К. Паустовский "Бескорыстие"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Школа 2100. Литературное чтение 3 класс. К.Паустовский "Бескорыстие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_attestatsiya_konspekt.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету « Литературное чтение »   3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100»  

                                                                                                                                                                            Авторы: Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева

                                                                                                                                                      Учитель: Зобнина Галина Геннадиевна МАОУ «СОШ № 4» г. Сыктывкара

   

Тема:   Введение в раздел. К. Паустовский « Бескорыстие ».

Цели:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

 Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

 Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 .

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

-Проверьте готовность к уроку, вспомните правила взаимодействия и пожелайте удачи в освоении новых знаний.

2.Актуализация знаний и постановка проблемы.

  1. Беседа-размышление «С чего начинается Родина».

 - Послушайте песню в исполнении Марка Бернеса и попробуйте определить тему урока.

-Какие у вас, ребята, возникли варианты?

– Почему автор не даёт одного ответа на этот вопрос?

- Какие однокоренные слова услышали ?

 

-Какие слова еще можно добавить ?  

-А теперь послушайте отрывок  из произведения и попытайтесь устно проиллюстрировать.

«Хорошо иметь дом-дачу где-нибудь на Руси, в том краю, чьи дороги помнят вёрсты, где в полях водятся зайцы, а земля – жива и довольна простыми красками цветов…

Где она, родина? Где место души?

 Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовётся тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой – она моя! – той земли ты урождённый.

Огромна наша равнина…А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь…»

– Что вы представляли, когда слушали?  

– Какое место вызывает у вас похожие ощущения, где вы стремитесь бывать как можно чаще?    

Это и есть ваша малая родина.

– Бывает ли человек без Родины?

 2. Знакомство с разделом.

- Прочитайте название раздела. Объясните друг другу, а потом вслух, как оно связано с иллюстрацией?

3. Чтение авторского текста (с. 198).

Вопросы после чтения:

– О чём задумалась Настя?

– Прочитайте ответ папы, попробуйте дать ответ на вопрос: что такое Родина?

Работа с произведением К. Паустовского «Бескорыстие».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте на доске пару слов-антонимов: корысть – бескорыстие.

– Что такое корысть? Вспомните, в какой сказке мы встречали это слово?

 – Попробуйте дать толкование слова бескорыстие, желающие могут  уточнить в словаре.

- Прочитайте  *имя автора .  

-О чем говорит вам это имя?

*ключевые слова:

Мещёрский край  ,     прелесть,

родные места ,  не сразу открывается,

любили защищать

 

– О чём мы узнаем, прочитав произведение?

                ФИЗМИНУТКА

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (вслух), диалог с автором.

                                     БЕСКОРЫСТИЕ

Можно ещё много писать о Мещёрском крае. (Значит, К. Паустовский уже о нём писал? – Да, у него есть книга очерков и рассказов «Мещёрская сторона».)

Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом.

-  Почему, как вы думаете? Попробуйте сами ответить. Выслушиваем ответы детей, но не комментируем их.

 Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния! (Это вопрос и в то же время ответ автора: конечно же, не только за это мы должны любить родную землю.)

Не только за это мы любим родные места.

-  А за что? Как бы вы ответили на этот вопрос?

 Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. (Вот ответ, который даёт текст.) Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (Интересно, как?)

На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (Почему так сильно – до боли в сердце?) И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было (вот ответ, который даёт текст: этот край научил видеть и понимать прекрасное), – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

2. Беседа после чтения.

– О чём хотел сказать автор читателям? В чём признаться?

– Какое чувство выразил автор? (Чувство патриотизма – любовь к Отечеству.)

– Почему произведение так называется? (Это чувство Паустовский считал главным в любви к Родине: бескорыстная любовь, без выгоды.)

       ФИЗМИНУТКА

3. Выразительное чтение.

-Какие чувства постараетесь передать при чтении? (нежность, заботу, любовь,…)

-Как будете читать? (душевно, значительно, горячо, степенно, гордо …)

1-2 прочтения

4. Рассказ учителя об авторе.

– К.Г. Паустовский родился в Москве, много путешествовал по России, был в Сухуми, Тифлисе, Колхиде, Петрозаводске. Но вот однажды…

В пыльный будничный летний московский день Паустовский купил в магазине сыр, завёрнутый в обрывок географической карты. Карта была потёртой и старой. На ней виднелись леса, деревушки, проступали синие ниточки рек. Паустовский смотрел на карту и думал, что просто обязан увидеть всё это своими глазами.

В то же самое лето Константин Георгиевич уехал в Мещёру. (Этот край расположен между городами Владимиром и Рязанью.) 

Он бродил меж озёр, заросших кугой и водокрасом, вдыхал запах сосен,  

Он писал о самой обыкновенной кашке, о запахе только что испечённого хлеба, рыбной ловле. Писал и чувствовал себя совершенно счастливым…Нет, Паустовский не остался в Мещёре. Он жил в Москве и в маленькой Тарусе на берегу Оки. Но как только выпадала первая возможность, он бросал всё и возвращался в Мещёру. О ней написана замечательная книга «Мещёрская сторона».

– Что мы делали на уроке?  (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 ΙΙΙ. Итог.

– В произведении «Бескорыстие» автор прямо пишет о своей любви к Родине, а в каких произведениях это чувство спрятано между строк? (Описание картин природы, удачные сравнения, меткое слово, интересные рассказы о городах и людях можно найти во многих произведениях автора: «Прощание с летом», «Мой дом», «Жильцы старого дома»…)

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть 3-й абзац очерка «Бескорыстие».

 

   

Прослушивание песни «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса.

возможные ответы: «откуда начинается Родина,  разная Родина, моя Родина и т.д.

возможные ответы: для  одних Родина начинается с песни мамы;  для  других это родной дом; у  кого-то это речка, лес и т.д.

-Родина, родной

-родственник,  род, родня,…

Слушают, словесно иллюстрируют.

-дети  озвучивают  иллюстрирование

 Возможные ответы: дом, речка, деревня,…

-  работают в парах

Читают текст стр.198

- рассматривают иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

-работа со словарем

Рассматривают портрет писателя, вспоминают биографические данные, составляют  кластер.

Высказывают  предположения.

-  читают текст ,   ведут диалог   с      автором

Отвечают на вопросы

Определяют отношение автора к окружающему и находят соответствующую интонацию для чтения

Слушают , высказываются , характеризуют чтение.

Слушают и просматривают слайды

высказываются