Урок литературного чтения "Русские поэты о родной природе"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цапова Валентина Александровна

Урок литературного чтения по теме: "Русские поэты о родной природе" для 3 класса. УМК "Начальная школа 21 века". Тип урока - обобщение материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Цапова В.А.

Тема: Русские поэты о родной природе.
Цель: формирование   и  развитие  умения   правильно   воспринимать   и интерпретировать   лирическое произведение.
Задачи: 

  • Образовательные: 
  • формирование представления учащихся о творчестве поэтов XIX века;
  • формирование умения анализировать поэтические стихотворения
  • Развивающие: 
  • развитие умения выразительного чтения;
  • развитие умения самостоятельной работы с текстом;
  • развитие связной речи учащихся.
  • Воспитательные: 
  • воспитание любви к произведениям русской литературы; воспитание любви к родной природе;
  • воспитание патриотических чувств путем понимания лирических произведений.

Методические приемы: Рассказы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их  анализ, устное рисование.

Оборудование: доклады детей,  презентация

                                                 ХОД УРОКА
1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

Золотым веком русской поэзии считается XIX век. В это время писали поэты, которые стали мировыми. Все  эти люди любили  и  обожали  свою  Родину.   В  своих  стихах  и рассказах они прославляли красоту русских уголков,  воспевали чистоту и могущество русских людей.
О том кто и как писал о природе, расскажут учащиеся класса, а мы не только их внимательно послушаем, но и представим, какие картины природы авторы хотели нам показать.
3. Прослушивание биографии и стихотворения Тютчева Ф. И.«Чародейкою зимою...» (ученики)
Анализ стихотворения:
- Как поэт называет Зиму?
- Что значат слова чародейка?  
– Что околдовало лес? Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса?  

- Что такое бахрома? Пуховая цепь?
– Можно ли назвать зимний лес сказочным, волшебным? Почему?

Устное словесное рисование:
Какие картины хочется нарисовать вам, когда вы слушали эти стихотворения? Какие краски использовали бы вы для своих произведений?

4. Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.

Прослушивание биографии и стихотворения А.А.Фета «Кот поёт…»

- Какую картину рисует поэт?

- Какие слова говорят о покое в доме? А какие о состоянии природы?

- Какие олицетворения использует автор?  (ветер свищет, играет буря)


5. Прослушивание биографии и стихотворения А. Н. Майкова «Осень»

- В каких строках автор выражает своё настроение?

- Какие строки вызывают у нас радость? Какие грусть?
Словарная работа:

Вешний – весенний.

Утеха –  забава.

Совлечь – снять.

Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.

  

6. Физкультминутка

-Послушайте и назовите фамилию этого автора? ( Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз…)  

7. Н.А.Некрасов Прослушивание биографии и стихотворения  «Не ветер бушует над бором…»

- Почему автор назвал Мороза воеводой?  (Он начальник в лесу)

- В чём его сила, мощь?

-Почему песню Мороза поэт называет хвастливой? Чем он хвастается?

- Что такое палица? (тяжёлая дубинка)


8. Прослушивание биографии и стихотворения  И.С.Никитина

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

...В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

(Прослушивание песни на стихи «Здравствуй, гостья-зима»)

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!        
 


- Что объединяет стихи этих авторов?

- Рисование эпизодов стихов.
9. Рефлексия:
- Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью.

- Нарядите наше дерево - прикрепить листочки красного и зелёного цвета на дерево в зависимости от настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живаяЮ. Коваль «Три сойки»Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»...

Урок литературного чтения на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы"

Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы".Цель урока: дать понятие японского стихотворения - хокку и учить его анализировать....

конспект урока в 4 классе. Картины родной природы. Творчество Э.Грига.

Урок музыки в 4 классе по теме: «Картины родной природы. Творчество Э.Грига». Урок составлялся с учетом требований программы для 4 класса....

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Урок окружающего мира, 3 класс. Родная природа- часть Родины.

Сформировать у  обучающихся понятия « природа—часть Родины», «лес – часть природы»....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....

Технологическая карта урока по литературному чтению "«Читаем о родной природе. Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь»" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирование умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...