рабочая программа по литературному чтению по учебнику Н.А.Чураковой , 4 кл.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Абдрахманова Минзида Факиловна

Рабочая программа составлена по ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4kl_rabochaya_programma.docx127.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Н. Каримова

с. Кугарчи муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

Рассмотрено

Руководитель МО

_____________/_ТухватуллинаЗ.Г./

ФИО

Протокол № ___

от «____»______________2014г.

Согласовано

Заместитель директора

 по УВР МОБУ СОШ им.Н.Каримова с.Кугарчи

_______________/Кулуева Р.Б./

 «_____»____________2014г.

Утверждаю

Директор

МОБУ СОШ им.Н.Каримова  с.Кугарчи

__________________/Аминева М.А./

Приказ № ____

от «____»_______________2014г.

02-26

Рабочая программа

по литературному чтению для 4 класса

учителя

Абдрахмановой Минзиды Факиловны

на 2014 - 2015 учебный

2.Пояснительная записка

  Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе следующих документов:

  1. ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.
  2. Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ МО и науки РФ №373 от 6 октября 2009 г.
  3. Приказ МО и науки РФ от 26.11.2010.г. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом МО и науки РФ от 6.10.2009 г.»
  4. Учебного плана МОБУ СОШ им. Н.Каримова с. Кугарчи ( приказ №157 от 27.08.2014 г.)
  5. Программы по УМК «Перспективная начальная школа»  Составитель:  Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/Учебник,2013
  6. «Положение о рабочей программе педагога» Приказ № 105 от 15.05 2014 г.

Общая характеристика предмета учебного плана ОУ  

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе -сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

• Миф - это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую  

связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка – способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка -древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

  •  Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
  •  Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях

Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.

  • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
  • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.

Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

  •  Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
  •  Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

  •  Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
  •  На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью авторской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.

Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:

  • проблемы выражения чувств в лирике;
  • проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматривает только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);
  • проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков).

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения, умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений.

Место учебного предмета в учебном плане ОУ

В  учебном плане МОБУ СОШ им.Н.Каримова с.Кугарчи на изучение  предмета «Литературное чтение»   отводится 3 часа в неделю, 105 часов в год.

Результаты изучения  предмета учебного  плана ОУ

         Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Выпускник  научится:

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
  • грамотно писать письма и отвечать  на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  • определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
  • представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
  • перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
  • обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
  • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
  • ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
  • делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
  • самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.

Выпускник  научится:

  • представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
  • отличать народные произведения от авторских;
  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст,  повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

  • отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
  • отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
  • представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
  • обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
  • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
  • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям,  устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Выпускник  в процессе самостоятельной, парной, групповой и

 коллективной работы получит возможность научиться:

  • читать вслух стихотворный  и прозаический тексты  на основе восприятия и  передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  • обсуждать с одноклассниками литературные,  живописные и музыкальные произведения  с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
  • устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных  и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу 4-го года обучения

В области предметных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и

 коллективной работы получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.
  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
  • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий

Выпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
  • уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий

Выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий

Выпускник получит возможность научится:

  • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
  • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

3.Основное содержание предмета учебного плана ОУ.

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (13 часов)

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств (17 часов)

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (12 часов)

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (14 часов)

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а)  событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (11 часов)

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

-роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

-участие воображения и фантазии в создании произведений;

-диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские    вопросы к авторам и ответы на них.

     Приближаемся к разгадке тайны особого зрения( 9 часов)

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (13 часов)

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. (11 часов).

Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

 Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. (5 часа)

Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

-умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

-способности критично относиться к результатам собственного творчества;

-способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников. 

Содержание

Кол-во часов

1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

13

2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств

17

3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

12

4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас

14

5. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

11

6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

9

7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.

13

8. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество.

11

9. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

5

Итого

105

4.Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе

Предметные :

Учащиеся должны знать/понимать:

  • содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
  • названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
  • основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.

Метапредметные:

  •    уметь читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
  •  определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
  • различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
  • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
  • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
  • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.

Личностные :

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
  • определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);
  • самостоятельного чтения выбранных книг;
  • высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
  • работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).

5.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

        Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

 

Подготовка к выразительному чтению — разметка текста. 

Логическое  ударение фразовое:

первое - ударное слово подчеркивается пунктиром --—,

второе - одной чертой ______,

третье — двумя чертами                    

Пауза: короткая - расположенными по вертикали точками

средняя — одной вертикальной чертой |

длинная - двумя вертикальными чертами  | |

Высота голоса: понижение, стрелка над словом с наклоном вправо вниз

                            повышение, стрелка над словом с наклоном вправо вверх

Темп: замедление - на полях словом - медл. или --—--

убыстрение - на полях словом - быстро или ____

Отличительной чертой произнесения басни является бытовая интонация.

 Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2     Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

        

        Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

 

6.Тематическое планирование

№ п\п

Дата план

Дата факт

Тема урока

 Основные виды деятельности

обучающихся

Планируемые результаты

1

2.09

Как люди в древности  представляли себе окружающий мир

Р.:Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

П.:Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Л.:Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Р:.Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

П:.Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

П:.Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Р.Формулировать основную мысль текста.

К:.Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

П.:Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Р:.Составлять простой план тек-

ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

П:.Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

П.:Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

К.:Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

П.:Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Р.Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

П:.Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

П:.Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

К:.Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Л.:Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Личностные:

знакомство с культурно – историческим наследием восприятия литературного произведения как особого вида искусства 

Метапредметные:

коллективное выстраивание учебно-познавательной деятельности с целью достижения поставленных на урок задач

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

выявление читательской компетентности (знание сказок и их узнавание)

Предметные:

различать основные малые жанры фольклора: сказку о животных, волшебную сказку, отличать народные произведения от авторских;

2

4.09

Древнегреческое сказание «Персей»

3

5.09

Древнегреческое сказание «Персей»

Поход в Музейный Дом. Отражение древних представлений о красоте и мире в трёхчастной композиции: икона, посвящённая поединку Георгия со змеем; икона «Христос спускается в ад»

4

9.09

Древние представления о животных-прародителях

5

11.09

Особенности героя волшебной сказки

6

12.09

Русская народная волшебная сказка «Сивка-бурка» (в сокращении) ознакомительное чтение

7

16.09

Русская народная волшебная сказка «Сивка-бурка» чтение и анализ всего произведения

8

18.09

Русская народная волшебная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

9

19.09

Русская народная волшебная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

10

23.09

Русская народная волшебная сказка «Морозко»

11

25.09

Вн. чт. Русская народная волшебная сказка «Финист - ясный сокол»

12

26.09

Русская народная волшебная сказка «Иван- царевич и серый волк»

13

30.09

Башкирская народная волшебная сказка «Алтын-сака – золотая бабка»

14

2.10

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ознакомительное чтение

Р:.Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Л:.Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

П:.Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Р.:Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

П.:Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Л.:Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Р:.Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Л.:Формулировать основную мысль текста.

К:.Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Л.:Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Р:Составлять простой план тек-

ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

П:.Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

П:.Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

К.:Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

П:.Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Р:.Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

П.:Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

П.:Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Личностные:

основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан.

Метапредметные:

управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

на материале фольклорных текстов познание элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей)

Предметные:

распознавать особенности построения фольклорных и авторских произведений

15

3.10

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» анализ былины

16

7.10

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» окончание в прозаическом пересказе И. Карнауховой

17

9.10

Отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор» (1-3 части)

18

10.10

Отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор» (4-5)

19

14.10

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь» и В. Васнецова «Богатырь»

20

16.10

Былина «Садко» (отрывок) ознакомительное чтение

21

17.10

Былина «Садко» анализ всего произведения

Поход в Музейный Дом. Н. Рерих «Заморские гости»

22

21.10

Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (в сокращении) сравнение двух миров

23

23.10

Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (в сокращении) испытания героини сказки

24

24.10

Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (в сокращении) волшебная сила «любовь»

25

28.10

Вн. чт. Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

26

30.10

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» (в сокращении) «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»

27

6.11

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» (в сокращении) История четвертая. «Цветник женщины, которая умела колдовать. «История четвертая. Принц и принцесса»

28

7.11

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» (в сокращении) «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка»

29

11.11

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»

30

13.11

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке- интерес к миру чувств»

31

14.11

В. Жуковский "Славянка" (отрывок) "Весеннее чувство"

Поход в Музейный Дом 

И.Левитан «Тихая обитель» и «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники»

Р.:Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

П:.Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Л:Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

П.:Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

П:.Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Формулировать основную мысль текста.

К.:Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Р:.Составлять простой план тек-

ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Л.:Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

К.:Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

П:.Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

П:.Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Р.:Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

П.:Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

П.:Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Личностные:

ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им

Метапредметные:

планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя

овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя)

овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Предметные:

понимание слияния, единства между природой и человеком

32

18.11

Д. Самойлов "Красная осень" Н. Заболоцкий "Сентябрь"

Поход в Музейный Дом М. Врубель «Жемчужина»

33

20.11

Н. Заболоцкий "Оттепель"

34

21.11

Иван Бунин "Нет солнца, но светлы пруды", "Детство"

35

25.11

В. Набоков "Обида" (ознакомительное чтение)

36

27.11

В. Набоков "Обида" (анализ произведения)

Поход в Музейный Дом Э. Шанкс «Наём гувернантки»

37

28.11

Владимир Набоков "Грибы", "Мой друг, я искренне жалею...". Приём контраста

38

2.12

Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Сведения о писателях. Биография Ю. Коваля

Поход в Музейный Дом С. Лучишкин «Шар улетел»

39

4.12

В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»

40

5.12

Б. Сергуненков «Конь мотылёк» Поход в Музейный Дом В. Ватенин «Голуби в небе»

41

9.12

Джералд Даррелл «Землянично-розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие звери») Репродукции картин Г.Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»

42

11.12

Обобщение по теме «учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

43

12.12

Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) анализ поведения героя

Р.:Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Р:.Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

П.:Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Л.:Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Р.Формулировать основную мысль текста.

К:.Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

П:.Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Р.:Составлять простой план тек-

ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

П:.Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

П:.Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

К.:Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

П.:Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Л.:Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Л:Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Р:.Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

П.:Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

П.:Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Личностные:

самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации

Метапредметные:

организация собственной  деятельности (способность принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия и т.д.)

овладение умением произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателей и умения понимать

контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров

Предметные:

представление о жизни детей того времени и нашего, выявление насколько мы с ними похожи

44

16.12

Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) приём сравнения и контраста в произведении

45

18.12

Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) описание внешности героя

Работа с репродукциями Н. Богданов-Бельский «Ученицы» и «У дверей школы»

46

19.12

А. Чехов «Ванька»

Поход в Музейный Дом Н. Богданов-Бельский «Визитёры», «Дети за пианино»

47

23.12

А. Чехов «Мальчики» (атмосфера встречи)

48

25.12

А. Чехов «Мальчики» (наблюдение за героями)

49

26.12

А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» (исторические приметы времени)

50

30.12

А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» (важные события одного дня)

51

15.01

А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» (волшебный мир)

52

16.01

А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» (связь волшебного и реального мира)

53

20.01

А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» (важная потеря)

54

22.01

А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» (искренность раскаяния)

55

23.01

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

56

27.01

И. Пивоварова "Как провожают пароходы"

Сведения о писателях. Биография И. Пивоваровой

Р.:Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Р.:Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

П.:Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

К.:Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

П.:Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

П.:Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Формулировать основную мысль текста.

К.:Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Р:.Составлять простой план тек-

ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Л:.Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

К:.Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

П:.Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Р:.Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Р.:Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

П:.Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

П.:Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Личностные:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; наличие

мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям; ценностное отношение к природе, к культуре и искусству

восприятие красоты окружающего мира через осмысление красоты художественного слова

Метапредметные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром

свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта, в учебных словарях, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации

Предметные УУД:

влияние произведений искусства на внутреннее состояние человека

57

28.01

Вн. чт. И. Пивоварова  «Мы пошли в театр» (отрывок)

58

29.01

Л. Улицкая «Бумажная победа» (ознакомительное чтение)

59

30.01

Л. Улицкая «Бумажная победа» (анализ произведения)

Поход в Музейный Дом З. Серебрякова «Катя с натюрмортом»

60

3.02

С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

61

5.02

С. Козлов «Давно бы так, Заяц!»

Поход в Музейный Дом В. Гог «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь»

62

6.02

С. Козлов «Лисичка»

63

10.02

В. Соколов «О умножение листвы…»

Б. Пастернак «Опять весна»

64

12.02

В. Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

65

13.02

С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках)

потеря и приобретение

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Р.:Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

П.:Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

П.:Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Формулировать основную мысль текста.

К.:Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Р:Составлять простой план тек-

ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

П.:Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

К.:Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Р.:Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

П.:Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

П:.Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Л:.Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Метапредметные:

умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст

отыскивая информацию, необходимую для решения учебных задач

грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками

осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Предметные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

66

17.02

С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках)

черты характера героя

67

19.02

С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках)

что значит быть человеком?

68

20.02

С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках)

чувства героя

69

24.02

Вн. чт. С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (анализ всего произведения)

70

26.02

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывок с рисунками автора). Приёмы олицетворения, сравнения и повтора

71

27.02

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывок с рисунками автора). Истины, помогающие изменить жизнь

72

3.03

К. Паустовский «Тёплый хлеб» (историческое время событий рассказа)

73

5.03

К. Паустовский «Тёплый хлеб» (главная мысль произведения) 

Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской»

74

6.03

Поход в Музейный Дом Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» сложность человеческой натуры

Р.:Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

П.:Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Л.:Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Р.:Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

П.:Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Формулировать основную мысль текста.

К.:Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Р.:Составлять простой план тек-

ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

К.:Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Л.:Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

П.:Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

П.:Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Личностные:

действия нравственно-этического оценивания  через  выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культур

Метапредметные:

организация учащимся собственной учебной деятельности

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Предметные:

определять главную мысль произведения, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

75

10.03

Знакомство с настоящим писателем

76

77

12.03

13.03

М. Вайсман «Шмыгимышь»

78

17.03

Вн. чт. Книги о богах и героях Древней Греции

79

19.03

Поведение в музее

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

80

20.03

Поход в Музейный Дом Ф. Марк «Птицы»

В. Хлебников «Кузнечик, И. Гамазкова «Синь-синь!...», Р. Сеф «Лунный свет», Л. Друскин «Беру я вещи …»

81

2.04

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой»

82

3.04

Работа с репродукцией П. Кончаловский «Сирень»

А. Кушнер «Сирень»

83

7.04

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

84

9.04

А. Фет «Это утро …»

85

10.04

Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь …»

86

14.04

М. Лермонтов «Парус»

87

16.04

М. Волошин «Зелёный вал отпрянул и пугливо умчался вдаль …»

Работа с репродукцией

И. Айвазовский «Девятый вал»

88

17.04

С. Маршак «Как поработала зима!..»

89

90

21.04

23.04

А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

Вн. чт. А. Пушкин «Няне», «Зимний вечер»

91

92

28.04

30.04

Итоговая контрольная работа по чтению (по тексту  администрации)

А. Пантелеев «Главный инженер» (ознакомительное чтение)

Р.:Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

П.:Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Р:.Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Л:.Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Формулировать основную мысль текста.

К.:Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Р.:Составлять простой план тек-

ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Л.:Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

К:.Участвовать в диалоге.

Л:.Конструировать монологическое высказывание.

П:.Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Р.:Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

П.:Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

П.:Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Личностные:

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского обществ

Метапредметные:

самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом)

смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного

Предметные:

исторические события находят отражение через произведения искусства (литературы, живопись, архитектура)

93

94

5.05

7.05

А. Пантелеев «Главный инженер» (изменения в жизни с приходом войны)

95

8.05

А. Пантелеев «Главный инженер» (переживания героя) 

Поход в Музейный Дом П. Пикассо «Герника»

96

12.05

А. Ахматова "Памяти друга"

97

98

14.05

15.05

Н. Рыленков "К Родине".

 

Н. Рубцов "Доволен я буквально всем…"

99

19.05

Дмитрий Кедрин "Всё мне мерещится…"

Работа с репродукцией В. Пупков «Моя бабушка и её ковёр»

100

21.05

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг  у Спасских ворот».

 Древнегреческий гимн Природе, Государственный Гимн Российской Федерации

101

22.05

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту»

102

26.05

А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

103

28.05

Вн.чт. Произведения А.С.Пушкина

104

29.05

Путешествие в Казань. В мастерской художника

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор»

105

30.05

Литературная олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

Итого: 105ч.


7.Перечень учебно-методического  и материально –технического обеспечения образовательного процесса

Программу обеспечивают:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.
  2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хр./ Под редакцией Чураковой Н.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2014
  3. Борисенкова О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для4кл

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

К

Д

Библиотечный фонд сформирован  на основе федерального перечня учебников, допущенных  Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме)

Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях

Детские книги разного типа из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Д

Ф

   К

Д/К/П

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

Технические средства обучения

Классная доска .

Магнитная доска

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

К

Д

Д

Д

8.Список литературы и электронных образовательных ресурсов.

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник.- М.: Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия.- М.: Академкнига/Учебник
  3. Малаховская О.В. Литературное чтение1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник
  4. Чуракова Н.А., Малаховская О. В.. Литературное чтение.. 1 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник
  5. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2, 3,4 классы:Учебник в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник
  6. Малаховская О.В.. Литературное чтение. 2,3,4 классы: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А.- М.: Академкнига/Учебник
  7. Малаховская О.В.Литературное чтение.2, 3, 4  классы: Тетради для самостоятельной работы № 1, 2.- М.: Академкнига/Учебник.
  8. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс. Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник
  9. Борисенкова О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3, 4  классы: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник
  10. http://school-collection.edu.ru/)
  11. http://www.school.edu.ru
  12. http://www.edu.ru
  13. http://school-collection.edu.ru
  14. www.center.fio.ru
  15. http://www.nachalka.com/
  16. http://annik-bgpu.km.ru/index.html
  17. http://www.uchportal.ru/