Урок чтения во 2 классе по теме "И.С. Соколов - Микитов. Узоры на снегу".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Нехода Евгения Валерьевна

Урок проводился в школе для слабослышащих детей с учётом всех требований к современному уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2 «Б» классе (ІІ отделение)

Тема:    Иван Сергеевич Соколов – Микитов   «Узоры на снегу».

Цель:    На примере рассказа И.С.Соколова – Микитова «Узоры на снегу»  научить ребят               различать следы животных, читать узоры на снегу.

Задачи:

Обучающие:

Научить учащихся различать следы животных, читать узоры на снегу.

Отработать навыки работы с текстом.

Повторить биографию (кратко) русского писателя И.С. Соколова – Микитова.

Развивающие:

Развивать навык осознанного выразительного чтения.

Развивать навыки связной речи и расширять словарный запас учащихся.

Развивать внимание к лексическому значению слов, логическое мышление при работе с загадкой и макетом.

Развивать наблюдательность при сопоставлении животного и его следа.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.

Воспитывать устойчивый интерес к мыслительной деятельности.

Воспитывать умения работать в команде.

Воспитывать внимание к ответам товарищей и аргументированное оценивание их ответов.

Коррекционные:

Развивать слуховое восприятие учащихся.

Автоматизировать и корректировать произносительные навыки.

Вид урока:  первоначальное знакомство с текстом и анализ содержания прочитанного.

Оборудование: учебник «Чтение и развитие речи», (сост. О.А. Красильникова) для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений ІІ вида), Москва – 2009г., компьютер учителя, макет «Следы животных в зимнем лесу», фигурки лося, зайца, лисы, волка, горностая; таблица для оценивания деятельности учащихся на уроке.  

Речевой материал:

Мы читаем по теме …

Рассказ называется …

Автор рассказа … (Рассказ написал …)

В рассказе говорится о …

Время года – зима.

Будем читать рассказ, узнавать новые слова, отвечать на вопросы, выполнять задания.

Ход урока:

І Организационный момент (2 минуты)

Развитие слухового восприятия (РСВ)

У: - Сядь … (имя ребёнка).

 - Какой по счёту урок?

- Какой будет урок?

Хорошо говорите звуки, будьте внимательны на уроке.

ІІ Определение темы урока. Постановка цели урока. (8 минут)

У: - По какой теме мы читаем?

-  Мы читаем по теме «Зимушка – Зима».

У: - Сегодня на уроке будем читать рассказ.

Название рассказа составьте сами. Оно состоит из трёх слов.

                                                     

1-ое слово. Посмотрите на картинки (на экране).

Слайд 1.- Что это?

- Это узоры.

Узоры- это рисунки, которыми украшают одежду, посуду и другие вещи. (Хоровое чтение со слайда)

У: - На каких ещё уроках вы встречали слово «узор»?

- На уроке рисования, на уроке труда.

У: - Впишите слово «узоры» в окошечки.

Слайд 2. 2-ое слово. Вставь предлог в предложения.

Петух сидит … заборе. (Петух сидит на заборе).

Книга лежит … столе. (Книга лежит на столе).

У: Такой же предлог в названии рассказа. Впишите его в окошечки.

3-е слово. Слайд 3. - Какое сейчас время года?

- Время года – зима.

Отгадай зимнюю загадку.

 (Сначала читает учитель, затем учащиеся хором).

Белый и пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

У: - Что это?

- Снег.

У: Впишите слово «снег» в окошечки с правильным окончанием, если оно отвечает на вопрос «на чём?»

- На снегу.

(РСВ) У: - Как называется рассказ?

- Рассказ называется «Узоры на снегу».

Слайд 4. - О каком времени года будет говориться в рассказе?

- О зиме.

- Почему?

- Снег бывает зимой.

Слайд 5. Этот рассказ написал известный русский писатель. Родился в 1892 году. Он очень любил русскую природу. Написал много рассказов для детей о животных. Мы читали его рассказы «Ёж», « Журавли», «Белки», «Зима в лесу». Писатель прожил долгую и интересную жизнь.

 (РСВ) – Кто автор рассказа?

- Автор рассказа Иван Сергеевич Соколов – Микитов.

У: Итак, тема  нашего урока Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Узоры на снегу».

(Хоровое чтение с доски).

У: - Вы можете сказать, какие это узоры на снегу?

- Нет.

Слайд6. Цели урока:

  • Прочитать рассказ и понять, о каких узорах говорит автор;
  • Объяснить, почему И.С. Соколов-Микитов назвал рассказ «Узоры на снегу».

У: - Что будем делать сегодня на уроке для достижения целей?

Будем

- читать рассказ

- узнавать новые слова

- отвечать на вопросы

- выполнять задания

- работать по картинке

Критерии оценивания:

У: - В конце урока поставим оценки по таблице. Будьте внимательны к ответам товарищей.

ІІІ Первичное чтение текста. (15 мин.)

  1. Постановка вопроса для вдумчивого прослушивания  текста учащимися.

У:- Слушайте внимательно, после прочтения ответьте на вопрос: « О ком говорится в рассказе?»

Слайд7. О ком говорится в рассказе?

  1. Выразительное чтение текста учителем.
  2. У: - О ком говорится в рассказе?

- В рассказе говорится о зайце, о волке, о лисе, о лосе.

У: - Назови одним словом.

- Дикие животные, звери.

4.Динамическая пауза.

 (РСВ) У: - Встаньте. Отдохнём.

Хлопья белые летят –

Холоднее стало.

Только, зимушка, зверят

Ты не напугала.

Зайки белые сидят –

Ушки длинные торчат.

Вот бежит лисичка –

Хитрая сестричка.

Прячьтесь, прячьтесь, зайки,

Зайки – попрыгайки!

5. Во время чтения в тексте вам встретятся трудные слова.

Читай правильно!

ска-тер –тью

об-гло-дал

кор-мит-ся

топ-тал-ся

6.  Первичное жужжащее чтение учащимися текста вслух.

(РСВ) У: - Открой книгу. (Имя ребёнка), спроси меня, на какой странице.

Читайте правильно, следите за звуками.

7. Словарная работа.

У: - В рассказе есть незнакомые слова:

Слайд 9. Запомни!

Горностай – небольшой хищный зверёк с длинным телом и короткими лапами. Зимой – белый, летом- коричневый с чёрным кончиком хвоста. Ловит мелких зверей.

Слайд10.Запомни!

Скатерть – ткань, которой накрывают стол.

Копыта

Слайд 11. Запомни!

Заяц обглодал (гложет) кору деревьев.

8. Чтение текста учащимися вслух друг за другом.

9. Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения учащихся по таблице.

ІV Анализ содержания рассказа. (10 мин.)

  1. Какая картинка подходит к рассказу? Прочитай предложения из текста. Слайд 12. 
  2. Беседа по вопросам.

У:- Что видят на снегу охотники? Слайд 13.

- Красивые узоры.

У: - Что это за узоры?

- Это следы зверей и птиц.

У:- Что умеют делать охотники?

- Читать эти узоры.

У: - Что такое «читать узоры»?

- Это значит, определять, узнавать животное по его следу.

У: - Что говорится в рассказе о зайце? Слайд 14.

- Вот ночью здесь топтался зайчик. Он обглодал кору осинок.

У:- Покажи на картинке в книге следы зайца.

У: - Как охотится горностай? Слайд 15 

- Подняв чёрный кончик хвоста, пробежал горностай. Он охотился за птичками и мышами.

У: - На что похожи следы лисы? Слайд 16.

- На лесной опушке видны следы старой лисы. Они похожи на красивую цепочку.

У: - Прочитай о волках. Слайд 17.

- По краю опушки след в след прошли волки.

У: - Что автор написал о лосях? Слайд 18.

- А через широкую дорогу, поднимая снег копытами, прошли лоси.

У: - Мы с вами можем читать узоры на снегу? Слайд 19.

- Можем.

У: - Где?

- На улице, возле дома, во дворе школы, в парке.

У: - Чьи следы можно увидеть на улице?

- Людей, птиц, кошек, собак.

3. Аргументированное оценивание ответов учащихся  на вопросы по таблице.

            V. Работа над пониманием текста. Задания к рассказу. (5 – 7 мин.)

У: - Устроим соревнование. Команда мальчиков и команда девочек.

Команда девочек работает с макетом «Следы животных в зимнем лесу».

Задание: Определи по следу животное.

(Девочки подставляют фигурки зверей к подходящим следам).

Команда мальчиков подбирает к животному его след.

Осуществляется взаимопроверка.

Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

Оценивание выполненных заданий по таблице.

        V І  Итог  урока.  Оценивание учащихся. (10 мин.)

У: - Итак, подведём итог урока.

- Что делали сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы читали, отвечали на вопросы, узнали новые слова.

- О  каких узорах говорится в рассказе?

- Это следы животных на следу.

- Почему И.С. Соколов – Микитов назвал рассказ «Узоры на снегу»?

- Следы зверей на снегу похожи на красивые рисунки, картинки.

- Мы с вами узнали, что узоры на снегу можно читать.

Прочитайте, что написали вам звери. Слайд 20.

- Молодцы!

У: - Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке, старались, были активны.

Оценивание учащихся с опорой на таблицу.

Домашнее задание

- Перечитайте рассказ.

- Нарисуйте следы животных из рассказа.

Урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению для 2 класса школы II вида.Рассказ И.С. Соколов- Микитов «Узоры на снегу»

Данный урок разработан для детей с нарушением слуха, в котором отражается умение учить детей передавать чувства, настроение. Видеть красоту  родной природы....

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микитов" Узоры на снегу ".

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000790 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000774 P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микито...

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме:  И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»...

урок литературного чтения 2 класс УМК Школа 21 века "И. Соколов-Микитов "Узоры на снегу"

На уроке учащиеся знакомятся с произведением И.Соколова-Микитова "Узоры на снегу". Расширяют свои знания о горностае, зайце, лисе; учатся распознавать следы этих животных друг от друга....

Конспект урока литературного чтения 2 класс И.С. Соколов-Микитов "Узоры на снегу"

Технологическая карта урока литературного чтения УМК: «Начальная школа ХХI века»Класс: 2 Тема:И. С. Соколов - Микитов «Узоры на снегу»Тип: Урок открытия нового знания...