К. И. Чуковский "Путаница"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Борисова Галина Николаевна

технологическая карта, презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._i._chukovskiy_putanitsa.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: К.И.Чуковский.  «Путаница»

Тип: Изучение нового материала.

Задачи:

-  учить определять тему выставки книг;

- учить характеризовать героев произведения;

- учить сравнивать стихотворение К. Чуковского с небылицей

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • знать произведения для детей К. Чуковского;
  • характеризовать героев произведения;
  • составлять тематическую выставку книг;
  • классифицировать книги по существенным признакам;
  • сравнивать авторские произведения с произведениями устного народного творчества;
  • проявлять интерес к чтению детской литературы;
  • понимать, что детские книги утверждают принятые в обществе морально-этические ценности;

Межпредметные связи: окружающий мир, тема «Где мы живем?»; русский язык, тема: «Текст»

Ресурсы урока:

Для учителя:

  • Рабочая программа
  • Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климанова и др.

Для учащихся:

  • Учебник «Литературное чтение», часть 2, с. 4 - 10.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: активизация учащихся

Настраивает детей на работу.

- Сегодня у нас необычный урок литературного чтения, к нам пришли гости.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

-Проверьте готовность к уроку:

- Вспомним  с вами правила поведения на уроке.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания полученные ранее.

- Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать.

Речевая разминка:

а) На слайде 3 незаконченных предложения. Нужно найти концовку предложений и объяснить смысл.

б) Работаем в парах. Каждой паре достается одно предложение и 3 варианта концовки. Найдите верное соответствие.

Золото добывают из земли,

да плод его сладок.

Корень учения горек,

тот много знает.

Кто много читает,

а знания из книги.

в)-проверка на слайде

г) –Как можно одним словом назвать эти предложения?  - Что  вы о них знаете? Что такое пословица?                                                                          

д)  Мы много говорили о русском фольклоре, теперь проверим, как хорошо вы знаете жанры УНТ.

Работаем в группах.

-Перед вами конверт, взяли оттуда задание №1 на листочке записаны три произведения, относящиеся к УНТ. Ваша задача- прочитать, посовещаться и определить к какому жанру относится каждое произведение.

е)  проверка с листом самооценки  (проверка по эталону на компьютере)

1 группа читает первый текст и объясняет свой выбор

-Что такое загадка?  -Назовите отгадку.    

2 группа

-что такое потешка?

3 группа

Что такое небылица?

Сравниваем лист самооценки, подсчитайте свои + и оцените свою работу

Если вы ни разу не ошиблись- ставите отметку 5, одна ошибка-4, две ошибки-3…

-Какие еще жанры УНТ вы знаете?

Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке

(пословицы)                                    

  ПОСЛОВИЦА - ЭТО ОДИН ИЗ ЖАНРОВ …(УНТ)

Загадка - замысловатый вопрос в форме описания предмета или явления

Пословица, загадка, небылица, потешка, поговорка,

Постановка учебной проблемы

Цель: организовать постановку цели урока

Создаёт условия для формирования цели урока.

- Мы повторили то, что нам потребуется на уроке.

- Вспомните, строчки этого произведения и определите его жанр:

«По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит»

-Докажите, что это небылица.

Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.

1) То, чего не бывает в действительности; вымысел.

 2) Вранье, сплетня.

-Где мы можем найти необходимую нам информацию?

- Сегодня, мы познакомимся с авторской небылицей.

-Как вы думаете, что будет отличать её от народной небылицы.

- Угадайте автора по произведениям, отрывки из которых я подобрала.

  • Пришла Муха на базар

          И купила – самовар

  • Ехали медведи

          на велосипеде

          А за ними кот

         Задом наперёд

  • Ох, нелёгкая эта работа

          Из болота тащить бегемота

  • Вдруг из маминой из спальни,

          Кривоногий и хромой

          Выбегает умывальник

          И качает головой.

- Узнали, кто автор этих строк.

- Конечно, это К.И. Чуковский.

- Что вы знаете о жизни писателя?

- Каким он был человеком?

Дают всевозможные ответы.

Ставим цель урока, составляем план построения новых знаний.

Под руководством учителя формулируют тему и цель урока.

 небылица

Стихотворение - загадка.

 яйцо и цыплёнок

Мы не изучали это произведение.

Ставим цель

Узнать автора загадки, познакомиться с новыми произведениями этого автора.

Рассказывают биографию.

Познакомить с авторской  небылицей

Поиск решения проблемы

Цель: ознакомить с новым произведением и автором

- Корней Иванович Чуковский-это известный детский писатель, удивительно веселый и добрый человек, он очень любил детей и писал для них. К сожаленью его жизненный путь завершен, но его произведения всегда будут жить среди нас.

-Сегодня мы познакомимся с новым произведением, но прежде, чем его прочитать, обратимся к иллюстрациям и попробуем отгадать, о чем это произведение? Может быть даже определим жанр этого произведения.

- Что вы видите на рисунке? Может ли быть такое на самом деле? Как вы думаете о чем пойдет речь в этом произведении? Оно, по вашему мнению, веселое или грустное?

- К какому жанру можно предварительно отнести это произведение?          

 -Прочтите название.  Что означает ПУТАНИЦА?

-Назовите тему урока:

«К.И.Чуковский небылица»

- Какую цель поставим?

-Познакомиться с авторской  небылицей

Корней Чуковский.

Это детский писатель.

К.И.Чуковского.

Знакомство с творчеством К.Чуковского.

К.И.Чуковский «Путаница»

Проверка домашнего задания

 Давайте проверим ваше домашнее задание.

Молодцы, вы правильно организовали выставку.

Дети показывают выставку книг К. Чуковского

Физ.минутка

- электронное приложение

Дети выполняют физ.минутку

Воспроизведение нового знания

Цель: включение нового знания в систему знаний.

- Одна из любимейших детских сказок – «Путаница».

- Сейчас мы послушаем чтение «Путаницы» самим К.И. Чуковским.

- Вы следите за текстом, в тексте встретятся слова, значение которых может быть непонятно запомните их.

- Кому что не понятно? У кого какие вопросы возникли?

Звучит запись

Словарная работа

Какие слова были непонятны?

Как узнать лексическое значение этих слов?

Давайте поработаем со словариками в учебнике

 ковш, кадка, бочка, ушат).

Какое настроение создаёт поэт?

с.214:паинька, лопотал

Работа над произведением

- К какому жанру мы отнесем путаницу? Докажите.

- Что случилось с героями сказки?

- Почему им надоело говорить своими голосами?

- Что говорил им зайка? Зачитайте.

- К чему привела шалость? Зачитайте.

- Ребята, можно ли баловаться спичками?

К чему это может привести?

- Расскажите, как звери восприняли пожар? Испугались ли они?

- Смогли бы звери потушить пожар в море? Почему?

- Кто потушил море? Прочитайте.

- Почему ей удалось затушить?

- Как вы думаете, какими словами можно закончить сказку?

Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки и по ролям (котята-2, утята-2, свинки-2, курочки-2, медведь, кукушка, заинька, кит, гуси-2, воробышки, лошади-2, мухи, лягушата) – 19, а в конце все: «Баюшки-баю!».

- Постарайтесь прочитать текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

Корней Иванович Чуковский писал не только стихи и сказки есть у него и загадки для детей. Попробуйте их сейчас отгадать.

1.

Я одинокая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (иголка)

2.

Я лаю со всякой собакой.

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревёт,

Я тоже реву: «У-у!» (эхо)

3.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (сосулька)

4.

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня! (крапива)

5.

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)

6.

Лежу у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня,

И бейте меня. Колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр)

7.

Паровоз

Без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл! (пароход)

Небылица

Закапризничали, стали говорить не своими голосами

Баловаться хотели

читают выразительно

Творческое задание. Игра «Подберите рифмы».

Работа в парах (раздать карточки).

Подберите рифмы к словам:

Пирожок   (творожок)

Котёнок     (мамонтёнок, утёнок)

Ушко           (подушка, лягушка, кружка, мушка)

Рефлексия деятельности.

Цель:        

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;        

- оценить собственную деятельность;        

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

-Назовите тему урока

-Какую цель поставили

- Что вы узнали о К.И. Чуковском? Что больше всего запомнилось?

-Какое у вас после этого урока настроение?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение по ролям.

По желанию – выучить понравившийся отрывок наизусть. С. 6 – 10

-Закончить урок хочу строчками из сказки К.Чуковского, которую автор написал для своей больной дочери  Муры

 «Чудо - дерево»

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!

-Давайте украсим наше Чудо-дерево сапожками разного цвета:

C:\Users\asus\Desktop\групповая работа\сапог зел.jpg Урок прошёл плодотворно, всё понятно  

C:\Users\asus\Desktop\групповая работа\сапог ж.jpg Есть небольшие проблемы    

C:\Users\asus\Desktop\групповая работа\сапог ж.jpg Скучно, неинтересно