Внеурочное библиотечное занятие "Сказки о лисе"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Юрикова Светлана Геннадьевна

Занятие по программе внеурочной деятельности «В мире книг» для 1 класса

Тема занятия: «Сказки о лисе»

Цели занятия: обобщение образа лисы в русских народных сказках, противопоставление  положительных и отрицательных черт характера.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по программе внеурочной деятельности

«В мире книг» для 1 класса

Тема занятия: «Сказки о лисе»

Цели занятия: обобщение образа лисы в русских народных сказках, противопоставление  положительных и отрицательных черт характера.

Задачи: 

  • формировать регулятивные умения: отвечать за результат работы; осуществлять первоначальный контроль своих действий; понимать цели и смысл выполняемых заданий на каждом этапе работы.
  • формировать познавательные умения: учить выделять особенности характера животных-героев русских народных сказок; учить выражать свои эмоции, чувства в представлении героя сказки; различать книгу-сборник и книгу произведение.
  • формировать коммуникативные умения: входить в игровую ситуацию и принимать воображаемую роль литературного героя; формировать культуру общения в группе, умение определять свою роль в группе.

Ход занятия

Библиотекарь: Здравствуйте, ребятишки:

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех вас, дети!

С добрым утром, с ясным днём!

Я  надеюсь: интересно

Мы урок наш проведём.

Вы  друг другу улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

Библиотекарь: Ребята, внимательно посмотрите на доску. Сегодня на занятии у нас в гостях будет одно из этих животных.

(На магнитной доске прикреплены несколько картинок с животными: медведь, волк, лиса и др.)

Библиотекарь:  Отгадайте мою загадку, и вы поймёте, о ком мы сегодня будем говорить.

Хвост пушист, быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех. (Лиса)

Библиотекарь: Правильно. Это лиса. А как вы поняли, что это именно лиса?

(Ученик высказывается по загадке: хвост пушистый, быстрая, рыжая, хитрая, ест кур.)

Библиотекарь: Совершенно верно вы сказали. А где живёт эта лиса (показывает на картинку)? (В лесу.) Правильно. А мы с вами сегодня будем говорить о лисе, которая живёт в русских народных сказках. Посмотрим, какая же она.

Итак, отправляемся в очередное путешествие в мир книг, и сегодня мы с вами будем вспоминать русские народные сказки и отправляемся в гости  к  сказочной лисичке.

(Открыть название «В гостях у Лисички» или повесить его на магнитную доску.)

Библиотекарь:  Именно так - «лисичкой», «лисонькой» - называют лису в сказках. А ещё как её называют? (Рыжая плутовка, Лиса Патрикеевна)

 Библиотекарь:  Почему же Патрикеевной зовут лису в сказках? (Выслушать предположения детей.) 

Правил когда-то Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно  хитрым да изворотливым. С тех пор о хитрецах и стали говорить: Патрикеевич да Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря: она действительно поразительно хитрый, сообразительный и ловкий зверь. Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют Лисами.

В гости к лисичке-сестричке я предлагаю отправиться двумя командами. Каждая команда должна придумать себе какое-нибудь сказочное название и выбрать капитана.

(Команды совещаются, выбирают капитана и название.)

Библиотекарь: Замечательно! Итак, команда «А», команда «Б», вы готовы? В течение нашего путешествия каждая команда будет зарабатывать за каждый правильный ответ, за каждое выполненное задание жетон. А в конце нашего соревнования вы посчитаете, сколько жетонов вы заработаете. У какой команды их окажется больше, та команда и станет победителем.

Первое задание для команд называется «Разминка».

«Разминка»

Вы должны сложить названия сказок, в которых есть лиса. Названия разрезаны на две части или на слоги.

(Каждой команде выдаётся по три названия. После того, как ребята сложили названия у себя на столах, они должны перенести их на магнитную доску, прочитать.)

  1. «Заюшкина избушка» («Лиса и заяц»)
  2. «Колобок»
  3. «Кот, петух и лиса»
  4. «Лиса и волк»
  5. «Лиса и журавль»
  6. «Лисичка со скалочкой»

Библиотекарь:  Хорошо. Вот вы и вспомнили названия сказок, в которых живёт лисичка-сестричка.

Народом создано столько красивых и мудрых сказок! Сказки о животных – самые древние. В них нет особого волшебства, но их герои-животные наделены человеческими характерами. Все животные в сказках умеют разговаривать, петь песенки. Лисичка тоже говорит в сказках, и в следующем задании команды должны угадать, в какой сказке лиса говорила такие фразы.

Викторина «Лисичкины слова»

(Каждой команде по очереди зачитываются фразы, дети, посовещавшись, должны дать ответ.)

1) «Битый небитого везёт». («Лиса и волк»)

2) «Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!» («Лиса и журавль»)

3) «Славная песенка! Да то беда, голубчик, что стара я стала – плохо слышу». («Колобок»)

4) «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» («Заюшкина избушка»)

5) «Петушок, петушок, золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка». («Кот, петух  и лиса»)

6) «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик - под лавочку, скалочку - под печку». («Лисичка со скалочкой»)

Библиотекарь:  А чтобы быть такими же ловкими и быстрыми, как лиса, давайте проведём физминутку.

Физминутка:

Раз прыжок, два присядка –

Вот лисичкина зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну, и хвостиком вильнуть.

Аккуратно спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

А кому зарядки мало –

Начинаем всё сначала.

Библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы знаете, а теперь я предлагаю вам стать на время настоящими детективами, сыщиками. Дело в том, что в этом мешочке лежат вещи, которые потеряли лисички из разных сказок. Попробуйте угадать, какой лисе принадлежит потерявшийся предмет.

Конкурс «Бюро находок»

(Учитель подходит к представителю каждой команды, который вытягивает предмет. Члены команды совещаются и один из учащихся даёт ответ.)

  1. Скалочка («Лисичка со скалочкой»)
  2. Горошек («Кот, петух и лиса»)
  3. Тарелка («Лиса и журавль»)
  4. Рыба («Лиса и волк»)

Библиотекарь: Хорошие из вас детективы получились! Я думаю, лисички будут рады. А вот ещё раз напомните мне, пожалуйста, из какой сказки это предмет? (Показать тарелку.)

Правильно, «Лиса и журавль». А для чего нужна была лисе тарелка? Что она с ней делала? Удалось ли Журавлю покушать кашу, когда он пришёл в гости к лисе? А что же приготовил Журавль для Лисы? (Окрошку) Понравилась ли окрошка Лисе? (Ей не удалось попробовать окрошку.) 

Какой же была Лиса в этой сказке? (Жадной, хитрой и др.) 

Лиса умеет готовить в сказках, для Журавля она приготовила кашу. В следующем конкурсе командам предстоит тоже приготовить кашу. Для этого вам предстоит угадать крупу и после этого станет понятно, какую кашу для Журавля будет готовить каждая команда.

Конкурс «Свари кашу для Журавля»

(Учитель даёт одному/нескольким участникам мешочек, в котором лежит крупа: манная, пшено, греча, рис, - необходимо угадать, что это за крупа.)

Библиотекарь: Неплохие из вас кулинары вышли! Молодцы! А из какой крупы варила кашу Лиса в сказке «Лиса и Журавль»? (Манную)

А теперь настала пора для нашего последнего задания, которое называется «Соберите пазлы». Каждой команде предстоит собрать картинку лисы и сказать, из какой она сказки.

«Колобок», «Лиса и волк»

Библиотекарь: Замечательные портреты лисы. А вот у вас сейчас будет возможность ещё раз услышать и увидеть сказку «Колобок». Дело в том, что ребята подготовили небольшую театральную постановку по этой сказке. Давайте посмотрим, какой у них получится лиса в сказке про Колобка.

(Кукольная постановка по сказке «Колобок», по два представителя от команды, чтобы потом дать им по жетончику.)

Библиотекарь: Давайте похлопаем нашим артистам. Как вы  считаете, какая лиса в этой сказке? А Колобок? А чему учит сказка? (Нельзя доверять незнакомым людям, нельзя хвастаться.)

Давайте подведём итоги нашей игры и узнаем, какая команды, побывав в гостях у лисички-сестрички, заработала больше жетонов. (Дети сами считают жетоны, объявляются победители, учитель просит сказать капитанов сказать, кто был главным его помощником во время игры, т. е. оценить свою работу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу:"Земля-наш дом" на тему:"Лисица.Лиса Патрикеевна."

Много интересных и познавательных фактов узнают дети из этого занятия....

«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Библиотечные уроки"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Библиотечные уроки" предназначена для учащихся 1-6 классов; направление: общекультурное, общеинтеллектуальное. Рассчитана программа на 1 час ...

Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»

Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»...

Программа курса внеурочной деятельности по предмету «Я -исследователь» (материал внесён в библиотечный каталог nsportal Начальная школа )

Программа предназначена для учащихся, проявляющих более высокий уровень мотивации к изучению математики, технологии, окружающего мира, и ориентирована на предоставление учащимся возможности овла...

Внеурочное занятие оригами по теме: "Лиса"

Цель занятия: Демонстрировать возможность использования чертежа в практической жизни и построение макетаПланируемые результаты: Личностные умения: Л1. С помощью учителя устанавлива...