Методическая работа по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения в ходе анализа художественного произведения
статья по чтению на тему

Кутузова Файруза Хамитовна

В данной статье описан ряд методов и приемов работы с художественным произведением, способствуюших развитию нравтственных качеств на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая работа по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения в ходе анализа художественного произведения

При формировании нравственных качеств важно воздействовать не только на разум, но и на чувства детей. Широкие возможности для этого заключают уроки литературного чтения. От класса к классу уроки литературного чтения помогают понять учащимся, что источник большой радости для человека – уважение, благодарность, симпатия окружающих [1, с.59]. Обогатить представления младших школьников о состояниях радости, восторга, обиды, жалобы, печали помогает участие в анализе переживаний, выраженных в прослушанном музыкальном отрывке. Музыкальное иллюстрирование помогает глубже понять настроение произведения, создать необходимый эмоциональный настрой у обучающихся.

Необходимым условием развития эмоционально-оценочной стороны сознания младших школьников является овладение ими обобщенными понятиями, характеризующими душевные состояния человека. В этом помогает словарная работа, обязательным условием которой является восприятие слова в контексте. Словарная работа предусматривает 4 основных направления: обогащение, уточнение, активизация словаря, устранение нелитературных слов.

Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных обучающимся слов, новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.

Уточнение словаря – развитие гибкости словаря.

Активизация словаря – перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребенка в активный. Слова включают в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного в беседу, в рассказ.

Устранение нелитературных слов – перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды [2].

Приобретенные слова можно использовать в пересказе, который помогает понять эмоциональное состояние другого, его чувства и переживания. Пересказ – устное изложение содержания текста и к нему предъявляются следующие требования:

- должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

- должны быть использованы лексика, обороты речи, некоторые синтаксические конструкции из образца;

- должен сохраняться стиль образца;

- должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания;

- должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи [2].

В начальных классах используются различные виды пересказов: подробный, краткий (сжатый), выборочный, творческий. Однако с точки зрения нравственного аспекта  наиболее благоприятен творческий пересказ, который предполагает:

- изменение лица рассказчика;

- пересказ от лица одного из персонажей;

- инсценирование рассказа;

- словесное рисование;

- продолжение сюжета;

- развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки;

- перестройка сюжета.

Вхождение в роль позволяет ребенку легче понять чувства героя, осознать мотивы поведения, он сможет взглянуть на все события, на героев глазами персонажа.

Для воспитания эмоциональной чуткости полезно использовать перевоплощение не только других людей, но и в животных, и в вещи. Для развития эмоциональной восприимчивости важно побуждать детей вслушиваться в свои собственные переживания. В этом помогают вопросы следующего плана:

- «В какой момент ты больше всего переживал за героя?»

- «Что ты почувствовал после прочтения рассказа?»

Понимать настроение других, по внешнему выражению обучающихся учит изобразительная деятельность. Именно словесное рисование, которое предполагает воспроизведение картины с помощью слов, повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Словесные картинки следует рисовать к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла произведения. При обучении словесному рисованию следует соблюдать следующий порядок работы:

1) выделяется эпизод для словесного рисования;

2) «рисуется» место, где происходит событие;

3) изображаются действующие лица;

4) добавляются необходимые детали;

5)«раскрашивается» контурный рисунок [2].

При работе с поэтическими произведениями используется словесное рисование пейзажных иллюстраций.

Однако важную роль в выявлении нравственных ценностей, усвоении нравственных принципов, развитии способности к этическим суждениям и оценкам формирования нравственных отношений играет непосредственный анализ художественного произведения. Существует несколько подходов к анализу литературного произведения: стилистический, проблемный анализ, анализ развития действия и художественных образов.

1. Стилистический анализ. Данный анализ показывает, как проявляется авторское отношение к изображаемому через подбор слов-образов. Анализироваться должны не сами слова, а образы, созданные из этих слов. Для анализа нужно выбирать те слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения. При стилистическом анализе может быть использован стилистический эксперимент. При нем авторские слова заменяются общеупотребительными, а затем проводится сравнение. Для проведения такого эксперимента лучше выбирать художественную прозу, чтобы не нарушилась ритмическая организация стихотворной речи.

2. Проблемный анализ. В ходе данного анализа рассматриваются проблемные вопросы и ситуации. Проблемный вопрос помогает раскрыть связи отдельных элементов текста с общим построением произведения. Нужно помнить, что проблемную ситуацию нужно строить с опорой на событийную основу произведения, на нравственные коллизии.

3. Анализ развития действия. Этот вид анализа предусматривает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (главой, эпизодом и т.д.) Проводя данный анализ важно добиться того, чтобы нарисованная писателем картина была воспроизведена детьми как можно конкретнее, полнее и ярче. Если вы хотите достичь хороших результатов, то лучше начинать анализ с кульминации. Если вы хотите лучше понять содержание текста, то желательно опираться на начало и конец произведения, потому что именно они наиболее полно отражают тему и идею художественного произведения.

4. Анализ художественных образов. Работа во время данного анализа направлена на анализ образов в их взаимодействии. Учащиеся должны понять характеристику образа и его смысл. Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц: их мысли, чувства, черты характера. Нужно учить детей обращать внимание на основные качества персонажа, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, которые их вызвали. А если учащиеся поймут образ персонаж, то смогут выявить авторское отношение к действующему лицу.

Конечная цель любого анализа литературного произведения – выяснение идеи, т.е. понимание основной мысли автора, ради которой он создал свое творение. Идея раскрывается через образ или систему образов, через поступки героев, их взаимоотношения. Таким образом, выяснив мотивы поведения героев, их отношения к событиям, рассматриваемым в произведении, можно подойти к пониманию идеи.

Используя различные методические приемы при работе с  текстом, с художественными образами, можно добиться глубокого осмысления идеи произведения, понимания нравственных ценностей и принципов, заложенных в данное произведение.


Список использованных источников:

  1. Гавриловец, К.В. Воспитание человечности: Кн. для учителя / К.В. Гавриловец.- Мн.: Нар.асвета: Народная асвета, 1985.- 183с.

2. Методика обучения чтению. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических заведений / Сост. Т.П. Сальникова.- М.: ТЦ Сфера: Творческий центр Сфера, 2001.- 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе

На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...

Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"

В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к лю...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Развитие критического мышления на уроках литературного чтения при работе с литературным и художественным произведениями»

Данный мастер - класс представляет собой анализ произведений с использованием ТРКМ...

Презентация к уроку по литературному чтению по теме: "Композиция художественного произведения"

Данная презентация содержит основные термины по теме: "Композиция художественного произведения" и определения к ним,  с примерами из произведений, а также вопросы и задания по теме урок...

Духовно- нравственное развитие младшего школьника на уроках литературного чтения посредством выполнения учебных заданий

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учеников начальных классов на уроках литературного чтения почредством разработанной и апробирванной  системы заданий к литературным текс...

Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.

Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....