Разработка урока по литературному краеведению для 3 класса "По следам биографии А. П. Пырерко"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пояснительная записка
     Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используются  технологии, которые способствуют  формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках родной литературы. 
Урок прошел с использованием ИКТ.        
На этапе мотивация (самоопределение) к учебной деятельности детям дается небольшое стихотворение, подготавливающее их к работе в доброжелательной обстановке.
На этапе актуализации знаний детей подводят к самостоятельному формулированию темы урока через проблемный вопрос.
     На этапе изучения нового материала в течении всего урока работа проходит в виде рассказа о жизни А.П. Пырерко. Этап урока  делится на три части. После каждой части задавались вопросы по теме. А между ними проходила практическая работа. На этапе практической деятельности ребятам давались ненецкие загадки. Карточки - отгадки были вывешены на доске. Дети читали загадки и выбирали отгадки.   Также  на этом этапе  работали  над ненецкой сказкой "Как медведь хвост потерял". Здесь дети делились на группы. Учитель зачитывал  сказку и каждая группа составляла вопросы по содержанию. 
На этапе рефлексии дети прошла игра «Волшебная палочка».
-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?) 
          Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:
1.Организационный момент.
 Мотивация учебной деятельности учащихся.
2.  Целеполагание. Актуализация знаний
3, 5, 7. Изучение нового материала (3 части)
Физминутка
4,6. Практическая деятельность (2 части)
8. Рефлексия. Итоги
9. Оценивание
 
Предмет: Родная литература
Тема: По следам жизни А.П. Пырерко.
Тип урока: изучение новых знаний
Цели: 
- Познакомить с краткими сведениями из жизни А.П. Пырерко, с ненецкими загадками и ненецкой сказкой «Как медведь хвост потерял», обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные познакомятся с краткими сведениями из жизни ученого, с ненецкими загадками, сказкой.
Метапредметные овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться текстом.
Личностные осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности, применяют правила общения.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
 
Средства обучения:   листы с текстами, карточки с заданиями, презентаця.Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран, 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_a.p._pyrerko.docx341.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ НАО "Основная школа п. Каратайка"

Методическая разработка по предмету родная литература

"По следам жизни А.П. Пырерко"

Учитель начальных классов: Валей Лидия Ивановна

Класс: 3

2015 г.

Предмет: Родная литература

Тема: По следам жизни А.П. Пырерко.
Тип урока:
изучение новых знаний

Цели: 
- Познакомить с краткими сведениями из жизни А.П. Пырерко, с ненецкими загадками и ненецкой сказкой «Как медведь хвост потерял», обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые образовательные результаты:
Предметные познакомятся с краткими сведениями из жизни ученого, с ненецкими загадками, сказкой.
Метапредметные овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться текстом.
Личностные осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности, применяют правила общения.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с ответами загадок, лист со сказкой на парту, чистые листы в клетку для графического диктанта, текст с биографией.

Организационный момент
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
2. Актуализация знаний (целеполагание)
-Ребята, вам знаком этот человек? (Слайд 1)
-Это Антон Павлович Пырерко.   Первый ненецкий ученый-лингвист, один из создателей ненецкой письменности, писатель, фольклорист. (Слайд 2)
- Как вы думаете, чем мы на сегодняшнем уроке будем заниматься?
(Ответы детей)
-Мы сегодня будем работать над биографией А.П. Пырерко. А также работать над ненецким фольклором, т. к. он был   фольклористом. А в конце урока вы сами попробуете составить кратко биографию, используя знания, полученные на уроке.
3. Изучение нового материала
-Ребята, кто мне скажет, а что такое фольклор? (Устное народное творчество)
- Что относится к фольклору? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки)
-Детство Антона было очень тяжелым. Вот послушайте.
Рассказ учителя о детстве ученого. (Слайд 3)
Родился в Большеземельской тундре в семье оленевода. Оставшись сиротой  после смерти родителей от какой-то скоротечной болезни, он со своей маленькой сестрой был брошен хозяином Сясько (Иваном) стойбища на окраине села Екуша на Печоре. Дети были вынуждены ходить по селам Нижне-Печорья и просить милостыню. Их везде прогоняли, а иногда и били.  Но мир не без добрых людей: детей взял к себе бедный рыбак из Оксино, а сердобольный поп из Тельвиски устроил детей в церковно-приходскую школу. Так будущий ученый и его сестра узнали азы русской грамоты. А ненецкие загадки, легенды и сказки рассказывал ему рыбак.
Вопросы:
- Где родился А.П. Пырерко?
- Кто взял детей после смерти родителей?
- Где учились ребята?
-Я уже говорила, что А.П. Пыреко был фольклористом. К фольклору относятся загадки, и  сейчас мы с вами попробуем разгадать ненецкие загадки.
4. Практическая деятельность
Работа с ненецкими загадками.
Перед каждым учеником листы с загадками. Дети читают по очереди загадки, а  отгадки выбирают из карточек, которые вывешены на доске. А потом еще проговаривают отгадки на ненецком языке.
1. На конце холма чернеет уголёк                    Песец (нохо)
2. Днём и ночью дрожит, всего боится.             Заяц (нява)
3. Ходит, а следов не видно.                       Рыба (халя)
 4. Летом - серая, зимой - белая.                    Куропатка (хабэвко)
5.У порога чума доброе существо рычит.                    Собака (вэнеко)
6. Среди плывунов стройное деревце стоит.                             Лебедь (хохорэй)
7. Великан полгода спит.                 Медведь (варк)
8. В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?                              Олень (ты)
9. Радость пастуха-оленевода
на четырёх палочках бежит,
обсохнет – за мамой побежит оленёнок (сую)
10. Она, как снег, от солнца прячется. А мышки - от неё                 Сова (ханебцё)

5. Продолжение изучения нового материала
- Продолжаем работать с биографией А.П. Пырерко. Итак, мы остановились на том, что Антона с сестрой взял к себе рыбак.
В марте 1916 года, прослышав, что старший брат Семен приехал из-за Урала и ищет его с сестрой, он сбежал "с корочкой хлебца под малицей" из Тельвисочной школы. До конца жизни он помнил, как брел голодным в сильный мороз по дороге в Пустозерск, слыша вокруг страшный волчий вой. Упал и почти уже замерз, но брат случайно, разыскивая Антона в Тельвиске, нашел его в сугробе: старая малица изломалась на куски от мороза. Началась батрацкая жизнь, с декабря 1916 года он стал помогать брату пасти стадо того самого Сясько (Ивана) Пырерки, который бросил его пять лет назад.
- Кто такой батрак?
Но от жадного хозяина братья сумели уйти к русским промышленникам и торговцам, имевшим в Большеземельской тундре большие стада оленей, сначала к Павлову, а потом к Кожевину. В декабре 1925 года Антон начал работать старшим пастухом Юшарского тяглового стада кооператива "Кочевник", одновременно являясь членом правления и продавцом. 
Вопросы:
- Кто  искал детей?
- У кого батрачили братья?
-Кем в последствии стал Антон?

6. Практическая деятельность

-А.П. Пырерко писал также сказки. Сейчас мы, с вами поработаем с ненецкой  сказкой. Но перед этим вы выполните графический диктант, после которого вы узнаете главного героя и название сказки.
Работа с ненецкой сказкой.
Графический диктант "Медведь"

http://master-kid.ru/wp-content/uploads/2013/03/3.jpg

- Итак, о ком  пойдет речь в сказке? (О медведе). Сказка называется "Как медведь хвост потерял".
Чтение сказки учителем.
-На какую русскую народную сказку похожа? («Лиса и волк»)
- Чему учит сказка?
Класс делится на группы и составляет вопросы по тексту, затем их зачитывают и отвечают.
- Внимание, задание. Составьте вопросы по сказке, используя текст, который лежит перед вами (Дети работают с вопросами)

7. Продолжение работы над биографией
1. -Продолжаем работать над биографией А.П. Пырерко. Перед вами текст.
(На листах текст для работы. Приложение.  Ученики читают по цепочке)
В апреле 1926 года молодого грамотного ненца отправили учиться на кооперативные курсы, а уже в августе он поехал в Москву и зашагал по лестнице знаний все выше и выше. Закалка, полученная в жестоком беспризорном детстве, помогла ему стать ученым. Антон писал статьи и книги, пособия и словари, неустанно собирал ненецкий фольклор, готовил к защите диссертацию. Книги Антона Пырерки "Единственный сын старушки", "Младший сын Вэдо", около десяти сборников сказок.  А когда пришел час войны, пошел добровольцем на фронт. Антон Пырерка погиб на станции Стрельно под Ленинградом в 1941 г.
В Нарьян-Маре  имя А.П. Пырерко носят улица (на которой находятся пожарная часть, детский садик, аптека) и Ненецкая школа-интернат. На здании окружной библиотеки высечен барельеф ученого.

-Что еще вы узнали о писателе? (ответы детей)

2. -А сейчас поработаем парами. На уроке вы узнали некоторые сведения из жизни А.П. Пырерко. Перед вами листы. Задание: вам нужно дописать предложения, так чтобы получилась краткая биография писателя.

Допиши слова так, чтобы получилась биография ученого (Работа в парах)

Родился___________________________________________________

Рано лишился___________________________________________________

Их взял к себе __________________________________________________

Учился______________________________________________________

Пас________________________________________________________

Работал____________________________________________________

Писал_______________________________________________________
Проверка.
-Итак, что у вас получилось? (ученики зачитывают свои  работы, дополняют, корректируют)

8. Итоги урока. Рефлексия.

-О ком сегодня на уроке говорили?
«Волшебная палочка».
-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)
-Почему?
9. Оценивание

Приложение

...В апреле 1926 года молодого грамотного ненца отправили учиться на кооперативные курсы, а уже в августе он поехал в Москву и зашагал по лестнице знаний все выше и выше. Закалка, полученная в жестоком беспризорном детстве, помогла ему стать ученым. Антон писал статьи и книги, пособия и словари, неустанно собирал ненецкий фольклор, готовил к защите диссертацию. Книги Антона Пырерки "Единственный сын старушки", "Младший сын Вэдо", около десяти сборников сказок.  А когда пришел час войны, пошел добровольцем на фронт. Антон Пырерка погиб на станции Стрельно под Ленинградом в 1941 г.
В Нарьян-Маре  имя А.П. Пырерко носят улица (на которой находятся пожарная часть, детский садик, аптека) и Ненецкая школа-интернат. На здании окружной библиотеки высечен барельеф ученого.

        

Приложение

Допиши слова так, чтобы получилась биография ученого (Работа в парах)

Родился___________________________________________________

Лишился___________________________________________________

Взял к себе __________________________________________________

Пас________________________________________________________

Учился______________________________________________________

Работал____________________________________________________

Писал_______________________________________________________

Приложение

Как медведь хвост потерял

(ненецкая сказка)

Жила когда-то лиса, а рядом в лесочке медведь жил. Часто они
встречались, жили дружно, как родные братья. В те времена у медведя хвост
пушистый да длинный был.
Однажды лиса говорит медведю:
- Пойду рыбки половлю, хочу свеженькой отведать. Медведь спросил:
- Как же ты, сестричка, голыми руками рыбу станешь ловить?
Лиса говорит:
- Очень просто: суну хвост в прорубь, рыба сама придет - любит она за
хвост цепляться!
Так лиса и ушла на ловлю.
Как раз тут мужики рыбу ловили. Лиса легла на снег, как мертвая.
Наловили мужики рыбы, уложили на нарту и поехали. На дороге лису увидели и
на рыбу в нарту ее положили. Лиса мешок с рыбой прогрызла, рыбу на дорогу
всю выбросила, а потом и сама убежала.
Сидит лиса и ест рыбу. Медведю даже завидно стало, Думает: Так-то и я
могу наловить!
Пошел медведь на реку, засунул хвост в прорубь и сидит.
Долго сидел так. Надоело. Думает: Дай попробую, много, должно быть,
уже рыбы на хвосте!
Начал хвост из воды тащить, а хвост, оказывается, примерз. Стал медведь
тогда изо всех сил дергать свой хвост, да и оторвал его.
С тех пор медведь без хвоста остался. Никакого хвоста у медведя теперь
нет.

Приложение

Ненецкие загадки

На конце холма чернеет уголёк                                  Песец (нохо)

Днём и ночью дрожит, всего боится.                         Заяц (нява)

Ходит, а следов не видно.                                             Рыба (халя)

 Летом - серая, зимой - белая.                                    Куропатка (хабэвко)

У порога чума доброе существо рычит.                         Собака (вэнеко)

Среди плывунов стройное деревце стоит.                         Лебедь (хохорэй)

Великан полгода спит.                                                       Медведь (варк)

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?                                              Олень (ты)

Радость пастуха-оленевода

на четырёх палочках бежит,

обсохнет – за мамой побежит                                       Оленёнок (сую)

Она, как снег, от солнца прячется. А мышки - от неё.                 Сова (ханебцё)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному краеведению "Мой край Ямал"

Конспект обобщающего урока по литературному краеведению  для учащихся 2-3 класса. Загадки,  фототесты, кроссворды помогают  разнообразить виды деятельности на уроке. Кроме того, в ...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Урок по литературному краеведению "Ненецкие загадки"

На уроке дети знакомятся с ненецкими загадками, как жанром устного народного творчества, учатся составлять загадки....

Презентации к уроку по литературному чтению в 4 классе "Биография и творчество А.Гайдара"

Презентации к уроку по литературному чтению в 4 классе "Биография и творчествоА.Гайдара"...

План - конспект урока по литературному краеведению

Учитель: Садомина Апполинария МаксимовнаПредмет: литературное краеведениеТема: Л.В. Лапцуй «Тундра шепчет»Цели: 1.      Познакомить учащихся с биографией Л.В. Лапцуй.2....

Сценарий урока по литературному краеведению "Легенды ненецкого народа" - 3 класс

Сценарий урока по литературному краеведению "Легенды ненецкого народа" для 3 класс...