Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Левченко Любовь Ивановна

1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.

3.Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Юрий Коваль.  «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Задачи:

1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.

3.Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

Планируемые результаты

 Личностные УУД: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы  и красоту человека,  способность ценить мир природы и человеческих отношений.

Метапредметные

Коммуникативные УУД: высказывать собственную точку зрения, проявлять интерес к общению на уроке.

Познавательные УУД: умение видеть красоту человека; ценность общения с лесом, как с древним представлением о мире.

Регулятивные УУД: учиться искать  и выделять  информацию в толковом словаре. Чтение  текста, оценка смысла текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

Предметные УУД – научиться понимать содержание коротких произведений.

Оборудование: литературное чтение Чуракова Н.А.- 1ч,  Русский язык Чуракова Н.А. -2ч., мультимедийный проектор.

Содержание урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Организационный момент

– Посмотрите друг  другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем  удачи.

Создания благоприятной рабочей обстановки в классе.

Постановка темы и цели урока

- С какими стихотворениями мы познакомились вчера.

 

-Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг я искренно желаю».

Связь прошлого и настоящего урока.

- О чём говорят эти стихи?

-Людям, которые живут в городе, не хватает общения с природой, они тоскуют по ней.

-Прочитайте, рассказ, какого автора будем читать сегодня.

- О чём вам говорит это имя?

Юрия Коваля

-Читали его произведения.  

- А удалось ли вам заметить что-то особенное в этих произведениях?

- Его рассказы учат ценить мир природы.

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

- Мы будем продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы  и красоту человека.

С каким его рассказом Юрия Коваля мы познакомимся?

«Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Актулизация знаний (подготовка к восприятию)

- Прочитайте  название рассказа  Юрия Коваля  «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

-  Петя Захаров признался – Я не понимаю, что означает слово «глоть».

   Евдокия Васильевна сказала,- так  старики в некоторых деревнях называют горло.

-«Лес, возьми мою глоть!»- означает: «Лес, возьми моё больное горло, вылечи меня!»

- Чтение названия рассказа.  уч.1ч.стр.130

Читают вслух

-  Это суеверие?  - уточнил Миша?

- «Суеверие»- Это народная примета,- сказала Евдокия Васильевна.

- С одной стороны, она основана на знания народной медицины: когда человек широко открывает рот и напрягает горло криком, усиливается приток крови в этот орган, что помогает бороться с болезнью. С другой стороны, то, что человек должен просить помощи именно у леса, связано с древними представлениями о мире.

- Это то, что вы  уже можете объяснить сами.

- В древних представлениях о мире  лес воспринимался как территория, другого волшебного мира. С лесом связано происхождение священных растений и животных: именно к силам природы люди обращались за помощью в древние времена. Вера в волшебную силу леса сохранилась в народных приметах и суевериях.

(Вспоминают первую главу учебника  об отражении древних представлений о мире в волшебных сказках)

- Уточните значение слова «суеверие» в толковом словаре.

Поиск слова «суеверие» в словаре.

Поиск слова «суеверие» в словаре. Толковый словарь уч. Руский язык2ч. стр. 184

- «Взять глоть» - таким образом, крик помогает лечить больное горло с медицинской и обрядовой точки зрения.

Аналитическое вычитывание

- Но смысл этого рассказа в другом, говорит  Евдокия  Васильевна.

Герой этого рассказа сам автор. И то, что он делает, он делает как поэт, а не как суеверный человек. Для него прийти в лес и последовать народной примете означает стать частью природы и частью народной культуры.

- Миша спрашивает: - Выходит, он через примету общается с природой, с лесом?

-Можно и так сказать  – согласилась Евдокия Васильевна.

-Ребята можете назвать те сказки, где лес и деревья были волшебными  (союзниками) помощниками героя?

«Гуси – лебеди», «Иван – царевич, жар – птица и серый волк», «Крошечка Хаврошечка» сказка об арабском дереве Вак-Вак и др..

Вспоминают изученные сказки.

- Обсудите в парах. С чем связано подобное отношение к лесу?

Лес - волшебный мир; дерево - Мировое дерево, центр  мира или тотемное растение, прародитель человека.

- Ребята, согласны ли вы с Евдокией Васильевной в том, что герой рассказа – не суеверный человек, а тот, кто хочет приобщиться к народной культуре?

-  Юрий Коваль знаком нам как писатель,  который способен увидеть и передать красоту природы.

- Как писатель относится к лесу?

- Из  рассказа видно, что к лесу автор относится с любовью, как к живому существу. И народные приметы являются для него ещё одним способом общения с миром природы.

уч.1ч. с.130

- А кто сумеет подтвердить, обращаясь к тексту, что писатель в городе тоскует по лесу, что ему не хватает общения с природой?

-Зачитывают последние два абзаца.

-Зачем писатель так настойчиво повторяет, что он совершенно здоров?

-Скучает.

- Вам не кажется, что это звучит  как жалоба? На что он жалуется?

-В городе герою не хватает общения  с природой.

- Ещё раз перечитайте последний  абзац рассказа.

-Неужели герой жалуется на то, что у него больше ничего не болит? А может, боится опять простудиться?

-  Ему не хватает не болезней (весело гуляет), а именно леса, общения с живой природой. Недаром про себя он всегда думает «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

- Что обозначают эти  слова  для героя  «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Эти слова обозначают  связь с народной культурой и его внутреннее родство с миром природы, с лесом.

- Найдите и прочитайте  в «Сведениях о писателях статью, о Юрии Ковале.

- Обсудите в парах, какие рассказы  вы уже  читали?

- Самостоятельное чтение.

- «Берёзововый пирожок», «Вода с закрытыми глазами» 3 кл, «Под соснами» хр. 3 кл.

-Какие сведения о писателе вам уже знакомы?

-А что является для вас новым?

- Работал учителем в сельской школе, любил и понимал природу.

Писатель писал не только рассказы, но и стихи, а также был художником.

- Прочитайте вывод в конце этой статьи.

- Соглашаетесь вы с этим выводом?

«Природа и люди в произведениях Юрия Коваля живут в полном согласии друг с другом».

Ребята аргументируют свои мнения, опираясь на произведения автора, которые им особенно запомнились и понравились.

Рефлексия

-Что вас удивило и заинтересовало на уроке?

- Что вы для себя нового узнали на уроке?

Д.зад

Подготовить выступление о Юрии Ковале и его творчестве. Дополните его своими впечатлениями о писателе, расскажи, какой из его рассказов нравится тебе больше всего, и объясни почему?

Учебник «русский язык»,  ч.2, раздел «Учимся рассказывать о творчестве писателя и поэта» (с.105-107), а так же материал самой статьи в разделе «сведения о писателях».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Лес, лес! Возьми мою глоть !» Юрий Коваль.

Слайд 2

Задачи: 1. Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе. 2 .Сформировать представление о душевной и физической красоте человека. 3. Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

Слайд 3

Иван Шишкин «Дети в лесу»

Слайд 4

Заболело у меня горло. Стал я его лечить горячим молоком и мёдом, паром разварной картошки. - А ты в лес сходи, - сказала Пантелевна . - Стань на поляне да и крикни изо всех сил: "Лес, лес! Возьми мою глоть !" Может, и возьмёт. Только сильней кричи-то и рот пошире открывай. Обулся я, оделся потеплей, пришёл в лес. Стал на поляну, разинул рот и крикнул изо всех сил: - Лес, лес! Возьми мою глоть ! Не шелохнулся лес, и я не понял - взял он или не взял. Стал я снова кричать, и орал ужасно, и рот разевал, чтобы лес мог поглубже в меня проникнуть. "Ну и глоть у тебя, брат", - думал, наверно, лес, глядя на мои старания. Вернулся я домой, залез на печку греться, а сам всё думал: "Взял он или нет?" Давно это было. И теперь я живу в городе, и горло у меня не болит. И ничего у меня не болит. И вообще я здоров как бык. Весело гуляю среди каменных домов, а про себя всегда думаю: "Лес, лес! Возьми мою глоть !"

Слайд 5

Суеве́рие Вера в то, что некоторые явления представляют собою проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. Предрассудок, основанный на такой вере