Навык чтения.
статья по чтению на тему

О  проверке  навыка  чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_proverke_navyka_chteniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

О  проверке  навыка  чтения.

Навык   чтения  это:

  1. Умение понимать  содержание  читаемого  текста, его  смысл.
  2. Правильность  чтения – умение  прочитывать  слова  так,  чтобы  не  допускать  в  них  пропусков, изменений,  перестановок, замен, искажений  букв   и стоящих  за  ними  звуков, слогов, слов.
  3. Выразительность -  умение  интонировать  знаки  препинания, интонирование, связанное  с  пониманием  читаемого  текста.
  4. Способ  чтения: он  может  быть  побуквенным  и  отрывистым,  слоговым (способ  непродуктивный  и  нежелательный) и  плавное  слоговое,  слоговое  с  прочтением  сразу  целых  слов   и, наконец, чтение  целыми  словами   и  группами  слов (как  желательные  и  продуктивные  способы  чтения).
  5. Темп -  определенная,  посильная  и  необременительная   для  определенного  возраста  скорость  чтения.

                Таким  образом,  навык  чтения  складывается  в  целом  из  двух  сторон: смысловой  -  понимания,  уразумения  содержания  и  смысла  читаемого  и  технической – подчинённой  первой, обслуживающей  её -  способом, правильностью  и  выразительностью  чтения.

               Главенствующее, ведущее  место  в  комплексе,  именуемом  «навык  чтения, принадлежит  сознательности, пониманию  того, что  прочитывается.

               Смысловая  сторона  чтения  -  это  совокупное  понимание  читающим:

  1. значений  большей  части  слов, употреблённых  в  тексте как  в  прямом, так и  в  переносном  смысле;
  2. содержания  каждого  из  предложений, входящих  в  состав  текста, уяснение  смысловой  связи  между  предложениями;
  3.  предметного  плана  содержания  отдельных  частей  текста  (абзацев, эпизодов, глав) и  смысла  этих  частей  (т.е. не  только  о  чем  говорится,  но  и  что  этим  сказано);
  4. основного  смысла  всего  содержания  текста,  т. е. осознание  этого  содержания   и  своего  отношения  к  прочитанному.

                Техническая  сторона  чтения, техника  чтения, охватывает  все  другие   компоненты   навыка  чтения  -  способ  чтения, правильность, выразительность, скорость  или  темп  чтения. Каждый  из  этих  компонентов, как  и  их  совокупность, подчинён  смысловой  стороне, пониманию, служит её  более  полному  выражению.

                Темп  (скорость  чтения) находится  в     прямой    зависимости  от     способа      чтения     и,    естественно, понимания. Существуют  ориентировочные  показатели  по  темпу  чтения:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 полугодие

30-40 слов

50-60 слов

70-80 слов

2 полугодие

25 – 30 слов

40-50 слов

65-75 слов

85-90 слов

Если  результат  ниже – это  сигнал  недоработки.

                Правильность  чтения  выражается  в  том, что  ученик  избегает  или, напротив, допускает: а) замены;  б) пропуски;  в) перестановки;  г)добавления ;  д) искажения ;  е) повторы  букв ( звуков ), слогов  и  слов  в  читаемом  тексте; правильно  или  ошибочно  делает  ударения  в  словах .

               Выразительность  чтения  проявляется  в  умении  обоснованно,  исходя  из  содержания читаемого  текста,  использовать  паузы  ( логико – грамматические, психологические  и  ритмические -  при  чтении  стихотворений );  делать  логическое   и  психологическое  ударение,  находить  нужную  интонацию, отчасти  подсказываемую  знаками  препинания ; читать  достаточно  громко  и  внятно .

При  оценке  работы  по  формированию  полноценности  навыка  чтения  у  младших  школьников  желательно в  первую  очередь обратиться к  тому, как  отрабатывается  этот  навык  в  целом  и  в  каждой  из  составляющих  его  сторон.  Судить  о  навыке  чтения  только  по  одной  какой- либо  его  стороне (чаще  всего  в  этой  роли  выступают  замеры  по  скорости  чтения) неправильно  и  неполно.

             Окончательное  суждение об уровне навыка чтения  можно выносить только на основе совокупных данных  по каждому из компонентов, при соотнесении данных по смысловой и технической сторонам чтения  и  учёта  ведущей  роли  первой.

Если  случится, что ученик, допустим, читает  со  скоростью  несколько  меньшей, чем  это  предусмотрено  программными  требованиями, но  при  этом  пользуется  продуктивным  способом  чтения, не  делает  ошибок  в  отношении  правильности  и  выразительности, читает  осознанно, то, конечно  же, общая  оценка  его  чтения  может  быть  только  положительной.

               При  оценке  результативности  занятий  по  обучению  детей  чтению надо  непременно  учитывать, справляется  ли  ученик  с  примерным объёмом  материала  для  самостоятельного  чтения, рекомендованного  на  определённый  отрезок  времени (неделю, месяц); насколько  он  понимает  и  усваивает  прочитанное; какое  впечатление  вынес  ребёнок  от  чтения; что  значится  в  ученическом  формуляре  школьной  библиотеки; какой  книгой  пополнилась домашняя  библиотечка  ребёнка.

Таким  образом, качество  навыка  чтения – это  не  только  результат  занятий  чтением, уроков  классного  и  внеклассного  чтения, но  и  ученического  чтения  различных  текстов на  уроках  по  всем  другим  учебным  дисциплинам: русскому  языку, математике, природоведению  и  т. д.  Следовательно,  оценку  результативности  чтения  надо  производить  так,  чтобы  охватывались  все  три  сферы  приобретения  детьми  умения  и  навыков чтения – уроки  классного  чтения, уроки  по  всем  другим  предметам  начального  цикла, внеклассное  чтение.

                  Проверка  сформированности  умений  и  навыков  чтения в  целом  относится  к  числу наиболее  сложных, деликатных  и  крайне  трудоёмких  процедур. Сложных – потому  что  требует  охвата  нескольких  сторон  в  применении навыка  чтения  и  учёта  специфики  тех  текстов, с которыми  дети  знакомились на  уроках  чтения, и  тех, которые  читали  на  уроках  по  другим  учебным  предметам, и, наконец, тех  книг, которые  должны  быть  прочитаны  детьми самостоятельно. Деликатных – потому  что  сама  процедура  проведения  проверки  требует  создания  атмосферы  доброжелательности  и  повышенного  внимания  к  каждому  ребёнку, исключения  всякого  рода  резких  замечаний, одёргивания, повышения  голоса  и  т.  п.  Трудоёмких – потому  что эта  процедура сопряжена  со  значительными  затратами  сил,  времени, с  подготовкой  места  проверки, текстовых  материалов  разной  жанровой  принадлежности,  измерителей  времени -  хронометров, секундомеров  или  часов  с  секундой   стрелкой .

          Организационно  проверка  строится  в  соответствии  с её  формой – индивидуальной   или  фронтальной.

          Проверке  подвергаются  все  виды чтения  вслух. Проверку  чтения про  себя, так  называемого  молчаливого  чтения,  целесообразно  практиковать лишь 2 –3 раза  в  учебном  году.    

Процедура  итоговой  проверки  такова:

1. выбирается  текст, соответствующий  по   сложности  тем, что  помещены  в  учебнике  для  данного  класса, объём  - 1.5  страницы;

2.ученику  предлагается  начать его  читать про  себя (чтобы  вчитаться и  снять  возможное напряжение), а  с  какого-то  абзаца перейти  на чтение вслух.  С этого  момента  измеряется скорость чтения.  Учитель  попутно  отмечает  в  своей  тетради замеченные  ошибки.  Если  же сразу предложить  чтение  вслух, то  измерение  скорости,  темпа  чтения  целеообразно  производить  в  течение  2-х  минут:  первая  минута – это  своеобразный  этап  вхождения  в  процесс  чтения, вторая – это  контрольное  время;

3.  сразу  же  после  окончания  чтения задаются  2-3 таких  вопроса  по  содержанию  прочитанного, ответы  на  которые  требуют от  ученика понимания  и  предметного   плана  содержания, и  смысла  предметного  плана, и эти  показатели  надо  считать  главными, решающими.

          Особое  внимание при  проверке обращается  на  способ чтения. Общая  оценка, как  уже  подчёркивалось  ранее, должна  складываться  из  совокупных  данных по  каждому  из  компонентов.  Если, к примеру, ученик прочитал  какое – то  слово, а затем тут  же  вновь его  повторил, то это едва  ли можно  отнести к  ошибочному  чтению. В данном  случае  подобного  рода  повтор  надо  скорее  квалифицировать как  стремление  ученика утвердиться   в  точности  понимания  им  смысла  читаемого.

Отрицательные  оценки  по  чтению  не  надо  выражать в  виде  такого    рода  отметок, т. е. плохо,  ,,1,, или  ,,2,,.  В последних  случаях надо  дать  советы  по  устранению  очевидных  недостатков  в чтении  ученика, предложить  выполнить  индивидуальные  задания,  а  главное, взять,  что  называется,  под  контроль такого  ученика  и  разработать  для  него  систему  мер по  улучшению  его чтения.