Литературное слушание Л. Пантелеев Буква «ты»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Литературное слушание Л. Пантелеев Буква "ты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура | Ход урока | Деятельность учащихся |
Орг.момент Слушание Изучение нового Первичное Закрепление изученного Закрепление изученного Итог | Прозвенел звонок. Повторяем за мной. Я внимателен Я умен Я послушный Я хорошо думаю Я уверен в себе - Что мы делаем на уроках литературного слушания? Хорошо. Молодцы. Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Пантелеева Буква «Ты» -Предположите, о чем будет рассказ. Хорошо, а теперь давайте проверим ваши предположения и послушаем рассказ. Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква—«я». И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись. Я, как всегда, показал букву, дал ей как следует её рассмотреть и сказал: —А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит: —Ты? —Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я». —Буква «ты»? —Да не «ты», а «я». Она ещё больше удивилась и говорит: —Я и говорю: ты. —Да не я, а буква «я». —Не ты, а буква «ты»? —Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется— «я»? Нет, — говорит, —почему не понимаю? Я понимаю. —Что ты понимаешь? Это не ты, а это буква так называется—«ты». Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я—это не я, ты--не ты, она--не она и что вообще «я»--это только буква? —Ну, вот что, — сказал я наконец,—ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь. Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает: —Говорить? —Ну-ну... конечно. Вижу—молчит. Опустила голову. Губами шевелит. Я говорю: —Ну, что же ты? —Я сказала. _А я не слышал, что ты сказала. —Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю. —Что же ты говоришь? Она оглянулась и шёпотом—на ухо мне: —Ты!.. Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате. Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я — большой человек— не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я». Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю: —Это кто? Она говорит: Это я. —Ну вот... Понимаешь? А это буква «я». Она говорит: —Понимаю... А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился—вот-вот заплачет. —Что же ты, —я спрашиваю,—понимаешь? Понимаю, —говорит, — что это я. Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно? —Ясно, —говорит. — Это буква «ты». —Да не «ты», а «я»! —Не я, а ты. —Не я, а буква «я»! —Не ты, а буква «ты». —Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»! —Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты». Я опять вскочил и опять забегал по комнате. —Нет такой буквы! —закричал я.--Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!.. —Ты, ты, ты, — пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её. —Хорошо, — сказал я. —Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня--хватит. Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты. А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»? «Ладно, —решил я. —Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет». И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал: —А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь. Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла: —Тыкову дали тыблоко. От удивления я даже на стуле подскочил: —Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко? Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: «Якову дали яблоко». Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю: —Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко! Она удивилась и говорит: —Яблоко? Так, значит, это буква «я»? Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я»--значит, опять пошло-поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся». И я сказал: —Да, правильно. Это буква «ты». Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко»—«тыблоко», вместо «ярмарка»—«тырмарка», вместо «якорь»—«тыкорь» и вместо «язык»—«тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки. - О чем этот рассказ? - Назовите главных героев? (Взрослый человек, Иринушка) - Чего хотел добиться взрослый человек? -Зачем он обманул девочку? - Почему девочки было сложно понять эту букву? - Чем закончился рассказ? А вы когда-нибудь обманывали? –Ложь это хорошо? Хорошо. Спасибо, ребята. Теперь откройте свои раб.тетради на с. 13 Задание №2. Прочитайте. Как звали девочку в рассказе? Подчеркните. Задание №3 Прочитайте слова. (Яблоко, якорь.) Произнесите слово яблоко, только мальчики. Что услышали? Составьте звуковую схему этого слово. Аналогично со словом якорь. Работа в паре. Правила. А теперь давайте почитаем. На ваших столах лежат карточки. - Скажите для чего нам нужны уроки чтения и литературного слушания? - Что делали сегодня на уроке? С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? Оцените свою работу на уроке. Если вам было все понятно и не было затруднений, то поднимите зеленый карандаш, а если было трудно то, красный. Спасибо. Порошу оценить свое поведение на уроке, при помощи жеста. Всем спасибо за урок. Урок окончен. | Приветствуют учителя Настрой на работу Слушают чтение учителя Слушают чтение учителя Слушают чтение учителя Слушают чтение учителя Отвечают на вопросы по поднятой руке Работают в рабочей тетради Составляют звуковой анализ слов (Яблоко, якорь) Подводят итог урока Оценивают свою деятельность |
Предмет: Литературное слушание
Тема урока: Л. Пантелеев Буква «ты»
Цель: Развитие восприятия художественного произведения.
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Задачи (УУД):
Метапредменые:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные результаты
1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-314281-1381574017.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения Л.Пантелеев "Камилл и учитель".
Презентация содержит задания для групповой работы и проверки знаний....
Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.
Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/26/picture-808648-1472215071.jpg)
Урок- рассуждение по литературному чтению. Л. Пантелеев " Честное слово" 3 класс.
Цели : познакомить детей с рассказом, обучать выборочному чтению. чтению по цепочке, развивать речь детей, познакомить с новыми понятиями "герой", "героизм", "честь", воспитывать чувство долга, нравст...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/17/picture-440034-1689590285.png)
Литературное слушание. Л. Пантелеев "Буква "Ты"
Презентация составлена на основе "Букваря" Л. Е. Журовой, А.О. Евдокимовой по программе "Начальная школа XXI века"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/20/picture-1334350-1621525086.jpg)
Конспект урока литературного чтения " Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец» (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А. Куприна «С...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/20/picture-1334350-1621525086.jpg)
Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки." (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведениях фольклора; развитие знаний об особенностях устного народного творч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/01/picture-727937-1451665817.jpg)
Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Книги о детях и для детей. В.Ю.Драгунский "Девочка на шаре"
Конспект урока литературного чтения для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...