Особенности анализа лирических текстов в начальной школе
статья по чтению (4 класс) на тему

Основные подходы к анализу лирики в начальной школе (с практической частью)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности анализа лирического текста в начальной школе.

        Уже с первых уроков по лирике мы должны внушить своим ученикам мысль о том, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Ибо слово в поэзии, по словам Б. Заходера, это шар, внутри которого находится ещё один шар, гораздо большего размера.

Современные школьные программы по литературному чтению отводят большое количество часов  на  изучение лирики в начальной школе. В учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой представлены произведения более 60 авторов. Чаще всего предлагаются для изучения стихотворения таких поэтов, как Ю. Мориц, Г. Сапгир, А. Барто, Б. Заходер, А.Пушкин. Анализ учебников свидетельствует и о разнообразии тематики лирических произведений, с которыми знакомятся дети на уроках чтения. Центральной темой в учебниках для чтения является тема «времена года». Самое большое количество лирических стихотворений посвящены весне, зиме, осени. Большое место также отводится лирическим стихам о Родине, о детстве, о природе. В небольшом количестве представлены стихи о ВОв, о дружбе, о школе.

Вместе с тем многие методисты, исследователи и учителя-практики отмечают, что анализ лирического текста в школе, особенно начальной, связан с определенными  сложностями. Это и малый читательский и житейский опыт учеников, и высокие требования к учителю в области литературоведческих знаний. Не претендуя на всеобъемлющий анализ, начальная школа должна стать первой ступенькой на пути формирования квалифицированного читателя, способного понимать любой художественный текст.

Обращаясь к поэтическому произведению, следует учесть, что наиболее полно оно воспринимается в его звучащем варианте. Но даже самое лучшее чтение не дает возможности постичь все скрытые смыслы лирического текста. Поэтому по справедливому замечанию Ю.М. Лотмана, «даже самое схематичное описание наиболее общих структурных закономерностей того или иного текста более способствует пониманию его неповторимого своеобразия, чем все многократные повторения фраз о неповторимости текста, вместе взятые». При этом исследователи не раз отмечали, что единого «ключа», помогающего осмыслить лирический текст, нет, и каждый учитель и его ученики способны привнести свою интерпретацию художественного произведения.

Итак, говоря об анализе поэтического текста, мы будем говорить об изучении частей и элементов произведения, а также связей между ними. На результатах анализа строится синтез, т.е. наиболее полное и верное понимание как содержательного, так и формального художественного своеобразия и их единства. Литературоведческий синтез в области содержания – и есть интерпретация художественного текста.

Существует много методик анализа лирического произведения, и каждый поэтический текст может требовать разных приемов анализа. Традиционно методисты выделяют следующие этапы работы над лирическим стихотворением:

  1.         Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

Задачи:

сообщить сведения об авторе;

настроить детей на восприятие текста;

вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения;

объяснить значение слов без понимания которых, восприятие стихотворения будет затруднено.

      Приемы работы:

беседа с опорой на личные наблюдения и опыт детей;

элементы рассказа;

произведения живописи;

музыкальные произведения;

  1. Первичное восприятие стихотворения.

Задачи:

донести до детей содержание стихотворения;

вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

      Приемы работы:

чтение учителем (должен показать образец выразительного чтения для того, чтобы у детей появился эмоциональный и познавательный интерес к дальнейшей работе с текстом);

 комбинированное чтение;

прослушивание текста в грамзаписи и др.

3.  Проверка впечатлений.

Задачи:

выявить уровень восприятия детьми стихотворного произведения.  

      Приемы работы:

            беседа на основе впечатлений учеников

       Например:

           -Понравилось ли вам это стихотворение?

           -Что вам особенно запомнилось?

           -Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

           -Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины…?

           -Какие чувства пробуждает у вас эта картина? и др.

  1. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.

     Задачи:

              подготовка к анализу стихотворения.

       Приемы работы:

чтение стихотворения самостоятельно про себя;

нахождение слов и выражений, значение которых непонятно детям.

5.Анализ лирического стихотворения.

      Задачи:

способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию образных представлений на основе прочитанного;

углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом;

выработать правильную интонацию чтения стихотворения;

наблюдать над спецификой стихотворения как жанра.

        Приемы работы:

выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя;

беседа-размышление;

стилистический эксперимент;

иллюстрирование текста (словесное, музыкальное).

            Для выборочного чтения отобрать самые важные с точки зрения смысла, содержания строки, слова, выражения. Обязательно обратить внимание детей на образные средства языка: олицетворение, метафоры, сравнения, эпитеты и др. Особое внимание учеников обратить на структуру строф, рифмующихся строк и слов.

         Выборочное чтение обычно сопровождается беседой-размышлением. Для этого приема можно использовать вопросы:

-Какое настроение у вас возникло при чтении?

-Какие слова помогают автору создать такое настроение?

-Как вы думаете, почему автор сравнивает…?

-Какие звуки повторяются в этой строке?

-Как вы думаете, для чего поэт использует этот прием? и др.

              Прием стилистического эксперимента  используется для того, чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку лирического произведения, испытывать эстетическое наслаждение от удачно выбранного автором слова. Этот прием заключается в том, чтобы искусственно заменить слово или выражение автора близким по смыслу словом и уяснить на основе сопоставления особую выразительность, точность, прелесть поэтического текста.

           Для развития ярких образных представлений на основе читаемого  используется прием иллюстрирования. Прием словесного иллюстрирования можно проводить по готовому рисунку или иллюстрации, а также использовать игровой момент «Художники». Дети представляют себя художниками и рассказывают, что они изобразят на своей картине, как, какие краски будут использовать. Музыкальное иллюстрирование можно провести в трех вариантах:

  1. После прослушивания музыкального произведения дети определяют можно ли его считать иллюстрацией к данному лирическому стихотворению и доказывают свое мнение.
  2. Прослушать два музыкальных произведения и выбрать то, которое подходит к данному стихотворному произведению и доказать свой выбор.
  3.  Игровой момент «Композиторы». Рассказать о том, какую музыку можно было бы написать к этому стихотворению, выразить её характер, настроение.

6.   Работа над основными компонентами интонации.

Задачи:

обеспечить выразительное чтение стихотворения учащимися, чтобы они смогли передать не только чувства автора, но и отношение читателя к прочитанному;

работать над средствами речевой выразительности, с помощью которых учащиеся смогут передать свое понимание и свою оценку прочитанного.

Приемы работы:

над тембром речи:

        -  музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение    

            текста, его перемены, оттенки, чувства;

  -  беседа (обсуждение эмоциональной окрашенности речи).

над темпом речи:

  -   расстановка пауз.

выбор тона речи;

постановка логических ударений.

7.  Самостоятельное закрепление выразительного чтения.    

Задача:

индивидуальная подготовка к исполнению стихотворения в классе.

  1. Конкурс (праздник, концерт и т.д.) на лучшее исполнение стихотворения.      

Задача:

проанализировать и оценить выразительное чтение учащихся в классе.

        Приступая к анализу конкретного художественного произведения, учителю важно организовать исследования с помощью вопросов и заданий именно для данного стихотворения, потому что для его полноценного восприятия важны не случайные наблюдения, а понимание средств создания художественного образа. Думается, что целесообразно проводить такие уроки в 3-4 классах, так как дети уже знакомы с минимальным объемом литературоведческих понятий, помогающим им на уроках-практикумах по анализу поэтических текстов.

        Наиболее просты для анализа эпические стихотворения. Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы-персонажи, раскрывая которые автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное обстоятельство обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ.

Стихотворения с повествовательным элементом всегда имеют лирическую пронизанность. Поэтому анализ стихотворения имеет своим отправным пунктом или итогом раздумье над лирическим элементом стихотворения.

        Иного подхода требуют лирические стихотворения, которые выражают мысли и чувства поэта, вызванные окружающей действительностью. Часто переживания поэта выражены с помощью картины, образа (природы, трудового процесса, момента в жизни людей). Таковы стихотворения «Осень» и «Зимний вечер» А. Пушкина, «Весенние воды» Ф. Тютчева, «Береза» С. Есенина. Это живописная лирика, которая дает яркое изображение действительности.

Автор лирического произведения выражает внутренний мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии.

Художественным содержанием лирического произведения является, таким образом, то, что скрыто от внешнего наблюдения, т.е. духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя – это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. С учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и др. В книгах для чтения в начальных классах представлена главным образом пейзажная и социально-политическая лирика. Основная функция языка лирического произведения заключается в выражении внутренних субъективных чувствований, поэтому на первый план выдвигаются переносные и иносказательные значения речевых элементов и образные возможности языка. При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся воссоздающее, творческое воображение. К восприятию лирического произведения должна быть подготовлена в первую очередь эмоциональная сфера детей.

        Как же на практике реализуется работа над стихотворением в рамках, например, текста Г. Сапгира «Лесной разговор» 4 класс «Школа 2100»?

Лесной разговор

Генрих Сапгир

— Синица-певица,
Что видела в нашем лесу?
— Летала, видала
Весну на грачином носу.
— Синица-певица,
Откуда так пахнет весной?
— Лиловый подснежник
Проклюнулся в чаще лесной.
— Синица-певица,
А день-то сегодня каков?
— Высокое небо
И пёрышки в нём облаков.
— Синица-певица,
Так что же мы в почках сидим?
— Ещё не пора вам,
Листочкам, порхать, молодым.
— Синица-певица,
Когда же, когда же, когда?
— Спросите у Солнца.
— У этого тёплого? Да?

        

Начать можно с предположения о смысле заглавия, иллюстраций, имени автора, с которым учащиеся уже встречались. Ребята обязательно увидят, что стихотворение построено как диалог, но кто его ведет? Синицу-певицу ученики назовут сразу, но второй персонаж так сразу не определишь.

Одним из подходов к анализу стихотворения может быть стилистический эксперимент. Дети получают конвертик с начальным четверостишием. Остальной текст разрезан на строчки, которые ученикам предстоит собрать в единое целое. Перед началом работы можно обсудить рифмующиеся строчки, ритм стихотворения. Такой вид работы лучше делать в паре или группе, обсуждая получившиеся варианты. Выполнение такого задания, несмотря на его значительную сложность, учащимся всегда нравится. Это позволяет ребятам увидеть, как текст связан по смыслу, грамматически, как развивается лирический сюжет.

         Вслед за рекомендацией литературоведа М. Л. Гаспарова при анализе стихотворения можно сначала найти все существительные, потом прилагательные и глаголы (группируя их тематически), т.е. «читать по частям речи». «Из этих слов перед нами складывается художественный мир произведения: из существительных – его предметный состав, из прилагательных – его чувственная окраска, из глаголов – действия и состояния, в нём происходящие». И действительно, накладывая этот метод, можно сделать потрясающие выводы:

существительные

прилагательные

глаголы

синица-певица

видела

в лесу

летала

весну

(на) грачином (носу)

видала

подснежник

лиловый

пахнет

в чаще

лесная

проклюнулся

день

небо

высокое

перышки облаков

в почках

сидим

листочкам

молодым

порхать

у Солнца

(у этого) теплого

        Оказывается, диалог ведет синица-певица и еще нераспустившиеся листочки. Им интересен мир, который они еще не видели, но приход в который с нетерпением ждут, поэтому они и задают так много вопросов. Не пройдут ученики и мимо авторского отбора лексики (возможен стилистический эксперимент): синица «использует слова», которые  действительно звучат органично из уст птицы (выделено красным). Это сравнение и олицетворение.

        Понятным становится и нетерпение листочков увидеть этот мир и то «теплое», еще неизведанное, что синица называет Солнцем.

        Возвращаясь к названию, мы можем уточнить наши представления о нем и о поэтическом тексте, сделанные в начале урока. Действительно, это «лесной разговор», который автор услышал в лесу и так проникновенно передал нам.

         Органичным продолжением анализа стихотворения может стать задание нарисовать это стихотворение, подумав самостоятельно над палитрой, отобранной автором в явном и скрытом виде.

        И в заключении хотелось бы сказать, что анализ стихотворения, представленный в методической литературе в виде сухих схем, перечисления приемов создания поэтического текста можно сделать живым разговором, в котором дети захотят поучаствовать, в надежде открыть что-то, лежащее в глубине каждого поэтического текста.

Список литературы

  1. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. 4 класс. (В океане света.): учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. Ч.2. М.: Баласс
  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. М.: Вербум-М, 2004
  3. Гаспаров М.Л.  Избранные труды. Т. II. О стихах. - М., 1997. - С. 9-20
  4. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. М. - Л., Просвещение, 1972.- С. 36
  5. Фесенко Э.Я. Теория литератур М.: Едиториал УРСС, 2005