пояснительная записка по литературному чтению 3 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Федотова Людмила Николаевна

Пояснительная записка составления в соответствии с ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

 

         Данная рабочая программа по литературному чтению в 3 классе на 2014 – 2015 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы « Планета знаний», допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования » и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего образования». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от18 декабря 2012 г. № 1060)  Закон РФ «Об образовании»; Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию  в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год;  ( утверждены приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Литературное чтение»  3 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника (автор Э.Э. Кацц).

Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».

           Содержание и построение курса « Литературное чтение» определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

 Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но, для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

          Ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. Поэтому в программу по литературному чтению включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов, которые  объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами.

     

    Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Поэтому в данной программе обращается внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. Особое внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им.

         Важной частью курса« Литературное чтение»является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. В учебниках третьего  класса отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.      

Цели и задачи курса:

Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.

 Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре многонациональной России и других стран.

Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

 Задачи:

формирование потребности чтения художественной литературы;

развитие навыков чтения вслух и «про себя»;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;

развитие устной и письменной речи;

формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;

развитие воображения, творческих способностей ребенка;

формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

Основные содержательные линии курса «Литературное чтение»:

           Виды речевой деятельности, включающий следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).

          Виды читательской деятельности, включающий в себя работу с разными видами текста.

Круг детского чтения, реализующий принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы.

         Литературоведческая пропедевтика, который содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений), являющийся ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация; создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). 

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»:

формирование духовно-нравственного воспитания и развитие учащихся начальных классов;

знакомство учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствующее формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям;

развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д.;

формирование эмоциональной грамотности;

формирование личных качеств человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

 

          Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Литературное чтение» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-презентации, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки.

Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные  работы.

     По базисному плану на программу отводится 140 часов из расчета 4 часа в неделю.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

По программе

Фактически

1

Уж небо осенью дышало

20

20

2

Народные сказки

20

20

3

Поэтические страницы

5

5

4

О мужестве и любви

12

12

5

Зимы ждала, ждала природа

8

8

6

Авторские сказки

10

10

7

Басни

10

10

8

Братья наши меньшие

15

15

9

О совести и долге

13

13

10

Весна пришла

10

10

11

И в шутку и всерьез

17

17

Итого:

 

140

140

 

Планируемые результаты освоения программы

по литературному чтению к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • умение оценивать свое отношение к учебе;
  • уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;
  • нравственное чувство и чувственное сознание;
  • умение анализировать свои переживания и поступки;
  • способность к самооценке;
  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
  • бережное отношение к живой природе;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
  • определять и оценивать позиции литературных героев;
  • выявлять тему и главную мысль произведения;
  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;
  • составлять план рассказа;
  • определять свое и авторское отношение к героям;
  • формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • продолжать сюжет произведения, историю героя;
  • участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

        Учащиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • планировать свои учебные действия;
  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
  • планировать свою читательскую деятельность;
  • планировать свою  деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;
  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

       

 Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;
  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
  • сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
  • знакомиться с детской периодической литературой.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
  • овладевать диалогической формой речи;
  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (140)

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало...»

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин — из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»

Народные сказки

Русские сказки «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа...»

      А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою», С. Есенин «Разгулялась вьюга...».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. X. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется»

Басни

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки»».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла

Русские народные песни «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьез

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Навык и культура чтения

Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.

Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.

Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Литературное чтение

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
    правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.
      Работа с текстом и книгой
      Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
      Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
      Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
      Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
      Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
      Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
      Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
      Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
      Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
      Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.
      
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
-      объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
-      определять тему и главную мысль произведения;
-      ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
-      составлять план произведения, рассказы о героях;
-      сопоставлять разных героев;
-      определять свое отношение к произведению и героям, объяснять его;
-      выявлять отношение автора к персонажам;
 

  - делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
      Развитие воображения, речевой творческой деятельности
      Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
      Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
      Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
      Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания миниатюры.
      Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
      К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
  - создавать словесные иллюстрации к художественному тексту
 -вести рассказ от лица героя;
-   читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.
      

Литературоведческая пропедевтика
      Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
      Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром - басней - через сравнение со сказкой, стихотворением.
      Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
      Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.
      
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
-      различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;
-      различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);
-      находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения;
-      выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнат.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

 

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение».

У учащихся будут формироваться:

 чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

 представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

 ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

 регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

 эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

 познавательная мотивация учения;

ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

У учащихся могут быть сформированы:

 чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

 устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

 толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Метапредметныерезультаты освоения курса «Литературное чтение».

Регулятивные

Учащиеся научатся:

 планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

 выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

 вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

 ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

 самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

 планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

 находить нужную информацию, используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

 выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

 устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

 осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

 сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

 строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

 работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

 работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

 аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;

 точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

 оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

 владеть диалогической формой речи;

 корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

 понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

 задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение».

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

 читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл про- читанного (вслух — примерно 60-70 слов в минуту, про себя — примерно 90 слов в минуту);

 читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

 прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

 объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;

 определять тему и главную мысль произведения;

 ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);

 составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев;

 сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения;

 определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его;

 выявлять отношение автора к персонажам;

 делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие;

 создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;

 читать текст по ролям, участвовать в инсценировках;

 различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотворение), объясняя различия;

 различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т. п. );

 находить в тексте метафоры, олицетворения;

 выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера;

 различать последовательность событий и последовательность их изложения;

 выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

 пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений, творчески (с добавлением личных представлений о неописанных автором поступках и мыслях героев);

 обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

 ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

 соотносить поступки героев с нравственными нормами;

 ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

 составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

 высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

 создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;

 

Контроль навыка чтения

    

классы

 

 

Обязательный уровень 

Возможный уровень 

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 класс

-

10-15

15-20

20-30

-

20-25

25-30

30-35

2 класс

40

50

55

60

55

60

65

70

3 класс

65

70

75

80

75

80

85

90

4 класс

85

90

95

100

95

100

105

1 10

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят:

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 3 ч.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2, №3

Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по литературному чтению 3 класс по ПНШ

Пояснительная записка по предмету "Литературное чтение" УМК ПНШ...

пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"

пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"...

Пояснительная записка по литературному чтению 1-4 класс

Пояснительная записка к учебнику Климановой по литературному чтению 1-4 класс...

Пояснительная записка по литературному чтению 2 класс УМК "Гармония"

Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по литературному чтению для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Пояснительная записка по литературному чтению 1 класс УМК "Гармония"

В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Пояснительная записка по литературному чтению по программе "Школа России" Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011)...