Урок обучения грамоте "Звук Щ , буквы Щ, ш"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Мартемьянова Елена Ивановна

Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК "Школа России" учебник для 1 класса В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse.docx51.99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Звук [щ], буквы щ, щ.

 ЦЕЛИ УРОКА:

•    познакомить с новым звуком [щ], как с глухим, мягким, непарным согласным звуком;

•    познакомить с новыми буквами Щ и щ;

•    выделить слоги-слияния ща, щу;

•    познакомить с правилом о правописании слогов с буквой щ;

•    формировать навыки работы с текстом: умение ставить вопросы по тексту и адресовать их другим детям.

ХОД УРОКА

I. Работа по теме урока

— Прочитайте пословицу: Поспешишь — людей насмешишь. Объясните её значение.

Какие пословицы вы запомнили, какие из них употребляете в своей речи, помогают ли вам пословицы в жизни?

Отгадайте загадки. Какое правило спряталось в отгадке?

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Стучат, стучат, не велят скучать: Идут, идут, а всё тут, да тут. (Часы)

...опыт

...век

...бачок

...овод

...вод

Соедините стрелочкой слова в левом и правом столбиках так, чтобы получились новые слова.

чур...

сад...

экскурсо.

след...

чело...

Проведём фонетическую зарядку.

 Как паровоз выпускает пар?(Щ-щ-щ.)

А как кипят щи в кастрюле? (Щ-щ-щ.)

Послушайте четверостишие:

 Глазищи, усищи, хвостище, котище, а моется всех чище.

Какой звук очень часто встречается в словах? (Мы слышим новый звук [щ].)

Отгадайте  загадки и составьте схемы слов  отгадок.  (щука,    щётка)

Произнесите этот звук и дайте ему характеристику. Расскажите всё о звуке [щ]. (Этот звук согласный, так как он произносится с препятствиями, коротко, не тянется.)

Что мы всегда узнаём про согласный звук? (Он глухой.)

Как мы это узнаем? Что ещё узнаём про согласный звук? (Он мягкий.)

 

На  что похожа  буква Щ  (Слайд)

Прочитайте  слоги с буквой щ (слоговая таблица)

Прочитайте  слова (слайд)

— Послушайте четверостишие М. Яснова.

Щегол поёт

Щебечет в рощице Щегол:

Ах, мой щеглёнок ещё гол!

 Щеглёнку плащ бы щегольской —

 И будет счастлив щеголь мой!

Выберите слова, в которых слышите новый звук и произнесите слог-слияние. (Щегол, щебечет, рощица, щеглёнок, ещё, плащ, щегольской, щеголь — во всех этих случаях звук [щ] мягкий. Значит, звук [щ] всегда мягкий.)

Теперь мы можем спокойно сделать вывод о звуке [щ]. (Он согласный, всегда мягкий, глухой.)

Послушайте стихотворение.

Под кувшинками в тиши,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Какая рыба упоминается в стихотворении? (Лещ.)

В какой части слова слышится звук [щ]? (На конце слова.)

 Какой буквой обозначается звук [щ] на письме?

Рассмотрите схему слова лещ и дайте объяснение. (Воздух при произношении встречает препятствие — звук согласный, произносится без голоса — звук глухой, всегда мягкий.)

Проведём игру «Найди новый звук». Если услышите звук [щ] в словах, поднимите зелёную карточку. Скажите, что она обозначает? (Зелёная карточка обозначает звук [щ] согласный, мягкий.)

Учитель зачитывает слова: шёлк, щекотать, шептать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, чаща, роща. Дети поднимают карточку шесть раз.

— Какой это звук? Мы можем назвать ещё одно свойство звука [щ]. (Он шипящий.)

А вот как о букве щ написал Г. Виеру:

Щ — играющий щенок. Кверху лапками он лёг.

Найдите буквы Щ, щ в кассе букв. Выложите слоги с буквой щ. Как читается буква щ с разными гласными? Напишите слоги с буквой щ: ща, щу, ще, що, щё. Посмотрите на старинное изображение буквы щ.

 Прочитайте слова на странице 63. Выпишите слово, которое обозначает очень тёмный густой, непроходимый лес. Напечайте это слово и вспомните правило по правописанию шипящих согласных. (Ча — пиши с буквой а.)

Произнесите второй слог-слияние. Что можете сказать про согласные буквы в обоих слогах-слияниях?

Дети проводят параллель между двумя согласными звуками и убеждаются, что они по свойствам совершенно одинаковы.

— Объясните правописание второго слога? (Ща — пиши с а.) Сделайте общий вывод.

(Ча и ща — пиши с буквой а.)

Какое ещё правило мы изучили о правописании ч с гласными? (Чу — пиши с буквой у.) Отгадайте загадку.

                                                     Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка,

Конечно это...

(Щука)

Продолжите правило о правописании шипящих с гласными у и а.

Прочитайте стихотворение  (с. 63).  

О чём прочитали?

Что вы можете рассказать о щуке?

 

Прочитайте ещё раз это чудесное стихотворение.

Напечатайте названия рыб, о которых мы сегодня прочитали.

Дети делают запись по принципу много — один.

лещи — лещ

карась — караси

щуки — щука

сом — сомы

Прочитайте скороговорки про рыб и объясните их значение.

Выучите любую понравившуюся скороговорку. Подчеркните в скороговорках правило на правописание щипящих согласных с буквами гласных.

Повторите правило, в котором говорится о буквах щ и ч. (Ча и ща — пиши с буквой а. Чу и щу — пиши с буквой у.)

К какой сказке художник нарисовал картину на странице 62? (Сказка называется «По щучьему веленью».)

Кто главный герой сказки? Что вы знаете о Емеле? (Он добрый, но глуповатый и к тому же лентяй. Но ему очень везёт, и он исправится — станет добрым молодцем.)

О чём мечтал Емеля, лежа на печи? Какие его мечты сбылись? Расскажите, какой эпизод из сказки изображён на картинке в книге? (Мы видим, что Емеля отправляется к царю во дворец. Но идти пешком ему лень, и он едет на печи.)

Кто помогал ему совершать такие чудеса? (Щука.)

Клип

Прочитайте эту русскую народную сказку и подготовьте пересказ её отдельных частей.

 В каких ещё сказках вы встречали волшебных рыбок? (Сказка о золотой рыбке...)

А теперь проверим, как мы поработали на уроке, отгадаем загадки на странице 188. Слова-отгадки напечатайте.

Как одним словом назвать все эти огородные чудеса? (Овощи.)

Напечатайте это слово.

Послушайте песню на слова Ю. Тувима «Овощи».

Звучит музыка и текст песни.

II. Итог урока

— Расскажите всё, что вы знаете о букве щ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Закрепление буквы Кк"

Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе на тему "Закрепление буквы Кк. Чудеса из буквы Кк"...

Урок обучения грамоте "Строчная буква ё".

Урок обучения грамоте "Строчная буква Ё". Урок открытия нового знания. УМК "Школа 2100"...

Урок обучения грамоте. Тема : "Буква М".

Тип урока изучение нового. На данном уроке ребята знакомятся с новыми звуками и новой буквой, учатся читать слова с буквой м....

Урок обучения грамоте "Гласная буква е"

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России"...

урок обучения грамоте "Заглавная буква Ю. Космическое путешествие. Упражнения в чтении.

На данном уроке дети, совершая космическое путешествие, знакомятся с заглавной буквой Ю. Учатся её печатать. Вся работа построена в интересной форме....

Урок обучения грамоте "Изучаем буквы. Буква А"

Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа. XXI век", но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать в своей работе. К уроку составлена презентация, в которой в...

Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...