Конспект урока литературного чтения, 3 класс, В. Драгунский "Тайное становится явным"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чения для обучающихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока- урок открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»

Цель: способствовать полноценному восприятию произведения В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи:

1) формирование умения сопоставительного анализа рассказов (определить идею, объединяющую рассказы «Девочка на шаре» и «Тайное становится явным»);

     2)  развивать систему читательских умений.

Оборудование: Рисунки-портреты девочки – эквилибристки, иллюстрация к тексту, эпиграф, пословицы, цитатный план.

Ход урока

1. Организационная часть.

— Урок литературного чтения и мы продолжаем работу по разделу: «Мы с мамой и папой».

— О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями и детьми).

— На прошлом уроке мы закончили работу над одним из таких произведений, которое называется … («Девочка на шаре»), напомните, кто автор этого произведения? (Виктор Драгунский).

— Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады, веселые юмористические рассказы, писатель – юморист, первая книга «Он живой и светится» (1961 г., 16 рассказов).

— Это был настоящий успех. По сценарию Драгунского поставлен кинофильм «Веселые истории».

— Заслуженную славу ему принесли «Денискины рассказы» (хором), в которых он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Один из таких рассказов «Девочка на шаре».

— Давайте вспомним краткое содержание рассказа.

— Где происходят события рассказа? (В цирке)

— Что Дениске понравилось в цирке больше всего? (Выступление девочки – эквилибристки).

— Дома вы нарисовали портреты девочки, давайте их озвучим, подпишем словами из текста (стр. 132, 3 ч.)

— Прочитайте слова, словосочетания, предложения, которые помогли вам нарисовать портрет. (Выборочное чтение детей).

— За всю свою жизнь Дениска не видел ничего такого подобного.

— Расскажите, как автор показывает пробуждение глубокого чувства Дениски к девочке.

 Рассказ – размышление мальчика.

Сначала Дениска восторгается красотой девочки, выделяет ее из всех знакомых девочек, называет особой. Все что делала эквилибристка, очень ему нравилось: «не бегала, а плыла, он сравнивает ее с птицей, с Дюймовочкой, с молнией».

Денису хочется познакомиться с девочкой, ему кажется, что и Таня заметила, выделила его. Мальчик очень хочет увидеть девочку, ее образ затмевает все привычные дела. Дениска очень обеспокоен отсутствием девочки в представление.

Он называет ее «моя девочка», как говорят о близком, дорогом друге. Дениска огорчился, что Таня уехала.

Наверное, воспоминания о девочке долго будут согревать Дениску.

— Каким же мы видим Дениску после посещения цирка? (Повзрослевшего, серьезного, способного к глубоким переживаниям).

— Кто поддержал Дениску, разделил его боль?

— Случайно ли то, что Дениска хотел пойти в цирк именно с папой, именно ему хотел показать девочку на шаре?

— О чем хотел рассказать автор в этом серьезном и грустном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о глубине чувств ребенка).

— Дома вам было задание побывать в роли писателей и придумать продолжение рассказа. Давайте послушаем, что может произойти через несколько лет. (Рассказ детей, 1-2 ученика).

2. Сообщение темы урока.

— Эпиграфом к сегодняшнему уроку литературного чтения будут слова испанского писателя Мигеля Сервантеса. Прочитайте их: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

— Как вы это понимаете? (О правде всегда узнают).

— Найдите в учебнике произведение с созвучным по смыслу названием. (стр.139)

3. Работа над рассказом. Дети читают хором название рассказа.

— Кто автор? (В. Драгунский)

Рассмотрим иллюстрацию к произведению.

— Как вы думаете, кто будет главным героем?

— Какое это произведение по жанру? Докажите, что это рассказ. Вспомните признаки рассказа (небольшое по объему, несколько героев, несколько эпизодов).

— А по настроению? Почему?

— Прочитайте заглавие еще раз (про себя).

— Как вы понимаете слово «явным»? Подберите синонимы (известным, всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).

— Какой другой пословицей можно озаглавить рассказ? (Шила в мешке не утаишь).

— Как вы понимаете заглавие?

Прочитайте самостоятельно 1 абзац и сравните ваш ответ с авторским.

— Совпали ваши рассуждения с авторскими?

Чтение рассказа по ролям.

— А теперь давайте прочитаем рассказ целиком. Сейчас ребята прочитают его по ролям, а вы внимательно послушайте, так как в конце урока нам с вами предстоит ответить на вопрос: Почему мама не стала наказывать Дениску? (Вопрос на доске)

Вопросы после чтения:

— Понравился вам рассказ?

— Какой фрагмент рассказа вам показался самым веселым, неожиданным?

— Почему было смешно?

Жужжащее чтение цитатного плана на карточках (цитатный план на доске и на карточках).

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты должен съесть все до конца!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«А я остался с кашей наедине».

— Какие появились мысли? — Что вы прочитали? (План).

— Объясните значение слова «цитата». (Цитата – от лат. дословная выдержка из какого-либо произведения или речи).

— Какой это план? Цитатный.

— Последовательно он составлен?

— Давайте определим последовательность плана.

Чтение рассказа по цитатному плану.

— Еще раз прочитаем рассказ вслух по частям составленного плана.

А) 1 часть, читаем цепочкой (начинаются события).

— Что узнали о Дениске? (Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным).

— Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

Б) Продолжаем чтение. Читаем 2 часть по ролям (Дениска, мама). Выборочное чтение.

— Прочитайте еще раз, как называет мама Дениску? (Вылитый Кощей)

— В каких еще произведениях В. Драгунского мы встречали эти слова?

— Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась о сыне…)

В) 3 часть. Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.

— Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.

Чтение цепочкой.

— Итак, какие вопросы у вас возникли в ходе чтения? (Дети задают вопросы).

— Что испытывал Дениска, какие чувства, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).

— Правда ли Дениска потерял сознание, когда выплеснул кашу на улицу?

— Почему автор использует это выражение?

— Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать ее слова?

— Найдите и прочитайте еще раз слова мамы выразительно.

Г) 4 часть.

— Прочитайте диалог из этой части. Постарайтесь диалог прочитать выразительно, попробуйте передать сложившуюся атмосферу, передать недоумение мамы, интонацию милиционера, обратите внимание на слова – действия, которые помогут вам выбрать нужную интонацию.

Чтение по ролям.

— Подберите синонимы к слову клеветать (оговаривать кого-либо, наговаривать, обговаривать, возводить напраслину).

— Какого человека называют интеллигентным? Давайте обратимся к словарю Ожегова. Интеллигентом называют человека, обладающего большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.

— Как понимаете: «язвительно рассмеялся милиционер» (злобно – насмешливо).

— Можно ли сказать, что именно в этой части действие достигает высшей точки – кульминации?

— Как изменилось настроение у Дениски?

— Почему мы смеемся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках? (Мы представляем, как он с кашей пойдет фотографироваться).

— Хорошо ли Дениска знал свою маму?

— Какие слова это доказывают? Прочитайте.

— Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).

Д) 5 часть.

— Дочитаем рассказ до конца.

— Почему мама «смотрела долго-долго на сына?» (Хотела понять, что чувствует Дениска).

— Каков он Дениска? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей неправоте, постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).

— Как вы думаете, какой человек получится из Дениски? Хотели бы вы иметь такого друга?

— Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).

— Как, по-вашему, что такое «взаимопонимание между родителями и детьми»?

— Итак, давайте подведем итог: «Почему мама не стала наказывать Дениску?»

— Что запомнит Дениска на всю жизнь?

— Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Расскажите о ней?

Подготовка к пересказу от 3 лица (по вариантам).

— А сейчас давайте попробуем пересказать рассказ.

— Взяли карандаши. Сейчас вы будете самостоятельно читать части, выделяя ключевые слова (самостоятельное чтение части по вариантам).

— Пересказ можете закончить пословицей, подходящей по смыслу к вашей части

Пословицы: 
         Игра не доводит до добра.

Кашу свари, да еще и в рот положи.

Короткое слово гнев побеждает.

Сначала думай, а потом делай.

4. Итог урока.

— Давайте подведем итог урока. Попробуем определить замысел писателя.

— Что хотел сказать автор читателю? Какой идеей пропитано произведение?

— С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честным и правдивым, что так необходимо в жизни).

— Как вы считаете, правы ли авторы учебника, поместив это произведение в данный раздел?

— Сравните произведение «Девочка на шаре» и «Тайное становится явным». Что их объединяет? (Одинаковая идея – взаимопонимание родителей и детей).

— Ведь как замечательно, как хорошо, когда тебя понимают. Будьте внимательны друг к другу, относитесь с пониманием, уважайте старших, своих родителей, никогда не огорчайте их необдуманными поступками.

5. Домашнее задание: 

Читать рассказ выразительно.

Разделить текст на III смысловые части, составить план в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения «В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс)

Цели деятельности учителя:организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя В. Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»;формировани...

Конспект урока литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: В. Драгунский «Тайное становится явным» Цели деятельности учителя: формирование представлений о В.Драгунском, как о детском писателе, углубление знаний учащихся о произвед...

Конспект урока литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным» ( УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты:  Предметные: з...

Конспект урока литературного чтения "В. Драгунский "Тайное становится явным" (УМК "Школа России") 2 класс

Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным; развитие навыка бегло...

Конспект урока литературного чтения "В. Драгунский "Тайное становится явным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»»Цели деятельности учителя: углубление знаний учащихся о рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным; развитие навыка б...

Конспект по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели деятельности: ознакомление детей с жизнью и творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умение...

Конспект урока литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным» ( УМК "Школа России", 2 класс )

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: В. Драгунский «Тайное становится явным» Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Виктора Драгунского и его произведением «Тайное ст...