Активизация познавательной деятельности на уроках литературного чтения.
статья по чтению по теме

Макарова Алеся Андреевна

Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении

Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, "необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках литературного

чтения.

Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении

Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, "необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития"

Как важно, чтобы читательский "круг" не ограничивался только теми текстами, которые предлагаются в учебнике, чтобы ребенок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. "Творческим чтением движет любознательность".

Как добиться, чтобы дети любили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению постоянно возрастал? "Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным". Осознав, что интерес рождает стремление к познанию, я пересмотрела свои подходы к организации учебной деятельности на уроках литературного чтения, разнообразив их занимательным и "затруднительным" материалом, а в дальнейшем, привлечением самих учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы, кроссворды, этнография слов, головоломки, самостоятельные произведения, которые получили название "проба пера". Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих учеников, стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и быстрота чтения. Дети любят уроки литературного чтения, ведут поиск произведений авторов, изучаемых на уроках, но не входящих в программный материал, делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном.

После того, как дети самостоятельно попробовали свои силы в литературном творчестве, они сделали вывод, что нужно "осознавать за прочитанным текстом присутствие автора, с присущим именно ему- мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней" . Возрос интерес у ребят к личности изучаемых авторов, они самостоятельно стали подбирать биографическую информацию, сравнивать "условия творчества" разных авторов. Очень отрадно, что многие родители включились в эту деятельность, поддерживая интересы своих детей. Например, силами родителей собран и распечатан сборник детских сочинений-рассказов "Мой домашний любимец", а нашими первыми читателями стали ученики нашей школы.

Очень любят ребята такой вид деятельности на уроке как "5 минут речевого этикета", где обязательным составляющим компонентом является анализ и решение коммуникативных и ситуативных задач, обогащение активного словаря учащихся формулами речевого этикета, обучение развертыванию сложившихся речевых формул, их правильному употреблению через ролевую игру .

Привлечение пословиц и поговорок обогащает учебный процесс. Благодаря умело включенным в канву урока пословицам описываемые явления и события представляются наглядно-образно, кроме того, углубляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к прочитанному. Яркие по форме, лаконичные, они легко запоминаются, способствуют усвоению содержания.

Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными событиями, если они доступны учащимся, расширяют кругозор. Дети сделали для себя открытие, что пословицы и поговорки удачно применимы не только на уроках чтения, но и на других уроках. Методика использования пословиц и поговорок может быть разнообразной. Некоторые применяются для иллюстрации явлений, событий ("Много снега - много хлеба", "От грома и в воде не уйдешь"), другие - с целью объяснить их смысл ("При солнышке тепло, при матери - добро"), в третьих - надо соотнести житейский смысл и подмеченную закономерность ("В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина"). По тематике пословиц и поговорок в своей рабочей тетради ребята с удовольствием делают зарисовки-иллюстрации .

Большая работа уделяется интонационным средствам выразительности устной речи, к которым относятся громкость и темп, жесты и мимика. Названные "средства выразительности чтения и рассказывания определяются главным образом содержанием и основной мыслью речевого произведения, авторскими оценками и акцентами, настроением говорящего" . Умелому использованию интонационно-звуковых и неязыковых средств выразительности нужно учить, систематически используя их на межпредметном уровне. Что "позволяет осознать детям зависимость выбора тех или иных средств выразительности от содержания и основной мысли высказывания, способствует формированию умения самостоятельно подбирать подходящие к данному высказыванию тон, громкость, темп, выразительность". Данная работа успешно применяется мной на уроках литературного чтения и развития речи через форму "живого спектакля", где актеры - дети.

Большую помощь в активизации познавательной деятельности на уроках чтения мне оказывают тексты и упражнения из "Сборника текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения" Т. И. Кондраниной, главной целью этих упражнений является развитие техники чтения, но без насилия над ребенком, а на основе развития интереса к учебе, логического мышления, любознательности, наблюдательности.

Уроки чтения - особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему земному. А многообразная работа по привитию учащимся навыков активного чтения не проходит бесследно, это отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем умственном развитии],

Готовясь к каждому уроку, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы каждый ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока, чтобы дети могли открывать для себя что-то новое, ранее незамеченное, акцентировали свое внимание на главном, важном, добиваясь этого через творчество и интерес. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения, приобщения к великой культуре русской литературы.

Главная общая цель изучения литературы в современной школе может быть определена следующим образом: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать

художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру. Речь, таким образом, идет о воспитании читателя и через читательские качества, с их помощью - о формировании всесторонне и гармонично развитой личности.

На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране

Важнейшим приемом активизации урока литературы является организация учебной деятельности с использованием «нетрадиционных форм обучения». Это понятие включает в себя организационные формы обучения, которые позволяют создавать на уроке атмосферу заинтересованного сотрудничества между учителем и учащимся, раскрепощают школьников, помогают им проявлять свои способности.

Я на уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсьпреподнести новый материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия. Подготовканетрадиционных уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок безпривлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал? Используемаялитература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира

Что необходимо школьникам для успешной жизни в современном мире? Необходимо уметь решать жизненные задачи, видеть и решать проблемы, определять приоритеты, осуществлять осознанный выбор, самосто...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"

В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики  в начальной школе....

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Обобщение опыта по теме самообразования...

статья Активизация познавательной деятельности на уроках чтения

Приемы , методы работы учителя на уроках чтения...