Внеклассное мероприятие по чтению в 1 классе "Свет памяти, сиянье детства" (Творчество А.Барто)
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Курманова Надежда Бадиловна

Конспект внеклассного урока по чтению в 1 классе по творчеству А.Барто

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_a_1.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

                   Внеклассное мероприятие по чтению.1 класс

           Урок –путешествие. Тема: «Свет памяти, сиянье детства».          (Творчество А. Л. Барто)

Цели: расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;

формировать у детей устойчивый интерес к чтению;

побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Оборудование: портрет А.Л. Барто, выставка книг, презентация стихов поэтессы.

                        Ход  мероприятия:

Учитель. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?

Дети. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином! ( Автобус)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется над лугами,

Отливает серебром. (Самолет)

Учитель. Итак, отправляемся в путешествие. (На доске появляется автобус или самолет, в зависимости от того, что выбрали учащиеся. Дети имитируют средство передвижения.)

1 остановка.

Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:

В ней поселились мудрецы

В застекленные дворцы.

В тишине наедине

Они откроят тайны мне.

Учитель. Сейчас мы отправимся в путешествие в школьную библиотеку.

Перед  дверью, ведущей в школьную библиотеку, дети останавливаются и прочитывают табличку.

БИБЛИОТЕКА

Фамилию поэта или писателя,с которыми вы познакомитесь сегодня вам нужно угадать:

 

1.Два барашка-братца

Пришли пободаться.

Положи конец борьбе-

Преврати их в букву  ….

2. Врач умеет очень просто
Наше горло проверять -
Он всегда при этом просит
Эту букву называть.

3.Рак — речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни…

4.Тигр - это та же кошка,

Только дикая немножко.

Тигр запомнил каратэ,

Так он учит букву ...

5.Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ...

Правильно, БАРТО.

В библиотеке выставка книг с произведениями А. Л. Барто.

Учитель. Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?

Дети. А.Л. Барто писала стихи для детей.

Учитель. Я вижу, что вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях?

Рассматривание портрета писательницы.

Учитель. Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова:“ Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!” Это - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек - стихи Агнии Барто.

«Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: "Почитать тебе Барто?" - и он кивнет головой. Барто - это для него значит - понятные, веселые и интересные стихи.  Это значит - он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить.(С. Михалков)»

Ребята, в этом году исполняется 109 лет со дня рождения детской писательницы Агнии Барто. А родилась она в начале XX века, 17 февраля 1906 года в городе Москве. Здесь училась и выросла. Стихи начала писать еще в раннем детстве, в первых классах гимназии. И первым слушателем ее стихов был отец Лев Николаевич ветеринарный врач. Он очень любил читать, а из писателей больше всего ценил Льва Толстого. Когда Агния была совсем маленькой, отец подарил ей книгу под названием «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой». С помощью этой книги, без букваря, он обучил Агнию читать. Вообще-то Агния Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее.

А теперь давайте пронесемся по произведениям нашей любимой поэтессы.

1-я  станция,; на которой мы сделаем остановку, называется «Игрушка».

Ведущий читает слайд: Вы были совсем маленькими, а уже знали стихи про Мишку, про девочку Таню, которая заплакала, когда мячик упал в воду. Про мальчика в матросской шапке, который сам пускает кораблики. Давайте вспомним ваши первые стихи, которые вошли в первую книгу «Игрушки»

(по слайдам со звуком вспоминают стихи «Лошадка» «Мишка» «Грузовик» «Зайка» «Козлёнок» «Самолёт» «Кораблик»)

Уронили мишку на     пол,                    

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.          

Зайку бросила хозяйка

– Под дождём остался зайка.

 Со скамейки слезть не мог,

 Весь до ниточки промок.

 Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик  По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

-Прокати, капитан!

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

Ведущий: Вы подросли, и вместе с вами «выросли» стихи Агнии Барто. Они расскажут вам веселые и грустные истории о ребятах, об их хороших и плохих поступках. Точно с такими мальчиками и девочками встречаетесь вы в школе, во дворе. Барто, как художник, пишет портреты ребят. В ее книгах вы найдете целую «портретную галерею».

Следующая станция: «Школа»

В школу

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

У Агнии Барто много сатирических стихов о школьниках. Многие ребята бывают несобранными, неусидчивыми при выполнении домашних заданий. Они часто откладывают их выполнение, а, делая задания, постоянно отвлекаются. Все это мешает им хорошо учиться. Вот и в стихотворении «Сережа учит уроки» Барто показывает мальчика, который «решил учить уроки: Но за это время успел поговорить с электромонтером, поиграть в футбол, починить самокат. И в итоге, ….давайте послушаем.

Учитель читает:

СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ 

Сережа взял свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но тут как раз пришел монтер.

Сережа начал разговор

О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтер,

Как нужно прыгать с лодки,

И что Сереже десять лет,

И что в душе он летчик.

Но вот уже зажегся свет

И заработал счетчик.

Сережа взял свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно,

Что двор сухой и чистый,

Что дождик кончился давно

И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь.

Озера могут подождать.

Он был, конечно, вратарем,

Пришел домой не скоро,

Часам примерно к четырем

Он вспомнил про озера.

Он взял опять свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но тут Алеша, младший брат,

Сломал Сережин самокат.

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате.

Он с ним возился полчаса

И покатался кстати.

Но вот Сережина тетрадь

В десятый раз открыта.

- Как много стали задавать!-

Вдруг он сказал сердито. -

Сижу над книжкой до сих пор

И все не выучил озер.

Ведущий: В классах есть такие ребята, кто по поводу и без повода жалуется на всех остальных учительнице и родителям. У них возникает привычка постоянно и порой несправедливо в чем-то обвинять, обличать окружающих, преувеличивая их действительные недостатки, не говоря уж о мнимых. Такие ребята становятся недоброжелательными, нетерпимыми, спесивыми по отношению к людям. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними.

«Сонечка».

Тронь её нечаянно -

Сразу: - Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

Ой, я укололась! -

Слышен Сонин голос. -

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

- Голова болит...

Я бы полежала бы -

Мама не велит.

Сговорились мальчики:

- Мы откроем счет:

Сосчитаем жалобы -

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

Учитель. А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.

Любочка

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперёд.

Говорит она, толкаясь:

- Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке:

- Это детские места.

- Ну садись! - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

Стихотворение :Рёвушка

Физминутка:

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.

— Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. —
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!

— Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе...

Доскакала до угла.
— Я б не так еще могла
!

Станция  Сатира

Ведущий: Когда послушаешь стихотворения Агнии Львовны да посмеешься, вдруг понимаешь, что и сам иногда бываешь похожим на жадного Егора или невежливую Любочку. Такие стихи, где автор показывает ваши недостатки, называются сатирическими. Зачастую сам человек не замечает их, а прочитает или послушает стихотворение и поймет, как не надо поступать, захочет исправиться, стать лучше. Ведь все хотят быть хорошими, правда, ребята?

смешинки


Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них. (

Вот защитник

Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно
Я и сам её побью.

Волшебные очки

Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наде-нешь, посмотришь в тетрадку ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому же нужны такие очки?
Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.

Ведущий:  В 1964 году Агния Львовна придумала радиопередачу «Найти человека». Вы знаете, что во время Великой Отечественной войны наши соотечественники теряли своих родных: родителей, братьев, сестер. Многие дети жили тогда в детских домах. Радиопередача «Найти человека» передавала адреса и имена, потерявшихся на всю страну и помогла очень многим людям найти своих близких.

Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием. Это еще одна, очень важная, страница творчества Агнии Барто.

ПИСЬМО СТАРШЕМУ
БРАТУ

Мы письмо тебе писали

В адрес почты полевой,

Мы письмо тебе писали,

Вдруг пришел товарищ твой.

На петлицах по две шпалы,

Две медали у него,

Он сказал мне:

— Здравствуй, малый,

Я от брата твоего...

— Жив ли он? —

Спросила мама.—

Жив ли он?

Скажите прямо!

Я мигал ему глазами,

Делал знаки как умел.

Говорить не надо маме!

Мама белая как мел!

Станция животные

Агния Львовна была дочерью ветеринара - это врач, лечащий животных. Кто самый известный сказочный доктор, который лечил животных? ( Доктор Айболит) У них дома постоянно находилось много животных, часто больные. А ведь животные порой бывают такими беззащитными. Она много писала о них.

ЖУК

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!

В 1939 г. был написан сценарий фильма «Подкидыш». Фильм пользовался огромной популярностью.

Ведущий: После войны были написаны сценарии к фильмам «Слон и веревочка», «Десять тысяч мальчиков», «Черный котенок», «Алеша Птицын вырабатывает характер».

Многие стихи А. Барто стали песнями: «Любитель-рыболов» «Песенка про Петю»
«Лёшенька, Лёшенька» «Вежливый вальс» «О чём пели птицы» «Болтунья» и др.
Прослушивание и исполнение песни.

Станция «Какие дети живут на свете?»

1) Ходим парой мы с … (Тамарой).

2) Тронь её нечаянно -

Сразу: - Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

3) Синенькая юбочка, ленточка в косе… (Любочка).

Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стекло", "Вовка - добрая душа", "Мы с Тамарой", "Все учатся", "Звенигород", "За цветами в зимний лес" и другие.За своё творчество поэтесса награждена двумя орденами «Трудового Красного знамени», орденом «Знак Почёта» и медалью, которую вручили ей шахтёры Караганды. Произведения её переведены на 72 языка. Книги с детскими стихами А.Л. Барто  издаются во Франции, в Англии, в США, в Японии, в Индии, в Германии и других странах. Её по-настоящему знают и любят все «от 2 до 80», хотя Поэтессы  нет с нами уже более четверти века.

Все стихи – мудрые, весёлые и беспокойные, которые мы сегодня вспомнили, останутся с нами навсегда. Поэтессы нет с нами, но из нашей памяти эти стихи не сотрутся никогда. Творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения в поколение. Ведь ее стихи веселые, часто как бы в шутку, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее нас.

Вед. Ребята, мне хочется добавить: дарите тепло друг другу, будьте вежливы, терпимы, дорожите дружбой. Ведь не зря говорят: дружба, как стекло, разобьешь - не сложишь.

Исполнение песни «Дорогою добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по чтению Весенняя капель

Конкурс чтецов в специальных классах школы 8 вида...

Внеклассное мероприятие по чтению Осени прощальная пора

конкурс чтецов для детей специального класса школы 8 вида...

В стране весёлого детства. Творчество А.Л. Барто.

Беседа для 3-4 класса о творчестве А.Л. Барто. Стихи, кроссворд....

Внеклассное мероприятие по чтению

Цели мероприятия: закреплять знания детей, полученные в результате изучения букв , звуков....

«Свет памяти, сиянье детства». (Творчество А. Л. Барто) Внеклассное занятие по чтению.1 класс

Цели: расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;формировать у детей устойчивый интерес к чтению;побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоят...

Урок-путешествие в страну детства.Творчество А.Л. Барто. Интегрированный урок. (Музыка, литературное чтение)

Мы хотели расширить знания детей о творчестве А.Л. Барто. Готовиться к этому уроку было интересно, как учителям, так и учащимся. Так же нашей задачей было обобщить знания детей полученные  за пол...

внеклассное мероприятие в 4 классе "Книга Памяти"

Мероприятие посвящено 70-летию Великой Победы...