М.Пришвин "Гаечки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Безлепкина Елена Анатольевна

Содержанием урока является ознакомление с произведением, коррекционные упражнения, а также работа о заботливом отношении к птицам. Словарная  работа сопровождается раздаточным материалом (индивидуальные карточки).   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaechki_m.prishvin_4_klass.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи

Автор: Е.А. Безлепкина

Учитель СКОШ №27

VIII вида г. Братска

Тема: М. Пришвин «Гаечки»

Цели:

  1. Формировать навык осознанного правильного чтения, изучить содержание произведения;
  2. Корригировать зрительную память на основе упражнений в запоминании; связную речь на основе моделирования фразы.
  3. Воспитывать  положительных качеств личности (чуткого и бережного отношения к природе).

Тип: урок изучения нового материала

Оборудование: предметные картинки птиц (или презентация), инд. карточки для словарной работы;  рабочая тетрадь, цв. карандаши, ручка.

Ход урока

1. Орг. момент.

Посадка по заданию - Упражнение «Каких я знаю птиц».

- Называем птицу и садимся.

2. Речевая гимнастика:

  • артикуляционная гимнастика;
  • чтение и проговаривание скороговорки

Гусь Гога и Гага

Друг без друга ни шага.

3. Коррекционное упражнение «Запомни картинки и назови».

(Сорока, ворона, галка, воробьи, синицы, дятел.)

4. Проверка д/з.

  • Чтение и пересказ по плану рассказа В. Тарасова «Четвероногий друг». (I – II гр. - ведут пересказ по подготовленным рисункам,  III гр. – зачитывает только отрывок из текста, к которому подготовлен рисунок.)

5. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.

  • Вводная беседа.

- Ребята, послушайте прекрасные строки, которые написал Михаил Михайлович Пришвин: « Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, в степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

  • Рассказ об авторе.

- Пришвин М.М. – русский писатель, чьи произведения связаны с темами природы, народным бытом, фольклором. Продолжаем нашу прогулку по разделу, в который включены рассказы о природе, животных, и сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного писателя Михаила Михайловича Пришвина. Михаил Михайлович родом из Орловщины, зеленого, щедрого

края. За годы своей жизни он был агрономом (лексическое значение слова), охотником, учителем. Посмотрите, какие у него добрые глаза (портрет писателя). Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и

великодушнее. Михаил Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и о природе. И сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора, которое вошло в сборник рассказов «Кладовая солнца». Но я хотела бы, чтобы вы сами догадались, о

ком это произведение. А поможет вам загадка:

К югу в холод улетают,

А к весне к нам прилетают.

Шустро зёрнышки клюют,

Спать с утра нам не дают.

6. Изучение нового материала.

  • Словарная работа.

- Верно, мы прочитаем произведение Михаила Михайловича Пришвина, в котором герои – птицы - гаечки. Но при чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.

Гаечки – маленькие синички.

Сизый – серый цвет, имеющий синеватый оттенок.

Бойко – шустро.

Убеждала – говорила.

Опилки – стружки дерева.

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение. Дети объясняют смысловое значение слов).

  • Первичное чтение.

- Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос:

- Почему рассказ называется «Гаечки»?

(После чтения дети отвечают на вопрос, высказывая свою точку зрения.)

 Физминутка для глаз.

  • Беседа по первичному восприятию.

- Как автор обнаружил синичек?

- Чем занимались маленькие синички?

  • Аналитическое чтение по смысловым абзацам.

- Как вели себя гаечки в минуту опасности?

- Что сделала пленная синичка?

- Как ей помогала свободная синичка?

Физминутка «Птички»

  • Выборочное чтение.

- Чем занимались синички? Прочитайте отрывок.

  • Чтение по ролям (отрывок  - «разговор» гаечек).

7. Итог урока.

- Какое произведение читали?

- Кто автор этого произведения?

  • Упражнение на внимание «Найди среди других птиц – гаечек».

- Опишите внешний вид гаечек.

- Видели ли вы этих птиц?

- За какими птицами наблюдали? Что заметили?

- Давайте учиться наблюдать за животным миром, делиться впечатлениями и помогать им.


                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 1

4 класс

Тема: Гаечки. М. Пришвин

Прочитай и запомни новые слова.

Гаечки – маленькие синички.

Сизый – серый цвет, имеющий синеватый

оттенок.

Бойко – шустро.

Убеждала – говорила.

Опилки – стружки дерева.

4 класс

Тема: Гаечки. М. Пришвин

Прочитай и запомни новые слова.

Гаечки – маленькие синички.

Сизый – серый цвет, имеющий синеватый оттенок.

Бойко – шустро.

Убеждала – говорила.

Опилки – стружки дерева.

4 класс

Тема: Гаечки. М. Пришвин

Прочитай и запомни новые слова.

Гаечки – маленькие синички.

Сизый – серый цвет, имеющий синеватый оттенок.

Бойко – шустро.

Убеждала – говорила.

Опилки – стружки дерева.

__________________________________

4 класс

Тема: Гаечки. М. Пришвин

Прочитай и запомни новые слова.

Гаечки – маленькие синички.

Сизый – серый цвет, имеющий синеватый оттенок.

Бойко – шустро.

Убеждала – говорила.

Опилки – стружки дерева.