Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Рухлова Татьяна Витальевна

Проект   урока   литературного   чтения   по  теме  "Стихи  Есенина  о  Родине"   с  презентацией.  На  уроке  проводится  анализ  двух  отрывков  стихотворений: «Если  крикнет рать святая…»

«Но и тогда, когда по  всей  планете…»  и   стихотворения « Я покинул  родимый  дом…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Рухлова Татьяна Витальевна

Урок (предмет): литературное  чтение

3 класс

Тема: «Стихи С. Есенина о Родине».

Тип урока: урок знакомства  с литературным  произведением.

Дидактическая цель урока: сформировать представление  об  идейно-художественном  своеобразии  произведений  С. Есенина  о  Родине.

Задачи:

1. Предметные: дать учащимся представление об  особенностях  отражения темы  «Родины»  в  стихах  Есенина; закрепить  умение  находить в литературном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения; продолжать  учить сопоставлять литературные  произведения по  теме, главной  мысли, настроению.

2. Метапредметные:

-познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; формировать  умение  моделировать.

- коммуникативные: формировать умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач; учитывать  позицию собеседника.

- регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать  и  оценивать свои действия, вносить  соответствующие  коррективы в их  выполнение.

- личностные: формировать положительную учебную мотивацию, формировать  чувство прекрасного и эстетические  чувства на  основе  знакомства с отечественной художественной  культурой, формировать  эмпатию как понимание  чувств других  людей и сопереживание  им, учить адекватно оценивать свою деятельность.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью литературных источников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебно-методический комплект, карточки для работы в группах,  компьютерная презентация, видеофрагменты.

Планируемые результаты.

Предметные: ученик получит возможность воспринимать литературу как вид искусства; осмысливать  эстетические и нравственные ценности художественного  текста; определять  авторскую  позицию; доказывать и подтверждать фактами  из  текста собственное суждение; на практике овладевать  умением  создавать текст-рассуждение.

Метапредметные:

- познавательные: ученик получит возможность сравнивать, сопоставлять, делать  анализ различных  текстов; строить речевое высказывание в устной форме; преобразовывать информацию из  сплошного  текста  в схему; применять  ассоциативный  метод  для  анализа  художественного  произведения;

- коммуникативные: ученик получит возможность учиться задавать вопросы, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;

- регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;

- личностные: ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; для формирования основы гражданской идентичности  личности  в форме осознания «Я» как гражданина России; для формирования  умения  понимать  чувства  другого.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I  Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся и создание положительного эмоционального настроя.

Проверка готовности рабочего места.

II  Этап  мотивации  и  целеполагания.

Фронтальная работа с учащимися.

Учитель предлагает детям  угадать  тему  урока после просмотра видеоклипа.

- Как вы думаете,  что объединяет  все эти  картины?

 - Может быть,  кто-то  из  вас  узнал человека  на  портрете?

- Как вы думаете, какая у нас  сегодня будет  тема  урока?

- Что  бы  вы  хотели  узнать  по  теме?

Учитель  зарисовывает схему  вопросов по  данной  теме.

-Какая  же  у нас сегодня будет  цель на  уроке?

Дети просматривают  видеоклип по  теме «Россия».

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети задают  вопросы по этой   теме.

Дети  формулируют  цель  урока:  узнать, какой была  Родина  для  Есенина.

        

III.  Этап первичного восприятия  и  анализа 1-ого  и  2-ого  отрывка.

 Учитель читает 1-ый отрывок «Но и тогда, когда по  всей  планете…»

- Какие чувства вызывает стихотворение?

- Какие  слова  его  создают?

- Какие слова были непонятны?

- Как мы сейчас называем нашу  родину?

- А как  ее  называет  поэт? Почему?

Учитель читает 2-ой отрывок «Если  крикнет рать святая…»

- Какие чувства вызывает стихотворение?

- Какие  слова  его  создают?

- Какие слова были непонятны?

- Какие чувства  испытывает  поэт к  Роди    не?

- Подготовьте любое  стихотворение  к выразительному  чтению: подчеркните в  каждой строчке  слово, на  которое  падает  логическое  ударение.

Проверка. Учитель  демонстрирует слайды, где  показано  логическое  ударение.

- На  какие вопросы по  теме  мы  уже можем ответить?

Дети  слушают.

Фронтальная  работа. Дети  отвечают на вопросы. Работают со  словарем  в учебнике.

Дети  слушают.

.

Фронтальная  работа. Дети  отвечают на вопросы.

Работа  в  парах.

Дети  проверяют  свою  работу. Читают  стихи выразительно.

- На  вопрос о том, какие чувства  испытывал поэт  к  Родине.

IV.  Этап первичного  восприятия  текста   стихотворения

« Я покинул  родимый  дом…»

Чтение  стихотворения  учителем.

- Какие  чувства у вас вызывает  стихотворение?

Дети  слушают  стихотворение.

Дети  отвечают на вопросы.

V. Этап анализа  стихотворения « Я покинул  родимый  дом…»

- Прочитайте  стихотворение.  В парах  найдите и подчеркните  образные  слова  и  выражения.

Проверка работы  в  парах  и анализ  стихотворения  по  строфам.

Работа в парах или индивидуально.

Дети  в  парах  или индивидуально находят и подчеркивают  образные  слова и выражения.

Дети   отвечают  на  вопросы.

Фронтальная  работа.    Сотрудничество  с учителем.

VI. Обобщение  результатов  анализа  произведения.

Работа  в  группах, в парах или  индивидуально.

- Чтобы  понять, как построено  стихотворение,  я  предлагаю  вам  исследовательскую  работу. Вы  можете  ее выполнять  в группах,  в парах  или  индивидуально.

Проверка  работы. Отчет  групп.

Учитель  предлагает  выбрать  картину  к  стихотворению  « Я покинул родимый дом…»

Дети  выбирают  форму  работы и приступают  к  выполнению  заданий.

Задание  №1

- Какие  образы  всплывают в  памяти  поэта, когда он думает о  родине? Заполните  схему.

Задание  №2

- Определите, какие  времена  года  упоминаются в  стихотворении. Подтвердите  строчками  стихотворения.

Зачем  поэт нам рисует  эти картины?

Задание  №3.

Сопоставьте  это  стихотворение  с 2-мя  другими (по теме, главной  мысли  и настроению)

Дети  выбирают  картину к стихотворению.

VII. Этап  подведения  итогов  и рефлексии.

- Что же  для  Есенина  Родина?  (Учитель заполняет  схему  на доске)

- На какие  вопросы по  теме  мы  еще  не  ответили?

- Хотели  бы  вы  оказаться   на  родине Есенина?

-Я предлагаю  вам  посмотреть  видеоролик

-Я вам предлагаю  написать коротенькое  эссе на  тему   « Родина».

Учитель  зачитывает  несколько  работ.

-Оцените  свою  работу на  уроке  с помощью цветных  карточек. Отлично работал, выдвигал  идеи,  сотрудничал  в  группе  и в паре – красный цвет. Хорошо работал,  иногда отвлекался – желтый  цвет. Не  мог  сегодня  включиться  в  работу,  что-то было  непонятно – коричневый  цвет.

-  Какое  домашнее  задание  вы бы хотели  сегодня получить?

- Вы  можете  выполнить  любое  из  этих  заданий или  сразу  несколько. Желающие могут  выполнить задания  в  тетради на с.36-37.

- У  нас  остались  вопросы  по  теме, на  которые мы не  успели  ответить (о детстве  Есенина, о  маме, о  папе). Если  кто- то хочет  узнать об  этом, я  могу  дать вам  почитать  дома. А на  следующем  уроке  вы  можете  рассказать, что вы  узнали.

Дети  формулируют  выводы.

Дети  смотрят видеоролик по теме «Родина  Есенина»

Дети записывают  свои  мысли.

Дети  оценивают  свою  работу.

Дети  придумывают домашнее  задание  по  теме.

Дети, которые  хотят  узнать  подробнее  о  детстве  Есенина, получают  карточки  на  дом.

Приложение

Задания для работы в группах

Задание  № 1.

1. Какие  времена  года   упоминает   поэт   в  стихотворении?  Запишите  их.

   ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

   

 Подтвердите  строчками  стихотворения.

2.  Для  чего  он  это  делает?  Обсудите  свои  версии. (Устно)

Задание   №  2.

1. Когда  поэт  вспоминает  о  Родине,  что  всплывает  в  его  памяти?  Выпишите  из  стихотворения  и  впишите  в  схему.

    Почему  он  это  вспоминает?

                                                    

Задание   №  3.

Сравни  три  стихотворения  о  Родине  по  плану:

  • тема;
  • главная  мысль;
  • настроение

                                                                                                                                     

Эссе.

Я  думаю, что  для  Есенина   Родина  -  это …………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...............................................................................................

Мне  кажется,  что без  нее  он………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Когда  я  говорю  слово  «Родина»,  то  вспоминаю………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

                                                                                                                                         

                                                   Биография  С. Есенина.

     Русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (по старому стилю - 21 сентября) 1895 в селе Константинове, Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец -   Александр Никитич Есенин; мать - Татьяна Федоровна Титова.    Дедушка  поэта,   Никита Осипович Есенин,  владел грамотой, сочинял односельчанам разного рода прошения, много лет был сельским старостой, пользовался в селе большим уважением. Когда-то он  собирался  в монахи, поэтому   у всех  его  родных  в деревне  появились  прозвища  «монах»  или «монашка». Сергея  Есенина  тоже так называли в детстве.

    Когда Сергею было три года, его мать уехала  на  заработки  в Рязань. Отец  еще  до этого  уехал в Москву. Сергея взял к себе жить его второй дед - Федор Андреевич Титов. По воспоминаниям  Сергея  дед был "яркой личностью и широкой натурой, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и духовных стихов". Жили в части села, стоящего на высоком берегу Оки. Пять лет родители Сергея жили отдельно, а мальчик жил в доме деда - Федора Андреевича, и бабушки - Натальи Евтеевны. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам.

    Стихи начал писать с 8 лет. Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега - Монах, был признанным  коноводом, драчуном и неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр. По воспоминаниям С. Есенина  в доме у деда жили  его  молодые дядья, которые тоже были озорные и веселые. Однажды они посадили  своего племянника   Сережу  Есенина на  коня, когда  тому  было  всего 3 года, и пустили  в  галоп.

     В  1904 мать Сергея вернулась в Константиново, а отец по-прежнему работал в Москве приказчиком, но несколько раз в год приезжал проведать семью. Сергей вновь стал жить с матерью в доме Есениных. После вынужденной почти пятилетней разлуки с сыном Татьяна Федоровна стала относиться к нему с еще большей заботой и любовью. Живя почти все время одна с детьми, она старалась их не баловать, держать в строгости, не любила их ласкать и нежить на людях. От природы Татьяна Федоровна была наделена недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром.
    В 1904, в девять лет, Сергей пошел учиться в земское училище  в своем  селе. Обучение  длилось  4  года. Возможность учиться имели немногие.  В каждом классе было не более 10-12 учеников. По воспоминаниям одноклассников Сергея и его учителей "занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником. Сергей был заядлым книголюбом, и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга.   В 1909 Сергей Есенин окончил школу с похвальным листом: из одиннадцати учеников только четверо выдержали "испытания при окончании курса" на "пять", среди них был и Сергей.
  Осенью 1909 родители Сергея Есенина отправили его учиться в Спас-Клепиково в  церковно-учительскую школу, находившуюся недалеко от Константинова. В 1912 Сергей Есенин закончил ее, получив "звание учителя школы грамоты".

    В конце лета 1912 Сергей Есенин приехал в Москву по вызову отца и начал работать в его конторе. Но  он  мечтал  печатать  свои  стихи  и ушел  из конторы  отца.   Сергей  Есенин  стал  знаменитым  на  всю  страну  поэтом. Он жил  в Москве  и Петербурге, много  ездил  по  всей России,  путешествовал  по  Европе  и  Америке, но  всегда  помнил  о  своей  родине – селе  Константиново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Юный эколог" Конспект спрезентацией по теме: Рыбы нашего края.

Здесь вы можете найти конспект урока на данную тему, презентацию и приложение....

Технологическая карта спрезентацией урока- КВМ по математике для 3 класса.

В феврале 2016 года участвовала в конкурсе "Учитель года-2016". Был проведён урок математики в 3 классе Бардымской гимназии по теме "Решение задач" в форме КВН. Подобраны интересные задачи и задания н...