы

комплект фишек;

предметные картинки; раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению (2 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"....

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Начальная школа XXI века" к учебникам "Литературное чтение" и "Учебная хрестоматия. Литературное чтение" Л.Ф.Ефросининой 2010 года с указанием основных...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. "Начальная школа 21 века"

Программа составлена по УМК "Начальная школа XXI века" и содержит календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. "Начальная школа XXI века"

      Рабочая  программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы ...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской про­граммы Л.А. Ефросининой «Литературное...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс «Начальная школа 21 века».

Рабочая программа учителя по курсу литературное чтение для учащихся 3-го класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Начальная школа XXI века"

Преподавание литературного чтения в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством обра...