РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1-4 КЛАССЫ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Климова Ольга Кимовна

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_1_klass.docx118.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С.АЛЕКСАНДРОВКА

       РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА НА    

ЗАСЕДАНИИ   МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

           РУКОВОДИТЕЛЬ  МО

           ___________/Т.В.ЕРМОЛЬЕВА/

           «___»________________2015 Г.

УТВЕРЖДЕНА

ДИРЕКТОР МОУ ООШ С.АЛЕКСАНДРОВКА ______________

/ Н.А.ЕРМОЛЬЕВА/

«___»________________2015Г.

                                                                   

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1-4 КЛАССЫ

СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»

СОСТАВИТЕЛЬ  ПРОГРАММЫ:

КЛИМОВА ОЛЬГА КИМОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ.

2015 Г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В программе за основу взят тематический принцип группировки материала.

В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.

В 3-м классе дети открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого. Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип.

Интерес к процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения. 

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии учебным планом и программой начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. В 1 -4 классах по четыре часа в неделю (136 ч. в год).

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МАТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

3−4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3-й класс
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
4-й класс
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.


VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел

Кол час

Элементы содержания

Планируемые результаты (предметные)

Примеч.

1

Виды речевой и читательс-кой деятельности

385

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЯ

                              1 класс

«Попрыгать, поиграть»(12 ч)

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

Наш дом (8 ч).

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.

Ребятам о зверятах (12 ч).

Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.

Маленькие открытия (13 ч).

Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

2 класс

«Там, на неведомых дорожках…» (23 ч).

Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

Сказочные человечки (27 ч).

Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Сказочные богатыри (13 ч).

Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

«Сказка мудростью богата…» (20 ч).

Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

«Сказка – ложь, да в ней намёк…» (21 ч).

Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

«Самое обыкновенное чудо» (31 ч).

Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

3 класс

Прощание с летом (4 ч).

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (15 ч).

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (7 ч).

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (11 ч).

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…» (6 ч).

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (11 ч).

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…» (9 ч).

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (6 ч).

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (9 ч).

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» (6 ч).

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (3 ч).

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» (5 ч).

Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (4 ч).

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (5 ч).

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

4 класс

Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (17 ч).

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (30 ч).

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (48 ч).

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

1 класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2 класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3 класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4 класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ

ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ,

ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс

Развитие умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам. Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов. Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста. Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

2 класс

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия. Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов. Развитие умения находить ключевые слова в тексте. Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением. Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части. Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

3 класс

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных). Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий. Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

4 класс

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.

1 класс

Особенности авторского употребления слов, выражений; красота, яркость и точность слова в художественном тексте. Наблюдение над тем, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения. Формулирование главной мысли с помощью учителя и высказывание своего отношения к прочитанному.

2 класс

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений. Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов

именно это слово, как автор рисует словами. Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Высказывание своего отношения к прочитанному.

3 класс

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

– речь героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

–собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором. Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

4 класс

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Продолжение работы над образами литературных героев. Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Выпускник научится:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• ориентироваться в специфике научно -популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

• использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

• использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно#популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

• писать отзыв о прочитанной книге;

• работать с тематическим каталогом;

• работать с детской периодикой.

2

Литерату-роведческая пропе-девтика

1 класс

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.

2 класс

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты. Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка. Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов). Тема и основная мысль произведения. Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, ммуми-тролли и др.). Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

3  класс

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа. Пьеса. Признаки драматического произведения. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

4  класс

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл). Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Выпускник научится:

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

• отличать прозаический текст от поэтического;

• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура

текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

• определять позиции героев и автора художественного текста;

• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

3

Твор-ческая деятель-ность учащихся

1  класс

Развитие устной речи:

– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам); работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи. Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.

2  класс

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях. Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста. Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.

3  класс

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

–словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения. Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки

к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана). Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

4  класс

Обучение:

– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текстас элементами описания или рассуждения;

– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Выпускник научится:

• читать по ролям литературное произведение;

• использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность  в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

• создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

• способам написания изложения.


VII. Тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые предметные результаты

Планируемая предметная деятельность

Вид контроля

Раздел 1. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ(6ч)

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником .Г .Сапгир «Нарисованное солнце»,Ю. Кима«Светлый день»

1

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление)Выразительно читать стихотворные произведения.

2-3

Чем  можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

2

Расширять понятие о жанре юмористического рассказа.

Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ – автор

Выразительно читать небольшие прозаические произведения.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, описывать героев.

4-5

 «Взрослая» жизнь дяди Федора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э.Успенского «Дядя Федор, кот и пес»)

 

2

Выразительно читать и пересказывать текст.

Оформлять свои мысли в устной  форме.

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, описывать героев.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно, кратко, выборочно.

6

Лето волшебное и разное. Стихотворение К.Бальмонта «Капля» и Б . Заходера  «Что красивее всего?

1

Формирование умения писать на заданную тему.

Знать этапы подготовки к сочинению

Воспринимать на слух поэтическое произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Раздел 2. Летние путешествия и приключения (19 часов)

7

Введение в раздел. Стихотворение Ю.Кима «Отважный охотник»

1

Уметь:

-осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст;

– читать текст вслух в равномерном темпе без учета скорости

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

8.-

9

С .Голицын «Сорок изыскателей».

2

Уметь делить текст на части, составлять простой план

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

 Отвечать на вопросы по содержанию текста.

10.-

11.

Какие они - настоящие изыскатели? (глава 4 из повести Голицына «Сорок изыскателей»

2

 Уметь делить текст на части, составлять простой план

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации

12-

13.

Повесть о летних путешествиях .И.Дик «В дебрях Кара- Бумбы»

2

Уметь определять тему и главную мысль

Воспринимать на слух  произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

14-

16.

Во что верят и играют, мальчишки М.Твен «Приключения Тома Сойера»

3

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Уметь подробно и выборочно пересказывать текст

Уметь приводить примеры художественных произведений

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации.

17

Внеклассное чтение по разделам 1-2.А . Гайдар «Тимур и его команда»

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Уметь по ходу чтения представлять картины, устно выражать свои чувства.

Читать вслух и про себя тексты любого типа, адекватно понимать прочитанное.

18.-

19.

Как слава пришла к А.Гайдару. Б.Емельянов «Игра».

2

Самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

20.-

21

Превращение кота Варюги в кота Милиционера.

К. Г. Паустовский «Кот Варюга»

2

Уметь оценивать события, героев произведения.

Знать понятия -образ, -автор

Уметь  соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации.

Использовать в собственной речи языковые средства выразительности.

22-

23

Необычная жизнь жильцов старого дома   К. Г. Паустовский «Жильцы старого дома»

2

Уметь пересказывать текст

Уметь создавать небольшой устный рассказ на заданную тему

Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

24

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделам 1 и 2.

1

Выявить уровень освоения учебного содержания, предупреждение неуспешности

25.

Обучающее сочинение

1

Определять в художественном тексте языковые средства выразительности (синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры).

Раздел 3.Природа летом (9 часов )

26.

Введение в раздел. С.Есенин «С добрым утром!» и Б.Пастернак «За поворотом.»

1

Уметь видеть в художественном произведении средства художественной выразительности

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

27.-

28.

Краски и звуки лета. А.Чехов «Степь»  

М.Пришвин «Золотой луг».

Развиваем умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль.

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации.

29

Отчего так хорошо ранним летним утром? А.Толстой «Детство Никиты».

Уметь видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения

Воспринимать на слух литературное произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста.

30.

Спасательная сила летней грозы. А.Толстой «Детство Никиты».

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

31.-

32.

Картины летнего дня .И.Тургенев «Голуби», И.Бунин «Розы».

Уметь видеть в произведении средства художественной выразительности .

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

33.

Урок –практикум по развитию читательских умений .В.Бианки «Неслышимка».

Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль.

34

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 3.

Выявить уровень освоения учебного содержания, предупреждение неуспешности

Самостоятельное выполнение

Раздел   4. Уроки и переменки (13 часов).

35.

Введение в раздел. Необычная школа.

Э.Успенский «Школа клоунов»

 

Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному

Воспринимать на слух литературное произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста

36.-

Необычная школа.

Э.Успенский «Школа клоунов» второй день занятий

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

37.

Удивительная перемена. Стихотворение Б. Заходера «Перемена»

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации.

38.-

39

Легко ли быть Песталоцци? Г.Куликов «Как я влиял на Севку»

Уметь самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам

Уметь находить в тексте материал для характеристики героя

Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль.

Воспринимать на слух литературное произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста

40

Путь в страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4  из повести Л. Гераскиной

«В Стране невыученных уроков»)

Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленные тексты

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

41-

42

Испытания для Виктора Переступкина.

.

Уметь:

– делить текст на смысловые части;

– составлять вопросы к прочитанному

Уметь подробно и выборочно пересказывать текст

Уметь составлять монологические высказывания с опорой на текст

Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации.

43-

44.

Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста.

.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Воспринимать на слух литературное произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

45

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 4.

Знать названия,

основное содержание изученных произведений

Выявить уровень освоения учебного содержания, предупреждение неуспешности

46.

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации.

Раздел 5.Глухая пора листопада (8 часов).

47-48

Введение в раздел. Такая разная осень (Стихотворения А.  Пушкина  «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть  в осени  первоначальной...»)..

Уметь: - выразительно  читать.

- рисовать словесные картины

- выделять в тексте логические части, озаглавливать их.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

49

Что заслуживает описания? К.Паустовский «Мой дом»

Уметь пересказывать текст

Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль.

50

Стихи о «близости снега» Г.Сапгир «Четыре конверта»

 Д. Самойлов «Перед снегом»

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль.

51-

52

Как приходит зима?

К. Паустовский «Прощание слетом»

Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

Уметь читать осознанно текст художественного произведения

Воспринимать на слух поэтическое произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста. Заучивать наизусть стихотворения

53

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 5.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений

Выявить уровень освоения учебного содержания.

54.

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами.

Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанным произведениям

Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль.

Раздел 6.И кот ученый свои мне сказки говорил (18 часов).

55

Введение в раздел Стихотворения Г.Сапгира «леса-чудеса».

В.Берестов «Сказка»

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Пересказывать текст ( подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль.

56

«Сказка - ложь, да в ней намек…» Русская сказка «Кот и лиса»

Знать особенности языка народных сказок

Сравнивать малые фольклорные жанры, называть жанры, характеризовать их особенности.

57-

58.

Какие еще бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей  делил»)

Уметь: -  находить главную мысль

- выделять ключевые слова.

-пересказывать  с использованием ключевых слов.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

59

60.

Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др.  «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

Уметь: - делить текст на  смысловые части и озаглавливать их.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

61-

62

За что награждают в сказках?Ш.Перро «Ослиная шкура»

Уметь находить в тексте ключевые слова

Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них

63-

64

Г.Х. Андерсон «Стойкий оловянный солдатик»

Может ли оловянный солдатик быть стойким?

Уметь пересказывать текст

Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль.

65-

66

Уроки сказочной повести. А.Волков «Элли в плену у людоеда»

 Уметь подробно и кратко пересказывать текст

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

67.-

68

Сказки для театра.С. Маршак «Сказка про козла»

Уметь составлять план

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль.

69-70.

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 6.

В.Высоцкий «Песни Кэрролла»

2

Уметь подробно и кратко пересказывать текст

Проверить знания народных и авторских сказок; закрепить умения определять пьесы и их признаки; выявить уровень освоения учебного материала .

71.

Внеклассное чтение по разделу 6.

Уметь  высказывать оценочные суждения по прочитанному

Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль.

72.

Обобщающее сочинение

Уметь писать сочинение на заданную тему

Прорабатывать структуру сочинения, продумывать композицию, развивать мышления.

Раздел 7.Поет зима, аукает..(12 часов).

73.

Введение в раздел .Звуки  и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»)

Знать авторов и героев произведений

Закрепить представления о выразительных средствах языка – эпитете, сравнении, интонации ,развитие умений находить их в тексте; воспитать любовь к поэзии.

74.

«Подарки» зимы. Стихотворения К .Бальмонта «Снежинка»,

И.Бродский «Вечером»

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Заучивать наизусть стихотворения

75-

76

В ожидании новогоднего чуда.

Стихотворения Ю. Мориц  «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда  Мороза»

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Заучивать наизусть стихотворения

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

77

Настоящие друзья Мишка и Дениска.

В.Драгунский «Кот в сапогах»(работа в тетради)

Уметь составлять характеристику героя

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

78-

79

Зимние впечатления. (Стихотворения Б.  Пастернака «Снег   идёт»,  А.  Башлачёва

«Рождественская»,

Д. Самойлова «Город зимний»)

 Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов

Заучивать наизусть стихотворения

80-

81

Суровые законы жизни зимнего леса .В Бианки «По следам»

Уметь делить текст на части

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

82

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 7.

83

Обучающее сочинение

Уметь писать сочинение на заданную тему

Прорабатывать структуру сочинения, продумывать композицию, развивать мышления, память.

84

Внеклассное чтение

Уметь пересказывать текст

Раскрытие творческого потенциала учащихся. Воспитывать читательский интерес.

Раздел 8.Животные в нашем доме (9 часов).

85

Введение в раздел. Стихотворения В.Берестова «Прощание с другом», Г.Сапгира «Морская собака».

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Заучивать наизусть стихотворения

86-87

У каждого свое место в природе. Д.Мамин Сибиряк «Медведко».

Уметь пересказывать текст

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

88-89

Замечательные собаки.

(Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

Уметь отвечать на вопросы к тексту. Умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

90.-

91.

Каждый ли клест может стать капитаном? Ю.Коваль «Капитан Клюквин»

Уметь делить текст на части и озаглавливать части

Уметь делить текст на части и озаглавливать части. Уметь находить в тексте материал для характеристики героя Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль.

92.

Удивительные пони Ю.Мориц.

  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать

Заучивать наизусть стихотворения

93.

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 8.

Раздел 9. мы с мамой и папой (12 часов)

94

Введение в раздел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой». В. Драгунский «Бы…»

Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать

Знать авторов и героев произведений

Заучивать наизусть стихотворения

95

Ю. Коринец «Подарки под подушкой»

Уметь находить дополнительную литературу авторов

Заучивать наизусть небольшие отрывки прозы

96

Подарки –  это  серьёзное дело.  (Ю.  Коринец. Глава «Подарки под  подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»

Уметь писать сочинение на заданную тему

Составление устных описаний-миниатюр

97-98

Во что нельзя «играть». (И. Дик  «Красные яблоки»)

Уметь:

 - писать сочинение на заданную тему.

Составлять:- сравнительные характеристики.

- устные описания-миниатюры.

99-100

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

Уметь составлять план

 Составлять план из предложений текста, пересказ

101

Хорошо, когда рядом папа!

(С. Маршак «Хороший день»)

Уметь находить в тексте материал для характеристики героя

Выбирать отрывки из произведения для образа литературного героя

102-103

Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда  становится явным)

Уметь делить текст на части

Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей

104

Подготовка к сочинению о своей семье. Обобщающий урок по разделу 9. Проверочная работа по разделу 9 (15–20 минут

Сформировать умение писать сочинение на тему

 обдумывать тему

формулировать главную мысль

 Писать сочинение на заданную тему

105

Внеклассное чтение. От чистого сердца

 Уметь высказывание своего отношения к написанному автором 

Самостоятельно находить произведения на заданную тему

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (9 часов)

106

Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

Уметь пересказывать текст

 Подробный пересказ текста

107

Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Уметь пересказывать текст

Подробный пересказ текста

108-109

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Уметь пересказывать текст

Составлять план

Подробный пересказ по           опорным словам.

110-111

Сказка о маленьком Моцарте(Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

Уметь выразительно читать

Выразительное чтение

с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения

112-113

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

Уметь находить ключевые слова

Выписывать ключевые слова из текста, составлять план,

пересказывать подробно

114

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10.

Знать авторов и героев произведений

Раздел 11. день смеха (4 часа)

115

Введение в раздел.

Г. Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать

стихотворения

Высказывать свое мнение о прочитанном

Учить наизусть

116-117

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Уметь выразительно читать произведения

Выразительно читать стихотворения

118

Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю.  Мориц  «Малиновая кошка»)

Уметь: - высказывать свое отношение к прочитанному

- выразительно читать произведения.

Выразительно читать произведения.

Раздел 12.  ( «О весна,  без конца и без краю...»3часа)

119-120

Введение в раздел. Как приходит весна  (Стихотворения А.  Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...»)

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Выучить одно стихотворение наизусть.

Нарисовать иллюстрацию

121-122

Озорные  стихи  о  весне.  (Стихотворения  В.  Маяковского  «Тучкины  штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши  Чёрного «Зелёные стихи»)

Уметь делить текст на части

Разделить текст на три части, озаглавить части

123

Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)

Уметь писать сочинение на заданную тему

Написать сочинение. Оформить работу рисунками

124

Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)

Уметь: - заучивать наизусть стихотворения

- выразительно читать стихотворения

Выразительно читать стихотворения

125–126

Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12

Раздел 13. день Победы (2 часа)

127

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»

Уметь выразительно читать

Читать выразительно стихи  с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения

Нарисовать плакат «Пусть всегда будет мир»

128–129

Трудная тема  – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

Уметь пересказывать текст

Самостоятельно выбрать книги на заданную тему

130

Стихи о  войне. (В.  Высоцкий «Он  не  вернулся из  боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)

Уметь:

 - высказывать оценочные суждения по прочитанному

- использовать выборочное чтение для подтверждения мысли.

Выучить стих на выбор

131

Внеклассное чтение по разделу 13

Уметь: пересказывать текст.

Самостоятельно выбирать  книги  на заданную тему

Раздел 14. Родная земля (3 часа)

132

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»

Уметь пересказывать текст

Правильно, сознательно, бегло и выразительно читать целыми словами.

Выбрать  интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения

133

Что  такое Родина? (В.  Бахревский, Г.  Цыферов. М.Цветаева «Домики в старой Москве»

Уметь:

-  пересказывать близко к тексту

- использовать опорные слова

Подробно пересказывать по опорным словам.

134

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»

Уметь:

- высказывать оценочные суждения по прочитанному

использовать  выборочное чтение для подтверждения мысли.

135

Заключительный урок  внеклассного чтения

Самостоятельно выбирать книг и на заданную тему.

136

Резервный урок, урок  итогового контроля

ИТОГО: 136 часов.


VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.),  «Тетради по литературному чтению» для учащихся, а также программно-методические материалы и методические рекомендации для учителя.

Основными компонентами материального обеспечения  курса «Литературное чтение» дополнительно к  учебникам являются  следующие: классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь), репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, сайт образовательной системы «Школа 2100», а также технические средства обучения.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса "Школа 2100"

Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100»  рекомендуемой Министерством об...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс ОС "Школа 2100"...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС "Школа 2100"

рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Школа 2100".

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на весь учебный год из расчета 4 часа в неделю...

Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа-2100"

Программа рассчитана  на 102 часа за учебный год (3 часа в неделю)....

Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа-2100"

Программа рассчитана  на 102 часа за учебный год (3 часа в неделю)....