Коррекционная работа по развитию речи младших школьников.
методическая разработка по чтению на тему

Казанская Татьяна Викторовна

Методические материалы по коррекции различных речевых нарушений у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon or.zan_._po_razv._rechi.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ГОУ ТО «ТС(к)О школа-интернат VII вида»                                          

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов

(методические рекомендации)

                                                                        Подготовила  методист  ШМО,              

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  Казанская Т.В.

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов

(методические рекомендации)

            Распространённость нарушений чтения среди учащихся начальных классов довольно велика. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи.

В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения. Между ними существует тесная связь.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического анализа строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких знаков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв.

  1. Побуквенное чтение.
  2. Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках, добавлениях, перестановках звуков, слогов и др.
  3. Нарушения понимания прочитанного, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.
  4. Аграмматизмы при чтении (нарушение падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.).

 Учителям первых классов, работающим по Азбуке В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько предлагается дидактический и дополнительный практический материал для анализа чтения и письма, способствующий предупреждению дислексии и дисграфии. Практическая часть пособия построена с учетом содержания и структуры учебника «Азбука» В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ

       Развитие звукослогового синтеза

  1. Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам (д, о, м).
  2. Произнести слитно слово, произнесенное по слогам.
  3. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам.

Работа над пониманием прочитанного

  1. Прочти слово, покажи соответствующую картинку.
  2. Прочти предложение, покажи соответствующую картинку.
  3. Выбери из текста предложение, соответствующее содержанию картинки.
  4. Найди в тексте ответ на данный вопрос.
  5. Прочти предложение и ответь на вопрос.

Словарная работа

Чтение слов-антонимов:

     Щ   щедрый – скупой,          

     Ю   юг – север, юноша – старик;

     Х    хвалить – ругать, бранить; хорошая – плохая, хохотать – рыдать, жар –  холод.

     Й    чистый – грязный, честный – подлый, умный – глупый, толстый – тонкий, смелый – трусливый, робкий; сильный – слабый, прямой – кривой, полный – пустой, полезный – вредный, острый – тупой, новый – старый, мягкий – твердый, молодой – старый, легкий – трудный, белый – черный, красивый – уродливый, здоровый – больной, дорогой – дешевый, грубый – нежный, горький – сладкий, высокий – низкий, веселый – грустный, скучный; большой – маленький, близкий – дальний, бледный – румяный, мир – война;

  Ж   ложиться – вставать, нельзя – можно, правда – ложь, родина – чужбина,  рождаться – умирать,

  Д    да – нет, добро – зло, свобода – рабство, быстро – медленно,

  Ш  помогать – мешать, широкая – узкая,

  З    зима – лето,

  Ь   бледнеть – краснеть, день – ночь, любить – ненавидеть, падать – подниматься,  поднимать – опускать, прибыль – убыток, радость – грусть, печаль; свет – тьма, смеяться – плакать,

  Е   великан – старик,

  Ч   честная – подлая, чистая – грязная, богач – бедняк, успех – неудача,

  Г   друг – враг, умные – глупые,

  Ю  юг – север, плюс – минус,

  Х   сухой – мокрый.  

          Развитие слогового анализа и синтеза

        1. Отхлопать, отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Послушать ряд звуков, поднять красную сигнальную карточку, если услышать гласный звук и синюю, если услышать согласный звук.

3. Выделить на слух гласный звук из слога, слова, определить его место в слове (начало, середина, конец слова).

4. Выделить из слова на слух гласные звуки, найти соответствующие буквы.

5. Повторить слова по слогам, сосчитать количество слогов.

6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

7. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

         Развитие языкового анализа и синтеза

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  3. Распространить предложение, увеличив количество слов (по вопросам).
  4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней свое предложение.
  5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
  6. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
  7. Определить на слух количество слов в предложении.

При ознакомлении детей с новой буквой необходимо уточнить артикуляцию и звучание соответствующего звука, сравнить его с буквой.

Большую пользу приносят следующие упражнения:

а) выделить звук на фоне слога;

б) определить наличие и место данного звука в слове (начало, середина, конец);

в) определить место звука по отношению к другим (какой звук по счету, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

г) выделить слова с данным звуком из предложения.

Необходимо выделить целый урок или часть урока для работы по дифференциации смешиваемых звуков и букв.

УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ

I. Развитие зрительного восприятия

  1. Соотнести буквы, написанные печатным и рукописным шрифтом.
  2. Назвать, написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
  3. Определить буквы, расположенные неправильно.
  4. Обвести контуры букв.
  5. Добавить к букве недостающий элемент.
  6. Выделить буквы, контуры которых наложены друг на друга.
  7. Определить, какой буквы не стало в ряду.
  8. Запомнить 3-5 заданных букв, затем найти их в ряду других.
  9.  Расположить буквы в первоначальной последовательности.
  10.  Найти букву среди ряда букв. Найти букву в ряду сходных.
  11. Срисовать букву по образцу, по памяти (после кратковременного показа).
  12. Сложить букву из палочек.
  13. Сконструировать буквы из данных элементов.
  14.  Показать правильно изображенную букву.
  15.  Превратить одну букву в другую (добавить элемент, изменить положение элементов букв).
  16.  Определить различие сходных букв.
  17.  Написать заданные буквы справа или слева от черты (значка).
  18.  Из каких элементов состоит правая, левая, верхняя, нижняя сторона буквы?
  19.  Рассмотреть, перечислить, запомнить ряд букв (на наборном полотне), выложить по памяти этот ряд в кассах.
  20. Определить, от каких букв данные элементы.

УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ  

                                                                              ДИСЛЕКСИИ

I. Развитие фонематического анализа и синтеза

     1. Выделение ударного гласного звука из начала слова (улей, аист), выделение щелевыз звуков (ф, в, с, з, ш, ж, щ, х) из начала слов, выделение взрывных звуков (п, б, т, д, к, г) в конце слов, выделение звонких согласных из положения перед сонорами (друг), выделение соноров из конца слова (мыл).

     2. Анализ звукового ряда из 2-3 гласных звуков, анализ ряда – слога (ум, на),  анализ слов из двух и более слогов.

     3. Придумать слово с 3, 4, 5 звуками.

     4. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

     5. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки.

     6. Пообобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте.

     7. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки.

     8. Упражнения в прогнозировании:

         а) определи, какие это слова (___буз, тет____, ка___даш);

         б) придумай слова, начинающиеся на данный слог;

         в) сгруппируй слова парами по смыслу;

     9. Упражнения в преобразовании слов:

         а) добавить звук, букву (рост, крот);

         б) изменить один звук, букву в слове, цепочке слов (док-дом-дам-дар-дал…);

         в) переставить звуки, буквы (пила-липа).

      10. Составить новые слова из данного слова (крапива – парк, ива, карп, пар…).

      11. Угадай слово: П _ _, П _ _ _, П _ _ _ _ .

      12. Обратные трансформационные упражнения (лес – сел).

      13. Разгадывание ребусов.

      14. Исключение звука, буквы из слова (крот – кот).

      15. Найти общий звук в словах: пила, пол, луна… .

      16. Подобрать слова к графической схеме или выбрать их из предложения.

     

     ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ

  1. Составить предложения по данному началу (с опорой на картинку в азбуке или по заданной теме).
  2. Составить предложения по данному концу.
  3. Составить предложения с опорой на вопрос (учитель использует разнообразные вопросы: почему? Зачем? Что ты знаешь о? и др.)
  4. Составить предложения по опорным словам или словосочетаниям.
  5. Составить предложения из данных слов. Варианты:

а) все слова даны в нужной форме;

б) некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые в начальной;

в) все слова даны в начальной форме.

  1. Постепенное, ступенчатое распространение данного предложения с помощью вопросов.
  2. Заполнение пропусков в предложении.
  3. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
  4. Подбор предложений по данной графической схеме.
  5.  Определить, какая из двух схем соответствует данному предложению.

УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ

а) одного и того же слова с разными окончаниями (Миша, Миши, Мише, Мишу);

б) разных слов с одинаковыми окончаниями (на кустах, на столах);

в) однокоренных слов (мост, мостик, мостить, мостовая);

г) слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (пришел, ушел, зашел, отошел);

д) слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (забил, занес).

ЧТЕНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

  1. Определить, к каким из слов можно подставить слова мой, моя, моё (солнце, двор, улица, озеро, дом, трава).
  2. Определить, к каким предметам относятся слова идет, летит, едет (машина, лошадь, дождь, самолет, сорока, бабочка, мальчик).
  3. К словам, обозначающим признаки, подобрать слова, обозначающие предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.

В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Работа над словом, как составная часть работы по развитию речи младших школьников.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития речи учащихся. Особое внимание уделяется способам развития речи как средству успешного обучения в школе. Ключевые слова: речь, развити...

Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ЛИПУЧКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В статье рассказывается об особенностях активного и пассивного словаря младших школьников с умственной отсталостью. Даны методические рекомендации по использованию игр налипучках для преодоления неддо...

Доклад "Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе"

Данный доклад был подготовлен для участия в учительской конференции. Развитие речи ребенка один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием ...

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе...