Главные вкладки

    Былина "Садко"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Петренко Светлана Вадимовна

    УМК "Перспективная начальная школа". Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок 20.  Былина «Садко»

    Цели деятельности учителя

     Создать условия для формирования полноценного восприятия былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствование навыка чтения.

    Тип урока

    Изучение нового материала

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: знать значение понятия «тотем»; знать особенности литературного жанра былина; характерные черты героев былин.

    Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; коммуникативные – оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

    Личностные: понимать то, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека

    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы взаимодействия

    Универсальные учебные действия

    Форма контроля

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    I. Организа

    ционный момент

    Приветствие в игровой форме

    Приветствие учеников

    Приветствие учителя

    Фронтальная

    II. Актуализация опорных знаний

    Словарная разминка в игровой форме

    «Богатырский словарь»

    Учитель показывает карточки - иллюстрации

    Колчан – футляр для стрел

    Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец.

    Палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщенным концом.

    Ножны – футляр для меча или кинжала

    Шлем – воинский доспех, защищающий голову

    Сбруя – принадлежность для упряжи

    Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел.

    Выполняют словарную разминку

    Фронтальная

    Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

    Устные ответы

    III. Мотивация познавательной деятельности

    Определение целей урока. Составление плана работы.

    Предлагает сформулировать учебную задачу урока и составить план её решения

    Формулируют учебную задачу

    Фронтальная

    Регулятивные: определяют тему и цель урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

    Устные ответы

    IV.Организация познавательной деятельности

    Комментированное чтение отрывка из былины «Садко»

    Беседа по вопросам учебника (с.66 – 71)

    Слушание рассказа учителя о торговых путях на Руси.

    Знакомит учащихся с былиной «Садко», обращает внимание на манеру чтения былины, акцентируя внимание на её особенности как жанра УНТ

    Разъясняет смысл устаревших слов и диалектных выражений, отдельных образов и картин, даёт исторические справки.

    Предлагает прочитать задание на с.66 – 71 учебника.

    - Назовите характерные черты  волшебной сказки.

    - Какие события повторяются трижды?

    - Назовите сказки, в которых встречается это магическое число.

    - на какую из перечисленных сказок больше всего похожа былина «Садко»?

    - Перечитайте описание подводного царства. Почему на самом дне совсем не страшно?

    Предлагает послушать устный рассказ о торговых путях на Руси

    - Прочитайте, что об этом говорится в былине

    Физминутка

    Самостоятельное чтение(слежение, слушание) произведения.

    Работа с толковым словарём.

    Соотнесение  своих высказанных предполо

    жений с про

    читанным произведением

    Фронтальная, индивидуальная

    Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием

    Познавательные: работают с дополнительной литературой; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполняют оценку своего задания по параметрам.

    Коммуникативные: участвуют в диалоге.

    Устные ответы

    V. Синтетическая (обобщающая работа с текстом)

    Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи.

    Предлагает самостоятельно перечитать былину и решить задачу.

    - Перечитайте самостоятельно былину и найдите все исторические факты, которые упоминаются в ней.

    Самостоятельное чтение былины. Аргументируют свою точку зрения.

    Фронтальная индивидуальная

    Личностные: осознают свои возможности в учении.

    Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, находят нужную информацию в учебнике

    Регулятивные: корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания.

    Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

    Самостоятельное чтение.  Устные ответы.

    VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

    Обобщение по теме урока. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения.

    Предлагает оценить свою работу на уроке.

    - Что мы сегодня исследовали? С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является?  Что вам понравилось?

     - Оцените свое настроение на уроке.

    Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлек

    сию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат.

    Учащиеся ставят знаки: +, -, ?

    Фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения;  выполняют оценку результатов работы.

    Оценивание работы учащихся на уроке

    Домашнее задание

    Учитель объясняет выполнение домашнего задания 

    - Подготовить выразительное чтение былины.

    - Сделать рисунок  к понравившемуся отрывку былины «Садко»

    Записывают задание

    Фронтальная

    Наблюдение

    Урок 21 (2)   Былина «Садко»

    Цели деятельности учителя

     Создать условия для формирования полноценного восприятия былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствование навыка чтения.

    Тип урока

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: знать значение понятия «тотем»; знать особенности литературного жанра былина; характерные черты героев былин. Уметь видеть в былинах отображение исторического развития государства;  находить в былинах средства художественной выразительности ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (гипербола), приметы народного юмора.

    Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; коммуникативные – оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

    Личностные: понимать то, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека

    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы взаимодействия

    Универсальные учебные действия

    Форма контроля

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    I. Организа

    ционный момент

    Приветствие в игровой форме

    Приветствие учеников

    Приветствие учителя

    Фронтальная

    II. Актуализация опорных знаний

    Викторина

    Викторина «Богатырские доспехи»

    1.Как назывался головной убор богатыря? (шлем).

    2.При создании, какого военного головного убора 20 века за основу был взят богатырский шлем? (Буденовка)

    3.Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (Кольчуга).

    4.Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.)

    5.Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).

    6.Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело.(Щит).

    7.Этот боевой предмет самостоятельно изготовил герой сказки А.С. Пушкина князь Гвидон. Для этого он отломил у дерева кривой сучок и натянул шнурок. Что за оружие получилось? Благодаря ему князь Гвидон спас царевну Лебедь. (Лук.)

    8. Это колющее оружие на длинном древке. Из – за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика).

    Выполняют словарную разминку

    Фронтальная

    Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

    Устные ответы

    III. Мотивация познавательной деятельности

    Определение целей урока. Составление плана работы.

    Предлагает сформулировать учебную задачу урока и составить план её решения

    Формулируют учебную задачу

    Фронтальная

    Регулятивные: определяют тему и цель урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

    Устные ответы

    IV.Организация познавательной деятельности

    Выразительное чтение былины «Садко»

    Работа в группах

    Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи.

    Обращает внимание на манеру чтения былины, акцентируя внимание на её особенности как жанра УНТ

    Физминутка

    Организует работу в группах

    -  Былины прошли сквозь всю историю Руси вплоть до XX века. Они рассказывали обо всех событиях, происходивших в государстве, впитывали в себя особенности народной речи и национального быта.

    Это творчество многих поколений, и мы, изучая былины, как будто разговариваем со своими дальними предками и живем их чувствами. И главное из этих чувств – любовь к Родине, патриотизм. Былинные богатыри, побеждая лютых врагов, зарившихся на наши богатства, помогали жителям Руси собирать свои силы в трудные моменты истории, ощущать себя единым великим народом.

    Пусть же и вас сплотят былинные сказания в крепкие дружины, наполнят чувством патриотизма и единения ваши души.

    1. Задание для  групп

    1. Родной город Садко? (Новгород)
    2. Из какого села родом Илья Муромец? (Карачарово)
    3. Куда ранил Илья Соловья? (в право око со косицею)
    4. Сообщите отчество Ильи Муромца (Илья Иванович)
    5. Что было основным оружием Соловья-разбойника?
      (свист)
    6. Кто написал картину "Три богатыря"
      (Виктор Васнецов)
    7. Какой Великий князь киевский построил в Киеве каменный храм св. Софии?
      (Ярослав Мудрый)
    8. За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым)

    2. Задания для групп

    -  Восстановите последовательность событий, описанных в былине Садко!

     1. Седой старичок дал Садко два ценных совета

     2.Решил царь морской отблагодарить Садко,  а прекрасную музыку

    3.Пришел Садко к Ильмен-озеру, стал играть  на гуслях

    Выразительное чтение(слежение, слушание) произведения.

    Фронтальная, индивидуальная

    Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием

    Познавательные: умеют выразительно читать, передавая его жанровые особенности.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполняют оценку своего задания по параметрам.

    Коммуникативные: участвуют в диалоге.

    Чтение по цепочке

    V. Синтетическая (обобщающая работа с текстом)

    Коллективная проверка

    Организует  коллективную проверку учащихся в группах

    Аргументируют свою точку зрения.

    Фронтальная индивидуальная

    Личностные: осознают свои возможности в учении.

    Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, находят нужную информацию в учебнике

    Регулятивные: корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания.

    Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

    Устные ответы.

    VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

    Обобщение по теме урока. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения.

    Предлагает оценить свою работу на уроке.

    - Что мы сегодня исследовали? С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является?  Что вам понравилось?

    - Поставленная вами в начале урока цель достигнута?

    - Кто на ваш взгляд хорошо работал на уроке? В группе?(взаимооценка в группах).

    Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлек

    сию.

    Сопоставляют достигнутые  результаты с целью урока, делают выводы,  оценивают достигнутые результаты своей (индивидуальной) деятельности на уроке, деятельности отдельных участников группы и в целом всей группы, класса.

    Фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения;  выполняют оценку результатов работы.

    Оценивание работы учащихся на уроке

    Домашнее задание

    Учитель объясняет выполнение домашнего задания 

    - Подготовить выразительное чтение понравившейся былины

    - Сделать рисунок  к понравившемуся отрывку былины «Садко»

    Записывают задание

    Фронтальная

    Наблюдение