Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения, 3 класс, В. Драгунский "Тайное становится явным"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Урок литературного чения для обучающихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока- урок открытия нового знания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 3 классе

    Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»

    Цель: способствовать полноценному восприятию произведения В. Драгунского «Тайное становится явным».

    Задачи:

    1) формирование умения сопоставительного анализа рассказов (определить идею, объединяющую рассказы «Девочка на шаре» и «Тайное становится явным»);

         2)  развивать систему читательских умений.

    Оборудование: Рисунки-портреты девочки – эквилибристки, иллюстрация к тексту, эпиграф, пословицы, цитатный план.

    Ход урока

    1. Организационная часть.

    — Урок литературного чтения и мы продолжаем работу по разделу: «Мы с мамой и папой».

    — О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями и детьми).

    — На прошлом уроке мы закончили работу над одним из таких произведений, которое называется … («Девочка на шаре»), напомните, кто автор этого произведения? (Виктор Драгунский).

    — Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

    Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады, веселые юмористические рассказы, писатель – юморист, первая книга «Он живой и светится» (1961 г., 16 рассказов).

    — Это был настоящий успех. По сценарию Драгунского поставлен кинофильм «Веселые истории».

    — Заслуженную славу ему принесли «Денискины рассказы» (хором), в которых он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Один из таких рассказов «Девочка на шаре».

    — Давайте вспомним краткое содержание рассказа.

    — Где происходят события рассказа? (В цирке)

    — Что Дениске понравилось в цирке больше всего? (Выступление девочки – эквилибристки).

    — Дома вы нарисовали портреты девочки, давайте их озвучим, подпишем словами из текста (стр. 132, 3 ч.)

    — Прочитайте слова, словосочетания, предложения, которые помогли вам нарисовать портрет. (Выборочное чтение детей).

    — За всю свою жизнь Дениска не видел ничего такого подобного.

    — Расскажите, как автор показывает пробуждение глубокого чувства Дениски к девочке.

     Рассказ – размышление мальчика.

    Сначала Дениска восторгается красотой девочки, выделяет ее из всех знакомых девочек, называет особой. Все что делала эквилибристка, очень ему нравилось: «не бегала, а плыла, он сравнивает ее с птицей, с Дюймовочкой, с молнией».

    Денису хочется познакомиться с девочкой, ему кажется, что и Таня заметила, выделила его. Мальчик очень хочет увидеть девочку, ее образ затмевает все привычные дела. Дениска очень обеспокоен отсутствием девочки в представление.

    Он называет ее «моя девочка», как говорят о близком, дорогом друге. Дениска огорчился, что Таня уехала.

    Наверное, воспоминания о девочке долго будут согревать Дениску.

    — Каким же мы видим Дениску после посещения цирка? (Повзрослевшего, серьезного, способного к глубоким переживаниям).

    — Кто поддержал Дениску, разделил его боль?

    — Случайно ли то, что Дениска хотел пойти в цирк именно с папой, именно ему хотел показать девочку на шаре?

    — О чем хотел рассказать автор в этом серьезном и грустном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о глубине чувств ребенка).

    — Дома вам было задание побывать в роли писателей и придумать продолжение рассказа. Давайте послушаем, что может произойти через несколько лет. (Рассказ детей, 1-2 ученика).

    2. Сообщение темы урока.

    — Эпиграфом к сегодняшнему уроку литературного чтения будут слова испанского писателя Мигеля Сервантеса. Прочитайте их: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

    — Как вы это понимаете? (О правде всегда узнают).

    — Найдите в учебнике произведение с созвучным по смыслу названием. (стр.139)

    3. Работа над рассказом. Дети читают хором название рассказа.

    — Кто автор? (В. Драгунский)

    Рассмотрим иллюстрацию к произведению.

    — Как вы думаете, кто будет главным героем?

    — Какое это произведение по жанру? Докажите, что это рассказ. Вспомните признаки рассказа (небольшое по объему, несколько героев, несколько эпизодов).

    — А по настроению? Почему?

    — Прочитайте заглавие еще раз (про себя).

    — Как вы понимаете слово «явным»? Подберите синонимы (известным, всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).

    — Какой другой пословицей можно озаглавить рассказ? (Шила в мешке не утаишь).

    — Как вы понимаете заглавие?

    Прочитайте самостоятельно 1 абзац и сравните ваш ответ с авторским.

    — Совпали ваши рассуждения с авторскими?

    Чтение рассказа по ролям.

    — А теперь давайте прочитаем рассказ целиком. Сейчас ребята прочитают его по ролям, а вы внимательно послушайте, так как в конце урока нам с вами предстоит ответить на вопрос: Почему мама не стала наказывать Дениску? (Вопрос на доске)

    Вопросы после чтения:

    — Понравился вам рассказ?

    — Какой фрагмент рассказа вам показался самым веселым, неожиданным?

    — Почему было смешно?

    Жужжащее чтение цитатного плана на карточках (цитатный план на доске и на карточках).

    «Видеть не могу манную кашу!»

    «Вы выливаете разную гадость за окно!»

    «Ты должен съесть все до конца!»

    «Ты это запомнил на всю жизнь?»

    «А я остался с кашей наедине».

    — Какие появились мысли? — Что вы прочитали? (План).

    — Объясните значение слова «цитата». (Цитата – от лат. дословная выдержка из какого-либо произведения или речи).

    — Какой это план? Цитатный.

    — Последовательно он составлен?

    — Давайте определим последовательность плана.

    Чтение рассказа по цитатному плану.

    — Еще раз прочитаем рассказ вслух по частям составленного плана.

    А) 1 часть, читаем цепочкой (начинаются события).

    — Что узнали о Дениске? (Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным).

    — Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

    Б) Продолжаем чтение. Читаем 2 часть по ролям (Дениска, мама). Выборочное чтение.

    — Прочитайте еще раз, как называет мама Дениску? (Вылитый Кощей)

    — В каких еще произведениях В. Драгунского мы встречали эти слова?

    — Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась о сыне…)

    В) 3 часть. Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.

    — Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.

    Чтение цепочкой.

    — Итак, какие вопросы у вас возникли в ходе чтения? (Дети задают вопросы).

    — Что испытывал Дениска, какие чувства, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).

    — Правда ли Дениска потерял сознание, когда выплеснул кашу на улицу?

    — Почему автор использует это выражение?

    — Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать ее слова?

    — Найдите и прочитайте еще раз слова мамы выразительно.

    Г) 4 часть.

    — Прочитайте диалог из этой части. Постарайтесь диалог прочитать выразительно, попробуйте передать сложившуюся атмосферу, передать недоумение мамы, интонацию милиционера, обратите внимание на слова – действия, которые помогут вам выбрать нужную интонацию.

    Чтение по ролям.

    — Подберите синонимы к слову клеветать (оговаривать кого-либо, наговаривать, обговаривать, возводить напраслину).

    — Какого человека называют интеллигентным? Давайте обратимся к словарю Ожегова. Интеллигентом называют человека, обладающего большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.

    — Как понимаете: «язвительно рассмеялся милиционер» (злобно – насмешливо).

    — Можно ли сказать, что именно в этой части действие достигает высшей точки – кульминации?

    — Как изменилось настроение у Дениски?

    — Почему мы смеемся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках? (Мы представляем, как он с кашей пойдет фотографироваться).

    — Хорошо ли Дениска знал свою маму?

    — Какие слова это доказывают? Прочитайте.

    — Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).

    Д) 5 часть.

    — Дочитаем рассказ до конца.

    — Почему мама «смотрела долго-долго на сына?» (Хотела понять, что чувствует Дениска).

    — Каков он Дениска? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей неправоте, постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).

    — Как вы думаете, какой человек получится из Дениски? Хотели бы вы иметь такого друга?

    — Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).

    — Как, по-вашему, что такое «взаимопонимание между родителями и детьми»?

    — Итак, давайте подведем итог: «Почему мама не стала наказывать Дениску?»

    — Что запомнит Дениска на всю жизнь?

    — Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Расскажите о ней?

    Подготовка к пересказу от 3 лица (по вариантам).

    — А сейчас давайте попробуем пересказать рассказ.

    — Взяли карандаши. Сейчас вы будете самостоятельно читать части, выделяя ключевые слова (самостоятельное чтение части по вариантам).

    — Пересказ можете закончить пословицей, подходящей по смыслу к вашей части

    Пословицы: 
             Игра не доводит до добра.

    Кашу свари, да еще и в рот положи.

    Короткое слово гнев побеждает.

    Сначала думай, а потом делай.

    4. Итог урока.

    — Давайте подведем итог урока. Попробуем определить замысел писателя.

    — Что хотел сказать автор читателю? Какой идеей пропитано произведение?

    — С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честным и правдивым, что так необходимо в жизни).

    — Как вы считаете, правы ли авторы учебника, поместив это произведение в данный раздел?

    — Сравните произведение «Девочка на шаре» и «Тайное становится явным». Что их объединяет? (Одинаковая идея – взаимопонимание родителей и детей).

    — Ведь как замечательно, как хорошо, когда тебя понимают. Будьте внимательны друг к другу, относитесь с пониманием, уважайте старших, своих родителей, никогда не огорчайте их необдуманными поступками.

    5. Домашнее задание: 

    Читать рассказ выразительно.

    Разделить текст на III смысловые части, составить план в тетради.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным»

    Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели:1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».2.       Развивающая: развивать...

    Урок литературного чтения "В. Драгунский. Тайное становится явным"

    Урок литературного чтения "В. Драгунский. Тайное становится явным" для 2 класса составлен в соответствии с УМК "Школа России"...

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Тайное становится явным"

    Тема. В.Драгунский «Тайное становится явным»Цели урока:·       познакомить детей с рассказами В.Ю. Драгунского;·       развивать память, вни...

    Конспект урока литературного чтения «В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс)

    Цели деятельности учителя:организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя В. Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»;формировани...

    конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"

    Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »    Цели деятельности учителя: формирование  представлений о В.Драгунском, к...

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе ОС "Школа России" В. Драгунский "Тайное становится явным"

    Настоящая разработка урока составлена с применением технологии продуктивного чтения. Соответствует требованиям ФГОС НОО....