Открытый урок литературного чтения "Мифы" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Щербакова Елена Евгеньевна

Тема "Мифы" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_._konspekt.docx24.61 КБ
Файл prilozhenie1.docx17 КБ
Файл prilozhenie2.docx11.81 КБ
Файл prilozhenie3.docx19.85 КБ
Файл prilozhenie4.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Мифы Древней Греции об основании Олимпийских игр

Цель:

-познакомить с художественным жанром - миф, добиться понимания содержания мифов;

- -способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;

- воспитывать интерес к предмету

Планируемые результаты:

  1. Личностные результаты учащихся:
  • Позитивное творческое отношение к действительности.
  • Уметь выражать и отстаивать свою позицию.
  • Вырабатывать привычку рефлексии.
  1. Метапредметные:
  • Развивать чувство прекрасного.
  • Вырабатывать умения слушать и говорить.
  1. Предметные:
  • Совершенствовать навык чтения.
  • Учиться основам литературного анализа произведений разного жанра.

Тип урока: содержательно - поисковый

УУД

Личностные УУД.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др. ). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Продолжительность урока – 45 минут.

  1.  Орг. момент

Мы начинаем урок,  улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём  нашу  волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!»      Ведь вокруг нас так много интересного, нового.

II.  Актуализация знаний.

-  Ребята, на уроках литературного чтение мы с вами знакомилась с разными жанрами  литературных произведений. Послушайте, пожалуйста произведение и подумайте к какому жанру оно относится.  (Приложение 1)

- Выберите жанр произведения, с которым мы будем работать. (Слайд 1)

- Кто является главными героями мифов (боги, герои).

Где происходят события (В Древней Греции)

-Что такое мифы?

 (сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.)

- Что вы знаете об этих жанрах  (слайд2 )

 

Басня

 русские народные эпические песни о подвигах богатырей.

Былина

это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

Сказка

произведение о вымышленных   событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

-  Давайте найдем подтверждение наших слов в толковом словаре  ( Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. (слайд3)

III.   Физминутка(слайд4)

IV. Работа с текстом  в группах  (слайд5)

-  У вас на стола лежат мифы. (Приложение 3)Прочитайте их  и заполните  таблицу. (Приложение 2)        

- О каком событии вы прочитали?  (Об Олимпийских играх)

- Что вам еще известно об Олимпийских играх ?

-Что запрещалось во время проведения Олимпийских игр? (войны)

- Для чего проводятся Олимпийские игры? (Спортсмены соревнуются в силе, ловкости, быстроте).

- Назовите девиз Олимпийских игр. (Быстрее, выше, сильнее)

- Сегодня вы тоже посоревнуетесь в силе, ловкости, быстроте. На следующем уроке физической культуры у вас состоятся Малые Олимпийские игры.

V. Самостоятельная работа  (Слайд6)

- Скажите, а  можно проводить олимпиады по изучаемым вами предметам?

- Конечно, вы уже принимали участие в олимпиадах по русскому языку («Медвежонок», предметная олимпиада), математике («Кенгуру», «Классики», предм. олимпиада).

Сейчас вы примете участие в олимпиаде по литературному чтению. (Приложение 4 ) 

VI. Рефлексия (слайд7)

- О каком событии мы сегодня говорили? (Об Олимпийских играх)

- В каких литературных произведениях это нашло отражение? (Мифах Древней Греции)

 



Предварительный просмотр:

Яблоки гесперид (двенадцатый подвиг Геракла)

Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг. Он должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа геспериды, три золотых яблока. Яблоки эти росли на золотом дереве, выращенном богиней земли Геей в подарок великой Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Чтобы совершить этот подвиг, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз сном.

Никто не знал пути к гесперидам и Атласу. Долго блуждал Геракл по Азии и Европе, прошел он и все страны, которые проходил раньше по пути за коровами Гериона; всюду Геракл расспрашивал о пути, но никто не знал его. В своих поисках зашел он на самый крайний север, к вечно катящей свои бурные, беспредельные воды реке Эридану. На берегах Эридана с почетом встретили великого сына Зевса прекрасные нимфы и дали ему совет, как узнать путь в сады гесперид. Геракл должен был напасть врасплох на морского вещего старца Нерея, когда он выйдет на берег из морской пучины, и узнать у него путь к гесперидам; кроме Нерея, никто не знал этого пути. Геракл долго искал Немея. Наконец, удалось ему найти Нерея на берегу моря. Геракл напал на морского бога. Трудна была борьба с морским богом. Чтобы освободиться от железных объятий Геракла, Нерей принимал всевозможные виды, но все-таки не выпускал его герой. Наконец, он связал утомленного Нерея, и морскому богу пришлось, чтобы получить свободу, открыть Гераклу тайну пути в сады Гесперид. Узнав эту тайну, сын Зевса отпустил морского старца и отправился в далекий путь.

Опять пришлось ему идти через Ливию. Здесь встретил он великана Антея, сына Посейдона, бога морей, и богини земли Геи, которая его родила, вскормила и воспитала. Антей заставлял всех путников бороться с ним и всех, кого побеждал в борьбе, немилосердно убивал. Великан потребовал, чтобы и Геракл боролся с ним. Никто не мог победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы все новые и новые силы. Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает терять силы, он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы: он черпал их у своей матери, великой богини земли. Но стоило только оторвать Антея от земли и поднять его на воздух, как исчезали его силы. Долго боролся Геракл с Антеем. несколько раз он валил его на землю, но только прибавлялось силы у Антея. Вдруг во время борьбы поднял могучий Геракл Антея высоко на воздух, - иссякли силы сына Геи, и Геракл задушил его.

Много еще пришлось встретить Гераклу на пути своем опасностей, пока достиг он края земли, где стоял великий титан Атлас. С изумлением смотрел герой на могучего титана, державшего на своих широких плечах весь небесный свод.

- О, великий титан Атлас! - обратился к нему Геракл, - я сын Зевса, Геракл. Меня прислал к тебе Эврисфей, царь богатых золотом Микен. Эврисфей повелел мне достать у тебя три золотых яблока с золотого дерева в садах гесперид.

- Я дам тебе три яблока, сын Зевса, - ответил Атлас, - ты же, пока я буду ходить за ними, должен встать на мое место и держать на плечах своих небесный свод.

Геракл согласился. Он встал на место Атласа. Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод. Страшно давила тяжесть на могучие плечи Геракла. Он согнулся под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл все его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас с тремя золотыми яблоками. Вернувшись, Атлас сказал герою:

- Вот три яблока, Геракл; если хочешь, я сам отнесу их в Микены, а ты подержи до моего возвращения небесный свод; потом я встану опять на твое место.

- Геракл понял хитрость Атласа, он понял, что хочет титан совсем освободиться от своего тяжелого труда, и против хитрости применил хитрость.

- Хорошо, Атлас, я согласен! - ответил Геракл. - Только позволь мне прежде сделать себе подушку, я положу ее на плечи, чтобы не давил их так ужасно небесный свод.

Атлас встал опять на свое место и взвалил на плечи тяжесть неба. Геракл же поднял лук свой и колчан со стрелами, взял свою палицу и золотые яблоки и сказал:

- Прощай, Атлас! Я держал свод неба, пока ты ходил за яблоками гесперид, вечно же нести на плечах своих всю тяжесть неба я не хочу.

С этими словами Геракл ушел от титана, и снова пришлось Атласу держать, как и прежде, на могучих плечах своих небесный свод. Геракл же вернулся к Эврисфею и отдал ему золотые яблоки. Эврисфей подарил их Гераклу, а он подарил яблоки своей покровительнице, великой дочери Зевса Афине-Палладе. Афина вернула яблоки гесперидам, чтобы вечно оставались они в садах.



Предварительный просмотр:

Где происходит событие?

Кто главный герой мифа?

О каком событии повествуется?

По какой причине  событие произошло?

Как часто проводится это событие?

        Приложение 2



Предварительный просмотр:

Миф о Пелопсе

Пелопс был сыном печально известного Тантала -- того самого, что по сию пору испытывает муки в царстве Аида. Детство Пелопса было отмечено ужасной смертью и чудесным спасением -- отец его в ослеплении вседозволенностью (он был сыном Зевса), решив проверить проницательность олимпийских богов, пригласил их на пир, одно из блюд на котором было приготовлено из Пелопса. Постигшие злой умысел Тантала, боги не коснулись страшного кушанья, только лишь Деметра, скорбящая о потере дочери Персефоны, не обратив внимания, съела плечо мальчика. Однако Гермес своими чарами оживил ребенка, а Гефест из слоновой кости сделал ему новое плечо. Тантал был наказан, а юный Пелопс получил власть в родном городе Сипиле. Но недолго пришлось ему править -- войной пошел на него могущественный царь Трои. Побежденный Пелопс вынужден был покинуть родину. В сопровождении отряда земляков он отправился на юг Греции, где поселился на полуострове, до сих пор носящем его имя, -- Пелопоннесе. Увидев однажды дочь царя города Писы Эномая красавицу Гипподамию, Пелопс пожелал получить ее в жены. Но не имевший равных себе во всей Греции в искусстве управления колесницей и владевший самыми быстрыми скакунами в мире, Эномай предлагал соискателям руки и сердца дочери скачки через весь Пелопоннес -- от Писы до Коринфа. Побежденный жених оплачивал проигрыш своей жизнью. Но даже это не останавливало желающих -- настолько хороша была Гипподамия. Головы несчастных жертв красоты Эномай прибивал к воротам своего дворца. Но унаследовавший от отца гордыню, коварство и изобретательность, Пелопс сделал ход конем -- наобещав возничему Эномая Миртилу золотые горы, сын Тантала заручился его обещанием не вставлять чеки в оси колесницы, что должно было задержать царя Писы в дороге. Замысел удался на славу -- на всей скорости колеса соскочили с осей, колесница опрокинулась, и гордый Эномай бесславно погиб в пыли не единожды покоренной им трассы. Победитель торжественно вернулся в Пису, взял в жены Гипподамию, а заодно сел на престол убитого им тестя. Но возница Миртил вспомнил, кому должен быть благодарен Пелопс за так неожиданно доставшийся ему приз, и потребовал полцарства. В Пелопсе вновь проснулись Танталовы жадность и коварство. Уловкой заманил Пелопс Миртила на высокую скалу, и итог встречи был печален -- новоявленный монарх столкнул возничего в море. По греческой традиции Миртил успел сделать единственное, на что у него хватило времени падения, а именно -- проклясть Пелопса и все его потомство. С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гиподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.  В честь себя Пелопс и учредил Олимпийские игры.


Царь Эфит

Ифит - царьЭлиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может убречь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту: 
"Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!" Ифит без промедления отпрвляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.  Так в Греции установился обычай, по которому раз в четырк года в разгар междуусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.  Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств. 

Через некоторое время грекам пришла идея учредить единый календарь Олимпийских игр. Было решено проводить Игры регулярно каждые четыре гола "между жатвой и сбором винограда". Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем - в течние пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца.  Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день "священного месяца", начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторялся каждые четыре года, которые и составляли "олимпиаду" - греческий олимпийский год.


Шестой подвиг Геракла.

Могучая сила Геракла не позволяла ему жить в праздности. Он жаждал подвигов и даже обрадовался, когда к нему явился Копрей.

"Эврисфей,— сказал глашатай,— повелевает тебе за один день очистить от навоза конюшни элидского царя Авгия".

"Тебе бы он лучше поручил это дело, — проворчал Иолай,— у тебя, кстати, и имя подходящее".

"Нельзя оскорблять глашатая,— строго оборвал его Геракл.— Не думаю, чтобы Эврисфей хотел только оскорбить меня, заставив убирать навоз. Тут скрывается что-то другое. Увидим".

Авгий действительно владел несметными табунами прекрасных лошадей. Они паслись в плодородной долине реки Алфей, и конюшни, годами не чистившиеся, были полны навоза.

Пришел Геракл в Элиду и сказал Авгию: "Если ты отдашь мне десятую часть своих коней, я очищу конюшни в один день".

Засмеялся Авгий: он думал, что конюшни вовсе нельзя очистить. "Десятая часть моих табунов твоя, Геракл, — согласился Авгий, — но если завтра утром все конюшни будут чистыми".

Геракл потребовал, чтобы ему дали лопату, и Авгий велел принести ее герою. "Долго же тебе придется работать этой лопатой!" — сказал он. "Только один день",— ответил Геракл и пошел на берег Алфея.

Полдня усердно работал Геракл лопатой. Он запрудил русло реки и отвел ее воды прямо в царские конюшни. Стремительный поток Алфея уже к вечеру унес весь навоз из конюшен, а вместе с навозом и стойла, и кормушки, и даже ветхие стены.

"Не взыщи, царь, — сказал Геракл, — я очистил твои конюшни не только от навоза, но и от всего, что давно сгнило. Я сделал больше, чем обещал. Теперь ты отдай мне обещанное".

Жаден был Авгий, не хотелось ему отдавать своих коней. Повелел он двум своим племянникам напасть на Геракла из засады и убить его. Да разве могли двое простых смертных справиться с сыном Зевса! И засада, устроенная ими, не помогла, — пали племянники Авгия от руки Геракла.

Велико было возмущение Геракла коварством элидского царя. "Нельзя, карая орудие преступления, оставлять безнаказанным виновника,— подумал Геракл.— Пусть знают люди, что призвание мое в очищении земли от всякого беззакония и в зверином, и в человеческом образе".

Разогнав дворцовую стражу, Геракл в честном поединке убил Авгия. Жители Элиды стали просить победителя занять трон Авгия и стать их царем. Но Геракл с негодованием отверг эту просьбу. "Я сразил Авгия, — сказал он, — не для того, чтобы завладеть его царством. Есть сын Авгия, ни в чем не провинившийся перед богами. Пусть он правит вами. Я же, прежде чем уйду, хочу принести благодарственную жертву Зевсу Олимпийскому и учредить в его честь игры. Пусть отныне и до скончания веков каждые четыре года атлеты со всей Эллады собираются здесь на состязания. И пусть, пока идут Олимпийские игры, мир царит на земле". С тех пор на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе, раз в четыре года в Древней Греции проводились спортивные состязания, перед началом которых нельзя было устраивать войны.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3 класса

Учени____   ___ класса

Ф.И. _____________________________________________

1  Расшифруй название сказок:

        А)  лобооокок ___________________

        Б) ток и сила ____________________

        В) коромоз ______________________

        Г) кашузол ______________________

2.  По началу  произведения определите его жанр:

а) Мы противные микробы, мы во рту у вас живем.

   И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем. _______________________________________

б) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая.                                                                         ________________________________________                                                            

в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.

_____________________________________________________________________________________

г) Когда в товарищах согласья нет,

На  лад их дело не пойдет,

И  выйдет из него не дело, только мука.                     ________________________________________

д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.

_____________________________________________________________________________________

3. В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как называется русская сказка с похожим сюжетом?

_____________________________________________________________________________________

4. Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»         ______________________________________________________________________

5. Сказка немецких писателей братье Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С.Пушкина с похожим сюжетом?

_____________________________________________________________________________________

6. Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного персонажа, но, в конце концов, злобная и жадная жена осталась у «разбитого корыта». Вспомни автора сказки и её название.

_____________________________________________________________________________________

7. Подчеркни названия народных сказок:

 «Три медведя», «Василиса Прекрасная», «Русалочка», «Теремок».

8. Тайны фразеологии. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом)

 Клевать носом

медленно

Водить за нос

мешать

Делать из мухи слона

дремать

Свалиться, как снег на голову

обманывать

Вставлять палки в колеса

неожиданно

В час по чайной ложке

преувеличивать

9. Отгадай слова

                 Со звуком «с» я не вкусна

Но в пище каждому нужна.

С «м» берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

10.  Кто в списке лишний?

         

а) Фет    б) Тютчев    в) Носов           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"

Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь.  Набирайтесь ума....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...