Формирование общеучебных умений и навыков на уроках чтения в начальной школе.
статья по чтению на тему

Бородина Наталья Анатольевна

Процесс овладения обучающихся  начальной школы полноценным навыком чтения, является на данный момент, актуальным в соответствии с требованиями предъявляемыми к современной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бородина  Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область

                     

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

               Процесс овладения обучающихся  начальной школы полноценным навыком чтения, является на данный момент, актуальным в соответствии с требованиями предъявляемыми к современной школе. Принцип коммуникативной направленности  связан с формированием языковой и коммуникативной компетенций  учащихся, на основе художественного текста, который демонстрирует употребление слов в речи.  Развитие коммуникативной речи  является жизненно необходимым условием  универсальных учебных действий, а  это означает: хорошо развитую речь; умение вступать в диалог; высказывать свою точку зрения и отстаивать её; принимать чужую точку зрения; умение работать в группе и т.д.

            Рассматривая навык чтения, как сложнейшее психофизиологическое образование, в котором переплетаются мыслительная и речевая деятельность, нельзя не помнить, что мы имеем дело прежде всего с волевыми качествами индивида: ощущениями, восприятием, вниманием, памятью, способностями, интересами, установками.   Все ранее накопленные знания ребёнка об окружающей его действительности активизируются на момент овладения навыком чтения. Активно мобилизуется весь  имеющийся лексический запас слов, который был накоплен в результате общения  с момента рождения в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения. Соответственно активизируются усвоенные ребёнком модели словоупотреблений, словоизменений, словообразований, модели построения предложений и текста и т.д.  С первых лет жизни общение с книгой это источник приобретения, расширения и углубления познаний ребёнка о себе, о людях, о мире в целом. Чтение - это средство развития интеллектуальных и чувственных способностей: умственных, речевых, языковых, нравственных, культурных, эстетических, информационных. Каждый учитель начальной школы должен уделять большое внимание формированию у каждого обучающегося полноценного и прочно усвоенного навыка чтения, практике систематического контроля за уровнем и прочностью выработки этого универсального навыка.

         Навык чтения, прежде всего, это: умение понимать содержание читаемого текста, его смысл;  умение прочитывать слова не допуская пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв, звуков, слогов, слов. Выразительность чтения, это-умение интонировать знаки препинания с пониманием читаемого текста. По способу чтения можно выделить: а) побуквенный и отрывистый, слоговой (непродуктивный способ чтения); б) плавное слоговое, слоговое с прочтением целых слов; в) чтение целыми словами и группами слов (продуктивный способ чтения). По темпу чтения - это определённая, посильная, определяемая  возрастом скорость чтения. Учитывая вышесказанное учитель должен понимать, что навык чтения складывается, в целом, из двух сторон: смысловой и технической.

                 Необходимо отметить важность осмысленного (сознательного) чтения. Сознательность чтения характеризуется: пониманием фактического содержания читаемого текста; идейной направленностью  произведения, роли художественных средств. Смысловая сторона чтения - это понимание читающим: значений большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и переносном смысле; содержания каждого из предложений, уяснение смысловой связи между предложениями; предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей (абзацев, эпизодов, глав); основного смысла всего содержания текста (осознание содержания данного текста и личного отношения к прочитанному). При этом глубина осознанности зависит от: возрастных запросов, возрастных возможностей; общей развитости, уровня внутренней мотивации, начитанности, жизненного опыта и т.д. Именно поэтому, каждое отдельно взятое учителем произведение может быть осознанно обучающимися совершенно по-разному. Для того, чтобы учитель мог оценить глубину и уровень понимания содержания текста, он должен учитывать: а) понимание фактического, предметного плана (описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, значения слов, предложений, абзацев, вся цепочка событий  содержания произведения); б) смысл предметного плана, то о чем всё это говорит читателю и  то, что всем предметным планом писатель хотел сказать читателю. Способ чтения, правильность, выразительность, скорость, темп чтения – это компоненты навыка чтения (техническая сторона), каждый  из них отдельно  и в совокупности, подчинён смысловой стороне, пониманию и необходим для её полного выражения.

        Темп чтения (скорость, беглость) характеризуется определённым количеством слов, произносимых в минуту. Способ чтения является важнейшим компонентом техники чтения. Учитель и родители должны обстоятельно отрабатывать и побуждать ребёнка к  естественному переходу от плавного слогового чтения к чтению целыми словами и группами  слов - самому продуктивному способу чтения. Понимание и способ чтения составляющие понятия темп (скорость). Случается, что темп чтения соответствует норме, но ученики читая текст, не улавливают смысл  того о чём говорится. Ориентировочные показатели по темпу  чтения не учитывают: тип нервной системы; уровень речевой подготовки; индивидуальные показатели ребёнка. У некоторых детей, проверяя технику чтения, отмечается на начальном этапе нервозное состояние, состояние стресса. Тактичность учителя приводят подобные состояния в норму. Это относится  к темпу чтения, осмыслению читаемого, к количеству ошибок, которые допускают ученики. Учитывая вышесказанное ориентировочные показатели по темпу чтения могут быть достигнуты  не всеми учащимися. Понятие оптимальная скорость чтения по мнению Н.В.Зайцева - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. От скорости чтения зависит и сам  процесс развития учеников, так как в процессе чтения совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания, которые влияют на умственную работоспособность. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много и систематически.

         Современные требования к универсальным действиям в начальной школе говорят о том, что навык чтения должен быть сформирован именно в начальной школе. Учитель должен планомерно добиваться, чтобы выпускники начальной школы имели скорость не менее оптимальной. В случае, когда достигнув необходимой скорости чтения, ребёнок не способен понять смысл того, что он прочитал, я практикую «чтение молча», где психофизический механизм упрощается, так как процессы переработки информации замыкаются на читающем, а  процесс выдачи отсутствует. В свою очередь за счёт ослабления эффективности слухового и речедвигательного канала интенсифицируются процессы понимания, запоминания прочитанного. Темп  зрительного восприятия возрастает в два раза. Всё это ведёт к усилению смысловой обработки, то есть к формированию навыков параллельного мышления. Отмечаю и то, что ученики читающие  « ниже нормы» и не понимающие прочитанного вслух, способны за то же самое время, молча прочитать гораздо больший текст и при этом понять его содержание. Учитель должен отметить и активно использовать такие индивидуальные особенности обучающихся. К идеалу стремиться нужно, но лишь с учётом всего вышесказанного.

           Говоря о правильности чтения, как показателе навыка чтения, необходимо выявить, в чём она выражается. Если ученик при чтении текста допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов, ошибочно делает ударения в словах читаемого текста, то это указывает на то что ученик не понимает текст, не понимает значения прочитываемого слова или смысла предложения, из-за нетвёрдого усвоения учеником графического образа каких то букв затруднений в распознавании буквы, в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова с артикуляционными актами и пониманием. Иногда замечаю и ошибки где повторное чтение  слова или его части продиктованы желанием утвердиться  обучающегося в верности прочитанного. Часто встречающиеся повторы при чтении текста нежелательны.

           Работая, активно над развитием коммуникативной речи отмечаю, что проявление слабой взаимосвязи между восприятием и осмыслением происходит из- за того, что дети искажают при чтении те слова, смысла которых не понимают. На каждом уроке, работая с текстом,  для предупреждения  ошибок необходимо: выяснить лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено; слоговое прочтение слов, с сложным слоговым и морфемным составом; чёткая формулировка учителем заданий, вопросов; предварительное чтение текста про себя; систематический и контроль со стороны учителя за чтением обучающихся; методически верное исправление ошибок в зависимости  от их характера. Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения. Ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путём повторного прочтения или вопроса к прочитанному. Те же ошибки, которые допущены в окончании учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика. Ошибки, связанные с нарушением орфоэпических норм исправляются на уроке с помощью других учеников класса. Обычно, замечая ошибки, я фиксирую их «для себя», прерываю читающего лишь в случае искажения слов, которые мешают пониманию текста. Выразительность проявляется в умении обучающихся обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать логико-грамматические, либо психологические паузы, при чтении стихотворений - ритмические паузы. Дети на каждом уроке в начальной школе учатся делать логическое и психологическое ударение, находить нужную для данного текста или фрагмента интонацию, которую часто подсказывают знаки препинания. При этом они учатся читать громко и выразительно.

             Каждый учитель знает, что зачастую выразительностью чтения называют: а) выразительность как компонент навыка чтения; б) выразительное чтение как высший тип чтения, т.е. своего рода художественное слово в условиях образовательного учреждения. Выразительности, как компонента навыка чтения, учитель должен требовать на каждом уроке в тексте любой жанровой принадлежности.

             Выразительное чтение (как высший тип чтения) - это прежде всего умение использовать основные средства выразительности для отражения (в чтении) своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему. С первого класса учитель должен учить детей стремиться полно, убедительно доносить до слушателей содержание читаемого ими текста. Выразительное чтение, как  высший тип чтения в школьных условиях, применяю преимущественно к художественным произведениям, на заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда текст уже достаточно рассмотрен и хорошо понят учениками.          Наблюдая за  качеством выразительного чтения в своём классе, могу отметить, что даже при планомерной, активной работе над выразительностью чтения некоторые обучающиеся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, полном отсутствии мимики, неумении  общаться со слушателями. Часто ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, допускают множество ошибок на определение логических центров. Такое техническое несовершенство в использовании интонации говорят учителю о том, что ученик не понял до конца смысл произведения (не вник в подтекст, не сделал умозаключения по поводу описанного). Это может объясняться тем, что дети  имеющие малый эмоциональный багаж эмоционально глухи, не замечают душевных переживаний героев произведений. Часто дети начальной школы не могут сказать, какое они испытывают чувство, по причине малого запаса эмоционально - оценочной лексики. Воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать, слабо развито. В таких условиях учитель ориентируется на то, что отсутствие выразительности чтения говорит прежде всего об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности обучающегося к задаче своего чтения и выбору в соответствии с поставленной задачей конкретной интонации. Прежде чем ставить перед обучающимися задачу выразительно прочитать текст необходимо провести содержательный анализ текста, анализ интонационных средств речевой выразительности в соответствии с анализируемым произведением. Уровень развития навыка осознанного выразительного чтения в начальных классах, целиком зависит от грамотной работы учителя в формирований  общеучебных умений и навыков, в соответствии с требованиями ФГОС.

     Литература.

1.         Архипова, Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. - 2004. - №4. - с. 35-39

2.         Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров //Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - с. 250-296.

3.         Воителева, Т.М. Языковой анализ текста на уроках развития речи //Вопросы методики преподавания русского языка и литературы. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: 1994.- с. 41-49.

4.         Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. -151с.

5. Ладыженская, Т.А. Связная речь. - В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1980. - с.222.        

6. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975, 256 с.

7. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. 224 с.

8. Львов М.Р. О родном языке в начальной школе. //Нач. школа. 1993. № 8.С.5-8.

9.Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. - М., 1985. 

10. Максимов Н.Ф. Развитие навыков употребления фразеологизмов в речи учащихся. //Русский язык в школе. 1974. № 3. С.11-13.

11.         Мурзин, Л.Н. Текст и его восприятие /Л.Н. Мурзин, А.С. Штерн. - Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1991. - с. 171

12. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения. М.: Просвещение, 1963. 263 с.

13. Синицин, В. А. Современные подходы к развитию речи младших школьников //Начальная школа, 2003. - № 1. - с.10

14. Харченко, О.О.  Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением //Начальная школа,2002. - № 1. - с. 18

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование коммуникативных умений и навыков по английскому языку в начальной школе на материале УМК "Звездный английский" 2

На современном этапе целью образовательных программ по иностранным языкам в начальной школе является расширение способностей детей общаться устно,через чтение и письмо.Формирование коммуникативных уме...

Доклад на тему: "Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему: «Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выс...